Путь круглого отличника в злодеи лежит через ЕГЭ

Сегодняшний инцидент в московской школе № 263 – это все же несколько больше, чем просто захват в заложники и двойное (а возможно, и тройное, если тяжело раненный полицейский не выживет) убийство.
Сразу кто-то вспомнил про Беслан, но там действовали предсказуемые отморозки, мотивированные предельно цинично, а тут – типично американский сценарий: «эмоционально сорвавшийся» школьник, с которого и взять-то нечего, взял у отца оружие и пошел разбираться с учителем.
«Убийство в московской школе: рвущийся к медали старшеклассник застрелил учителя и полицейского»
Спецрепортаж КМ ТВ
История эта, пожалуй, даже пострашнее былых массовых расстрелов в Москве, даже страшнее бойни в Белгороде, где от шальных пуль погибли дети. Здесь с оружием в школу, чтобы поквитаться с учителем, проник ребенок. Отличник, призер олимпиад, претендент на золотую медаль, гордость школы (всё со слов одноклассников и учителей)!
Заметим, что таких характеристик не давали ни Евсюкову, ни Виноградову, ни Помазуну. В тех случаях каждый раз только оставалось недоумевать: как не заметили, почему не предотвратили, несмотря на все предшествующие тревожные «звоночки»? А здесь внешне все благополучно, нечего предотвращать. Вполне вероятно, что отец Сергея Г. спокойно хранил дома оружие, веря, что история с «белгородским стрелком» – это не про их семью.
Что же вселило настоящий ад в светлую умную голову школьника из благополучной семьи, которому, судя по его достижениям, светило вполне себе радужное будущее – хорошее образование, хорошая карьера? Сложно себе представить, что конфликт с учителем действительно стал поводом: похоже, что скорее последней каплей, пройденной точкой невозврата. А что же в основе? Это должны, по идее, выяснить психологи. По всей видимости, выводы им предстоят интересные и почти неизбежно обличающие пороки нынешней образовательной и воспитательной системы, которая, как нам до сих пор казалось, тем выгодно и отличается от американской, что способна самого эмоционально устойчивого школьника остановить у последней черты, умело и вовремя переключить в конструктивное русло, не отпуская дело на самотек.
Так казалось до сегодняшнего дня...
В беседе с обозревателем KM.RU известный психиатр, криминалист Михаил Виноградов обозначил главного виновного в случившейся в московской школе трагедии:
– Школа обязана была все это видеть, предвидеть и работать с этим мальчиком. Семья – в относительной степени. Если папа с мамой не педагоги, то они могут и не понимать, что творится с их ребенком. Отличник, идет на золотую медаль – чего беспокоиться? А школа должна была и знать о его конфликте с учителем, и предвидеть возможные проблемы. Правильно ведь говорят: «В тихом омуте черти водятся», а чем тише ребенок, тем опаснее потом у него будет взрыв. Так что основная вина именно на школе: они должны были вовремя забить тревогу и не проглядеть грядущую опасность.
С ним согласился также ведущий эксперт Всероссийского фонда образования Олег Сергеев:
– То, что в школе происходят такого рода «суициды», когда ты, убивая других, убиваешь сам себя, – это все в том числе следствие неудовлетворительной психологической атмосферы, в которой общество в настоящее время находится. Очевидно же, что бездумно перенимаемый иностранный опыт ни к чему толковому в конечном счете не приведет. И я настаиваю на прямой связи между сложившейся патологической атмосферой в школе и внедрением ЕГЭ.
Натаскивание на этот экзамен – обоюдный сильный стресс как для самого педагога, так и для ученика, тем более в нашем случае, когда речь идет об отличнике, претендующем на золотую медаль. Можно только представить ту степень эмоционального напряжения, которое приходится выдерживать ребенку, на которого напирают и родители, и учителя, и который при этом именно «натаскивается» на высокий балл, а не готовится к экзаменам нормально. И на этом этапе, не исключаю, в психике ребенка могут запускаться некие необратимые механизмы, которые, если упустить ситуацию из-под контроля, рискуют вылиться в трагедию.
Да, у нас сейчас в школах работают всевозможные психологи, тьюторы и так далее. Их и ввели-то как раз с учетом того, что в новых условиях детям и родителям приходится гораздо сложнее. Но, как видим, даже эта паллиативная мера не гарантирует, что истории, подобные той, о которой мы говорим, не произойдут в будущем. Ведь чем нынешняя ситуация образовании фундаментально отличается от прежней, что была в советские годы? Тогда наше образование было построено на воспитании, а иного образования и не может быть, может быть только имитация, суррогат. И нынешний Закон «Об образования» писали люди неграмотные, которые вообще опустили слово «воспитание» в его тексте.
Есть такая страшная статистика, согласно которой Россия «впереди планеты всей» по подростковому суициду, опережая другие страны по этому показателю в три раза. Это уже не спишешь на погрешности в подсчетах. И школа просто не имеет права оставаться в стороне от этих бед, кивая на родителей: мол, наше дело – предоставлять образовательные услуги, а личность ребенка формируйте вы, в семье.
Причем, что интересно, всплеск этих негативных тенденций мы зафиксировали как раз начиная с 2008-2009 годов, то есть как раз с тех самых пор, когда ЕГЭ был окончательно внедрен в нашу систему образования в штатном режиме.
И есть похожие данные не только по России. Например, это благополучная страна Южная Корея, где существует очень жесткая форма единого госэкзамена и где параллельно с его внедрением была зафиксирована буквально эпидемия суицидов и преступлений со стороны школьников. Почему у нас должно было сложиться иначе?
Психологическое насилие в школе неминуемо влечет за собой жесткую ответную реакцию. Но у нашего министерства образования нет интереса глубоко изучать негативный опыт внедряемых в нашу страну новаций: есть лишь слепая вера, что «мы переработаем по-своему», что «у нас все получится». Вот так и получается...
Комментарии читателей Оставить комментарий
а вы своим детям не отказываете? играют в деревянные игрушки? спят на полу? мы все своих детей любим и балуем и это нормально.
согласна. здесь мог быть конфликт. и то, как отзывался после трагедии какой то парень, учитель был добрый и мог просто так оценку поставить.. судя по виду этого мальчика - не семи пядей во лбу, видимо крепкий троечник.
ну уж и настолько не знает????? такого быть не может. я тоже успела в первый. день отзывы прочитать - парня травили. понятно, что наказание будет и серьезное, но на пусом месте такие события не бывают. я и раньше иллюзий по поводу школы не питала, помня свою школу. а теперь задача серьезней: своего ребенка довести до окончания школы без срывов и потерь. сын учится отлично, и олимпиады выигрываети, на карате занимаетя.. а в школу ходит, потому что так надо, без осого энтузиазма. в основном занимаемся дома, дополнительно. парнишку жалко. вношу корретивы в общении с сыном.
Ничего себе инцидент, тут на мой взгляд просто катастрофа. И так просто это оставить нельзя. Совершенно верно бьет тревогу депутат Миронов- Больше всего не хочется, чтобы все ограничилось лишь кампанейщиной, принятием каких-то частичных мер, установкой новых видеокамер, замков и турникетов и т.д. Нет, трагедия в Отрадном ставит нас перед очень серьезными вызовами. Если мы хотим, чтобы подобное больше не повторялось, надо не только усиливать меры безопасности, но очень многое менять и в семейном воспитании, и в школах, и в системе образования в целом, да и больше того - в духовно-нравственном состоянии общества. Безусловно, тут есть немало поводов и для конкретных законодательных решений. Прозвучал первый звонок тревоги. Надо делать срочные выводы!
Ничего инцидент, тут на мо