Овербукинг поможет авиакомпаниям защитить пассажиров

В ближайшее время в России может появиться система овербукинга. Как накануне сообщил «Коммерсант», «Аэрофлоту» удалось пролоббировать законопроект, который уже со второго квартала 2016 года узаконит овербукинг, то есть продажу большего числа билетов, чем мест в самолете».
Необходимость внедрения этого механизма «Аэрофлот» совместно с министерством транспорта обсуждал уже давно. По оценкам аналитиков ведущей российской авиакомпании, эта опция даст до 500 млн долларов в год. Профильным министерством уже подготовлены изменения в Воздушный кодекс, которые закрепят возможность продажи большего количества билетов, чем число мест в самолете.
Сейчас драфт этого законопроекта выложен на портале regulation.gov.ru. Сделано это для того, чтобы все участники рынка могли бы обсудить предлагаемые изменения, вносить те или иные поправки и дискутировать, опираясь на международный опыт использования этой опции.
Мировой опыт, кстати сказать, однозначно показывает выгодность овербукинга, причем обоюдную - как для самой компании, так и для пассажиров. Главное - посмотреть на предложение перевозчиков без предубеждения и надуманных эмоций, и тогда станет понятно, что при грамотно написанном законе интересы авиакомпаний и их клиентов сойдутся.
В США и в большинстве стран Европы овербукинг прижился настолько, что не вызывает никаких сложностей или накладок. Главным образом потому, что его механизм четко прописан и имеет определенные и всем понятные правила: авиакомпании прекрасно знают, что они должны делать в той или иной ситуации.
«Овербукинг был всегда и везде и во всех странах, - комментирует ситуацию в интервью «Московскому комсомольцу» Дмитрий Горин, вице-президент Ассоциации туроператоров в России, - В отличие от других (стран), у нас не было узаконенных правил, компенсации и регламента действий в такой ситуации. Авиакомпания, заключив договор о перевозке пассажира, несет ответственность за эту перевозку. Механизмов, которые помогут потребителю быть защищенными в такой ситуации множество. Это может быть и финансовая выплата, добровольная сдача билета, предоставление гостиницы, питания, телефонных коммуникаций и т.д. Там целый круг вопросов. Авиакомпании очень часто делают повышение в классе обслуживания пассажирам экономического класса. В случае перепродажи на рейсе делают апгрейд до бизнес- класса без доплаты пассажиров».
Для России механизм овербукинга также актуален и востребован, поэтому авиаперевозчики неоднократно обращались в Минтранс с просьбой разработать соответствующий законопроект.
Аргументы их понятны: в условиях кризиса спрос на перелеты и заполняемость кресел, естественно, снижаются. Компании, конечно, могут искусственно подогнать предложение под спрос, попросту уменьшив количество рейсов, что, кстати говоря, может привести и к подорожанию билетов. Между тем, как бы нам не казалось, что повышение стоимости услуг выгодно перевозчикам, на самом деле это не так, ибо оно ведет к еще большему падению спроса.
Никита Кричевский, доктор наук, профессор, главный научный сотрудник института экономики РАН обращает внимание на то, что в жизни часто возникает такая ситуация, когда пассажир по разным причинам лететь не может, а билеты сдает в последний день, а то и после того, как рейс состоялся. При наличии же овербукинга есть возможность точно заполнить борт, да к тому же и поддержать цены на приемлемом уровне.
«В условиях кризиса это тем более актуально, потому что цены на топливо по-прежнему высокие, прочие расходы – аэропортовые сборы и выплаты по лизинговым платежам никто не отменял. В то же время «Аэрофлот» это компания, которая представляет из себя акционерное общество. То есть акционеры ожидают прибыли. Система овербукинга позволяет не только увеличивать прибыль, но и выплачивать дивиденды», - аргументировал необходимость введения овербукинга известный экономист.
Казалось бы: у идеи столько плюсов, выгода ее очевидна, и у других крупных игроков рынка авиаперевозок нет оснований не поддержать ее внедрение. Однако есть среди них и те, что выступают против овербукинга. Обосновывают свое отрицательное к нему отношение они тем, что, мол, «это несправедливо по отношению к пассажирам, которые, имея билет, полностью выполнили правила и условия регистрации, они имеют право улететь в назначенное время». Кроме того, по их мнению, «пассажиры, которым предложили другой рейс из-за овербукинга, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику».
Собственно говоря, именно нынешняя ситуация, сложившаяся на рынке авиаперевок, и подтолкнула к разработке данного законопроекта, который должен соответствовать всем мировым стандартам. Утверждать, что на Западе якобы недовольны овербукингом, странно и нелепо, ведь именно оттуда он и пришел и практически все крупные авиаперевозчики им пользуются.
Овербукинг, по мнению экспертов, в основном актуален для тех авиакомпаний, которые выполняют главным образом регулярные рейсы, потому что чартерные перевозчики в основном работают по системе «блок-места» вместе с туроператорами. На чартерных же рейсах неявившихся пассажиров всегда меньше, так как люди приобретают турпакеты и в их интересах соблюдать правила и договора с туристическими операторами.
Поэтому именно для перевозчиков, которые работают с регулярными рейсами, овербукинг является своеобразной дополнительной опцией, дающей им возможность лучше управлять продажами, увеличивать коммерческую эффективность рейсов, что, в конечном итоге, приведет к снижению себестоимости перевозки для конечных потребителей.
Никита Кричевский отмечает, что в новшестве есть и общегосударственный плюс. «Он заключается в том, что овербукинг позволит поддерживать прибыль авиакомпаний. Что отразится на качестве самолетов, должного уровня обслуживания. Плюс ко всему государство сможет получить и дивиденды», - цитирует его слова МК.
С Кричевским согласен и Дмитрий Горин: «С учетом такой сложной экономической ситуации, когда авиакомпаниям крайне важна большая загрузка рейсов, эта мера поможет и авиакомпаниям улучшить свои финансовые показатели не в ущерб пассажиров. То, что Минтранс выступил, как регулятор в этой ситуации, крайне правильно. Это поможет как потребителям, так и авиакомпаниям».
В такой ситуации выступать против введения овербукинга, как минимум, странно.
Комментарии читателей Оставить комментарий