За атаку на Академию наук правительство должно поплатиться отставкой

Все то, что произошло за последнее время вокруг Академии наук (речь идет не только о внесении медведевско-ливановского проекта ее ликвидации, но и о его рассмотрении в Думе, включая то, что называют «компромиссом второго чтения»), оставляет очень неприятное впечатление. Если это компромисс – то компромисс очень сомнительный. Это даже не Брест-Литовск, а скорее Виши.
Был такой старый анекдот. Сталин говорит, обращаясь к Политбюро: «Товарищи, нам предстоит принять очень важное решение, состоящее из двух пунктов. Пункт первый: расстрелять всех членов Политбюро. Пункт второй – выкрасить Кремль в зеленый цвет». Члены Политбюро в изумлении спрашивают: «А Кремль-то зачем в зеленый цвет красить?», на что Сталин отвечает: «Я так и знал, что пункт первый возражений не вызовет. Тогда им и ограничимся».
Давайте вспомним, чего хотело правительство, внося скандальный законопроект:
- во-первых, отобрать у Академии наук собственность;
- во-вторых, унизить Академию, показав, что она всецело зависит от власти, что в случае излишней самостоятельности в суждениях по общественно значимым проблемам у власти найдутся рычаги, чтобы наказать «бессмертных».
- в-третьих, продемонстрировать, что у Академии и академиков нет никакого академического иммунитета по отношению к власти;
- в-четвертых, постараться унифицировать и регламентировать деятельность Академии в соответствии с бюрократическими представлениями приятелей Медведева;
- в-пятых, продемонстрировать, что слухи о скорой политической смерти правительства (точнее, группы Медведева) преувеличены. И в момент, когда все ждали, что правительство начнет вести себя послушнее по отношению к обществу, показать, что оно еще живо и способно наносить удары по своим недоброжелателям. То есть показать, что эта группа ничего не боится. То же самое демонстрировалось вполне вызывающей поездкой Дворковича в Париж на встречу с Гуриевым и сделанным после этого Гуриевым заявлением о его готовности помогать Навальному. Кстати, судя по ряду данных, Гуриев участвовал в разработке правительственной концепции ликвидации РАН.
Кто-то считает, что атака была отбита, что «правительству дали по рукам», что Академия отстояла свое право на существование. Но если посмотреть, что из пяти задач правительства было реализовано, а что – нет, то получается, что ему не удалось добиться только одного – перестроить управление Академией. Но не факт, что это всерьез волновало инициаторов нападения.
Главным, как несложно увидеть, был вопрос о собственности. Имущество и недвижимость Академии власти взяли под свой контроль. То, что правительственное ведомство, которое будет им распоряжаться, пока будет возглавлять президент Академии, в общем-то, несущественно. Он, возможно, существенен для Медведева и его группы (большой вопрос, что будет с ними через три года), но он несущественен с институционально-властной точки зрения. Распоряжается теперь не Академия, а исполнительная власть. Фортов покинет пост руководителя Агентства – Агентство останется. И у власти найдется кому назначить на это место того, кто «правильно распорядится» этой собственностью.
Что, собственно, произошло? Непривычных к такому обращению академиков взяли за горло и страшным «ливановским» голосом крикнули: «Убью!» Когда же академики отдали имущество, то горло отпустили и примирительно сказали: «Живи пока. Я пошутил».
Академию унизили. Продемонстрировали отсутствие пиетета перед ней у власти. Показали жизнеспособность и опасность правительства. Управление не унифицировали, из государственной организации в общественную не переделали, но, повторюсь, возможно, это волновало правительство меньше всего.
Вряд ли люди, которые сами никак не связаны с научной деятельностью, всерьез были озабочены тем, как наиболее эффективно управлять фундаментальными исследованиями. Они до сих пор думают, что эффективность научного поиска измеряется числом цитирований в англоязычных журналах. Хотя вопросы собственности и распределения средств их, конечно, интересуют.
Собственность отобрали – регалии оставили. Но в том, что правительству что-то не удалось сделать в отношении Академии, нет компромисса. Потому что главным было вообще иное: кто значимее – правительство и бюрократия или Академия и ученые. Раз после предложения ликвидировать Академию, действительно созданную еще Петром I, правительство не отправлено в отставку – значит, оно осталось безнаказанным. А если оно осталось безнаказанным, то надругательство над Академией совершено: показано, что покушаться на нее можно.
Суть Академии не в том, что она чем-то управляет, а в том, что она неприкосновенна и рассматривается как высший носитель авторитетности в светском обществе. И не только в нем, потому что созданы Академии были еще не в светских обществах.
