Война в Карабахе. Фактор Эрдогана. Часть 3

Мы продолжаем наш диалог о перспективах карабахского конфликта с профессиональным военным конфликтологом Игорем Лифановым.
– Игорь Геннадьевич, в отличие от России, которая демонстративно придерживается нейтралитета в этом конфликте, Турция стала и триггером, и активным участником конфликта. Все политологи не только пугают нас небесными карами за это невмешательство, но и угрожают критическим усилением Турции в Южном Закавказье. Насколько действительно опасно это усиление Турции в регионе?
– Для нас гораздо опаснее и страшнее – усиление в регионе Америки и всего коллективного Запада. А Пашинян и сделал из Армении самый натуральный западный форпост. И теперь Эрдоган и Алиев общими усилиями его разрушают. И что в этом плохого?
– Западное присутствие в Армении было бы критическим?
– При той политике, которую вел Пашинян (и от которой он не отказался до сих пор), в Армении рано или поздно (а скорее рано) появились бы базы НАТО. И ракеты были бы направлены на Ростов. И это был бы совсем другой военно-политический расклад возле наших границ. Армяне предали бы нас (и всю свою историю) так же легко, как это сделали в свое время спасенные нами сербы и болгары. Мы это уже проходили. И это не входило в наши интересы. Зато входило в интересы Пашиняна. Поэтому Армения сейчас проходит те же кровавые уроки, которые в свое время преподали Грузии, решившей уйти под крыло Евросоюза.
Судя по всему, ей придется пожертвовать часть своей территории. Но по-другому евроориентированные политики в СНГ не понимают, судя по всему. Конечно, выбор между Эрдоганом и Западом – не лучший вариант. Но в большой политике нередко приходится выбирать между плохим и очень плохим. Или между плохим и невозможным. Так и Эрдоган для нас в Закавказье – меньшее зло, чем Запад в том же регионе. Кроме того, активное участие России в этом конфликте чревато потерей нашей роли главного координатора переговорного процесса.
По плану наших западных «партнеров», Турция в таком случае вступает в борьбу на стороне Азербайджана, а Россия на стороне Армении. В результате место нейтрального посредника освобождается и его занимают США и ЕС. Налицо попытка заменить Россию Евросоюзом и США в этой роли. Вот такова роль была отведена Пашиняну. Но он с ней не справился.
– А чем все-таки Эрдоган лучше?
– Во-первых, он – наш геополитический сосед. Во-вторых, он не хочет войны с Россией, не вводит против нее никаких санкций. В-третьих, на сегодняшний день он – один из немногих блистательных и успешных политиков современности. Он умеет добиваться своих целей и в мирное время, и на разнообразных театрах военных действий. И самое главное – он человек слова и дела. И слова его с делом не расходятся. Это даже Путин отметил на Валдайской встрече.
В отличие от тех же европейских политиков, в глазах Путина окончательно потерявших лицо на фоне срыва всех договоренностей по Северному потоку, Эрдоган не только сохраняет лицо, твердо выполняя все взятые обязательства, но и стремительно набирает очки в мусульманском мире. С таким соседом надо считаться. И дело даже не в том, плох или хорош сам Эрдоган, а в том, что на его фоне все политические лидеры Европы выглядят либо политическими карликами, либо импотентами, либо марионетками США. Они – не люди слова. И не люди дела. И уж точно не самостоятельные игроки. И какой смысл с ними о чем-то договариваться?
Эрдоган так и заявил: мы тридцать лет ждали, что вы разрешите карабахский кризис. Вы не смогли сделать НИЧЕГО. Я – решу этот вопрос. И решает. Как может.
– А как быть с убийством в Анкаре российского посла Карлова, убийством российского летчика, прочими геополитическими подставами?
– Что-то подсказывает мне, что это были подставы самого Эрдогана внутренней (и внешней) оппозицией. Перед убитым летчиком он, между прочим, встал на колени – перед оправкой его тела в Россию. А гроб нашего бойца был покрыт флагом России. А семью убийцы подверг репрессиям. На турецком внутриполитическом небосклоне не все радужно до сих пор.
– А как же вся наша совместная трагичная и кровавая история, наши двенадцать войн?
– А с кем Россия не воевала? С Германией – два раза, с Францией, Польшей, Финляндией, Швецией... И ничего. Почти со всеми этими странами сохраняем дружеские отношения. История – дама капризная. Нельзя брать во внимание лишь трагический опыт взаимоотношений. В конце концов, и Путин, и Эрдоган сейчас делают историю, а не идут на поводу у событий...
– Еще Петр Первый говорил: турку - не верь. О коварстве турок есть масса пословиц и поговорок у разных народов мира со времен кровавого господства Блистательной Порты...
