А.Савельев: «Декларация русской идентичности» составлена небрежно»

Тема места русских в России – воистину одна из «проклятых». Столько копий сломано, столько бумаги исписано, столько славословий с трибун произнесено, а на выходе – разве что букет «антиэкстремистских» статей и поправок.
Эта тема в современной многонациональной России, конечно, не под запретом, но она очень деликатна. Об этом нельзя говорить громко, нельзя «радикализировать» вопрос, да еще на фоне какой-нибудь очередной уголовщины на рынке.
Национальность «советский гражданин» плавно перетекла в «россиянин», но все равно русский вопрос пережил поколения и, кажется, наконец получил какую-никакую, говоря языком бюрократии, кодификацию.
Речь о нашумевшем документе – «Декларации русской идентичности», документе действительно в какой-то мере историческом, поскольку принят он не каким-нибудь очередным «клубом любителей слоесности», а организацией, возглавляемой Патриархом Кириллом и аккредитованной при ООН.
Хотя и остается сокрушаться, что четко прописанная в документе роль русского народа как государствообразующего («русский народ выступил государствообразующим народом России и народом — строителем Российской цивилизации»), нашла свое отражение именно здесь, хотя куда уместнее смотрелась бы в Конституции РФ.
Кто-то назовет это важным шагом к отражению роли русских в «основном законе», иные скептики покривятся – мол, это лишь подачка для записных бузотеров. Хотя и само содержание Декларации, едва та была опубликована, стало предметом жарких дискуссий.
Авторы документа, как видно, старались быть убедительными и точными. Но столь долгое ожидания такого документа неизбежно повлекло за собой и заведомо высокий спрос к его качеству.
В беседе с обозревателем KM.RU известный политический и общественный деятель, председатель партии «Великая Россия» Андрей Савельев указал на имеющиеся в нашумевшей Декларации очевидно слабые места:
- Всемирный русский народный собор пока что, к сожалению, не стал в истинном понимании этих слов ни всемирным, ни русским, ни народным, ни православным.
А так как ни один из этих признаков данное собрание в себе, по сути, не несет, потому вполне логичным представляется и то, что предложенный ими документ содержит столько удивительных утверждений, основанных на терминологической путанице и мировозренческом тумане.
Взять к примеру оно из положений, изложенных в документе, что одним из безусловных признаков принадлежности к русским является исповедование православия. Но если этой темы касаться, то никак не вскользь, а обстоятельно, чтобы не возникало ложных интерпретаций типа «если я атеист – что же, я не русский?».
Понятия «русский» и «православный» действительно были тождественны еще в 19-м веке, но сегодня, в 21-м веке тождество это утратилось, причем не вследствие какого-то объективного политического процесса – страна пережила 20-й век, когда произошло, ни много ни мало, массовое отступничество от русских, национальных и религиозных традиций.
Выход из методологического тупика здесь совершенно очевиден. Возможно, действительно, русским, как и православным, может быть кто угодно, но надо для начала признать, что русскому по крови проще всего быть православным, так как это традиция его предков.
Однако, другие тоже могут быть православными и русскими – говорить на русском языке, следовать русским национальным традициям, входить в русскую политическую общность, в русский круг солидарности по политическим вопросам.
То есть не обязательно в вопросе национальной идентичности отталкиваться от происхождения – мол, если я рожден нерусскими родителями, то и не могу быть русским. Это утверждение опровергнуто многократно самой русской историей. Однако, история знает и прямо обратные примеры, когда рожденные от русских родителей испытывали очевидные трудности в приобщении к русской культуре.
Так же и в случае с определением своего вероисповедания. Русскому человеку православие близко как традиция предков, но ведь традиция эта может оказаться близкой и любому другому человеку, который просто оказался настроен на волну исконно русской традиции.
Так что в обозначенном в Декларации утверждении о том, что православное исповедание является одним из критериев определения русскости я никаких противоречий и не вижу.
Но, повторюсь, само оно в документе сформулировано крайне неуклюже. А такие небрежные, поверхностные формулировки как раз и приводят к тому что люди оскорбляются – дескать, они не могут быть русскими, если не исповедуют православие или вообще являются атеистами.
К сожалению, аналитики, которые принимали участие в создании такого серьезного документа, не удосужились найти корректной формулировки, отнеслись к своей задаче поверхностно.
А ведь достаточно было обратиться хотя бы к трудам современных философов и публицистов, которые достаточно внимания уделили этим прописным истинам. И почему интеллектуальное наследие последних двадцати лет остается неизвестным для Московской Патриархии, я понять не могу.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Русский по определению не может быть православным!
Какие устои государства нельзя нарушать: РАБСТВО? КРЕПОСТНИЧЕСТВО? НИЩЕТУ? КОРРУПЦИЮ?БЕСПРЕДЕЛ ВЛАСТИ?
Никто и никогда у нас на руси православие не исповедовал!
Маркиз, Вот такое объединение всех народов в один котёл не пошло на пользу русским. Ибо всей культурой правил Запад и русские лишились идентичности. За это и пострадали много раз, находясь на поводке запада.Особенно ныне.
Умышленно или нет, но из декларации убрана главная основа идентичности. Это этническая культура. Видимо по тому, что она уже уничтожена и ею почти никто не владеет. Это было понято в 19 веке, когда Пушкин, и другие гении чтобы стать русскими обратились к этнической культуре. Об этом много написано Достоевским в Дневнике. Однако нами зафиксирована этическая культура русского народа в нашем родном музыкальном языке, пластическом языке, обычаях, обрядах и тд. Записаны миллионы песен, танцев, имеющих региональные русские особенности. Но всё это изгнано из образования и ТВ - каналов. Если что-то и мелькнёт, то в вульгарно-пахабной форме с понятной целью. Не сказано о главном отличии русской модели цивилизации. Не потребительского типа. Ибо в русской этнической культуре каждый мог становиться творцом, соучастником социального процесса. Стыдно видимо признаться властям в том, что они не имею национальной идентичности и являются по выражению Достоевского "...международной обшмыгой с обезьяньим ликом"...Однако, за утерю идентичности природа или Бог наказывает. Ибо многообразие форм культур, это главный движущий механизм развития общемировой культуры.