Предложение о ликвидации Академии наук и слиянии ее с теми или иными другими академиями столь же вызывающе бестактно, как если бы правительство, например, объявило о ликвидации РПЦ и слиянии ее с протестантами и мусульманами. Такого рода мысль не приходила в голову ни одному даже атеистическому правителю страны, не говоря уже о том или ином его заведующем хозяйством, которым, по сути, в России является глава кабинета министров.
Участники событий не отдают себе отчета в том, что обществу и науке действительно нанесено унизительное оскорбление. И правительством как таковым, и тем, что оно (или, во всяком случае, инициаторы этой инициативы – Ливанов, Дворкович, Голодец и Медведев) не только не привлечены после этого к уголовной ответственности, но и сохраняют свои посты.
И в довершение. Только что Левада-центр огласил свои данные, имеющие непосредственное отношение к вопросу о том, людей каких профессий уважает страна и кого она не уважает.
Первая сверху тройка уважаемых профессий – врачи, учителя, ученые. Первых уважают 55% и не уважают 8%, вторых – соответственно 48 и 4%, третьих уважают 44% и не уважают 1%.
Первая тройка снизу – тройка самых неуважаемых профессий. На первом месте – политики и депутаты, затем – работники шоу-бизнеса и, наконец, государственные служащие и чиновники. Первых уважают 3% и не уважают 35%, вторых – соответственно 3 и 28%, у третьих точно такое же соотношение.
То, что чиновники и политики из правительства внесли подобный проект, доказывает, что общество право, не уважая их. То, что депутаты в ответ не отправили это правительство в отставку и приняли его проект, пусть и с поправками, доказывает то, что общество неслучайно не уважает и их. Очевидно, что нам пора задуматься о том, как создать систему, когда не министры и депутаты будут оценивать науку и ученых, а ученые и педагоги будут оценивать эффективность правительства и решать, как наказывать министров за плохую работу.
Но, хорошо, допустим, что все эти оценки неверны и общество заблуждается. Допустим, что изменения, внесенные в скандальный закон президентом после встреч с учеными, полностью изменили саму заложенную в нем концепцию. Об этом говорил Дмитрий Песков, сказавший, что изменения носят концептуальный характер. Об этом говорил в интервью Дмитрию Киселеву Евгений Примаков, сказавший, что эти поправки изменили характер документа на 180 градусов. Хорошо, допустим, что это так.
Но если после внесения правительством документа в парламент президенту приходится концептуально, на 180 градусов, менять внесенный документ, то получается, что правительство одобрило и внесло концептуально порочный и абсолютно негодный проект. То есть либо в правительстве сидят абсолютно непрофессиональные и безграмотные люди, либо там сидят откровенные враги и вредители.
За такие вещи все же нужно отвечать, потому что концептуально негодные проекты в парламент может вносить только концептуально негодное правительство.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Зато академики на иномарках ездят.Своего не могут создать вот и ездят на дорогих иномарках.Мне стыдно что наши ученые не могут создать автомобиль которым могли бы восхищатся другие страны.К тому же академики ездят на дорогих автомобилях значит не хило живут.
Зачем отдавать в собственность академии им надо предоставить в пользовании.А то все распродадут если отдать в собственность.Теперь академии не очень люди доверяют.лженаука процветает у них и говорильня.
Нечего сюда РПЦ приплетать. В правительстве верующих нет. Есть стоящие со свечками время от времени.
"В 1998 году доперестроечное мясо стоило недорого, но его уже почти не осталось "
И что это за "доперестроечное" мясо? Я лично не понял термина. Моржет разъясните?
Когда и чего не было в магазинах?
В 1991 году? Дык, если у тебя были легальные 50 баксов со справкой - в Березке или Чайке можно было купить что угодно.
В 1998 году - в магазинах все было, а зарплата в 50 долларов после дефолта и обвала курса рубля была действительно достаточно большой.
А в 1997 году зарплата 50 баксов действительно смотрелась смешной....
Насчет того, что у нас возросло в 20 раз - в 1998 году зарплата сварщика была на уровне не выше 10 баксов, сейчас - больше 1000, рост в 100 раз, а академиков (если Вам верить) - только в 20... Причем ХОРОШЕГО сварщика и на 1000 баксов не всегда найдешь....
Причем тут академики, если у нас произошел стремительный рост цен от смешных к мировым и стремительный рост зарплат, которые еле поспевали за этими ценами?