– В обывательском смысле Эрдоган, конечно, классический коварный турок. Но в геополитическом – очень надежный партнер. Он никогда в одностороннем порядке не нарушает достигнутых договоренностей. А вот договориться с ним порой бывает очень непросто. Доходит и до применения силы. Просто есть области, где договоренностей достигнуть так и не удалось. И тогда в области этих интересов и регионов у сторон оказываются развязанными руки.
До прямых боестолкновений двух наших армий дело, конечно, не доходило, но вполне себе болезненные уколы и предложения Эрдоган периодически получает при пересечении той или иной красной черты. Да, он всегда тестирует границы дозволенного. За ним надо держать ухо востро. И при каждом нарушении зон безопасности бить по рукам.
Но таковы законы Большой Политики. Достаточно вспомнить теракт в центре Стамбула против отряда турецких летчиков (тогда погибло 27 турецких асов) после расстрела нашего летчика в Сирии. Или недавний разгром в той же Сирии на территории, контролируемой турками, отряда игиловцев*, которые готовились к отправке в Карабах.
Политики так и говорят: «Вот здесь мы сотрудничаем, здесь – не договорились, а вот здесь – запретная зона. При ее нарушении с Каспия могут и "Калибры" прилететь…».
Это дипломатия, а не вражда до гроба или дружба взасос. Искусство возможного. Я уж молчу про Южный поток и про то, что в Турции наши специалисты строят атомную станцию. Война – войной, а бизнес-контракты с турками по расписанию.
– Есть опасения, что вскоре на территории Каспия появится база турецких войск – то есть фактически база НАТО...
– Я думаю, невозможность этого сценария неоднократно обсуждалась с Эрдоганом. Это – красная черта, табуизированная тема. Ему наверняка дали понять, где проходит линия красных флажков. И если она будет нарушена – свое слова могут сказать и «Калибры».
И еще есть важная мысль. У нас ведь есть не только «Калибры». Пока у нас в политике совершенно не используется фактор нашего ядерного оружия. Наши ядерные силы десятилетиями играли лишь «сдерживающую» роль. Но это пассивная ядерная политика. И нам надо учиться применять наш ядерный потенциал и в активной внешней политике. Ибо здоровая и по делу высказанная (хотя б на уровне намека) угроза ядерной бомбой способна творить чудеса...
– Но игнорировать усиление Турции в регионе невозможно. Она уже скупила половину Грузии, и с Азербайджаном у нее "два государства одного народа"…
– Грузия давно уже никому не интересна как актор международной политики на пространстве СНГ. У нас уже много лет нет никаких дипломатических отношений – и что? Мир перевернулся? А что касается отуречивания республики... Они сами выбрали этот путь. Отказавшись от русского влияния и раздув абсолютно иррациональное кадило русофобии, они логично оказались под турецкой плеткой. А что они хотели?
Я вообще считаю, что в отдаленной перспективе у Грузии нет никаких шансов остаться самостоятельным государством, а сами грузины окончательно потеряют свою уникальную аутентичность. Но таков был их исторический выбор. И даже если эта «маленькая, но гордая страна» станет вилайетом Турции, для нас это будет меньшее зло, чем нынешняя злобная русофобская республика.
–Нас пугают также и тем, что Азербайджан тоже станет турецким вилайетом…
– Ильхам Алиев – не идиот. И я уверен, что сферы и зоны влияния между Алиевым и Эрдоганом тоже поделены очень четко. Но даже если это будет так – тоже ничего критичного. Лишь бы это не угрожало нашим стратегическим интересам в регионе. А Армения своим прозападным курсом реально угрожала нашим интересам.
Нас не очень волнует замещение недружественного нам населения в той или иной республике на население предсказуемое. В конце концов, народы и их лидеры сами делают свой выбор. А турки гораздо более предсказуемы, чем современные грузинские и армянские элиты. Нас волнует контрольный пакет акций России в регионе. Вот его терять нельзя никогда, ни в коем случае и ни при каких обстоятельствах…
Беседовал: Вадим Степанцов
* ИГИЛ - террористическая организпция, запрещенная на территории РФ
Читайте также:
Комментарии читателей Оставить комментарий
отуреченная Грузия (мало Византии) России не нужна даже РыФе не нужна
Если ты не умеешь общаться с правильными людьми -это твоя проблема!Армяне,как и все народы мира бывают и хорошими и плохими!Наблюдатель хренов...
Хватит выпендриваться,и так все бочки катят на кавказцев.
Не гони волну,как гритца.
Я не считаю нужным начинать комментарии с демонстрации своего знания таблицы умножения.
Нарываешься? Не выйдет, со шпаной только очно и молча.