О честности СМИ замолвите слово

Тотальные проверки ресторанов, гостиничного сервиса и магазинов, лабораторный анализ состава продуктов и лекарственных препаратов, выявление нечистых на руку чиновников и мониторинг утопических госсзакупок – скандальные разоблачения всегда были самым горячим товаром на рынке СМИ. Но кто проверит качество работы самих журналистов? Настолько достоверную информацию нам предоставляют?
Да, это здорово и здраво, когда в итоге проверки выплывают факты нарушения прав потребителей. Чего только стоят шоу-инспекторы «Ревизорро» и «Магазинно», благодаря которым обнародуются вопиющие факты и по ним начинают работать соответствующие органы. Необходимое должно быть не только доступным, но и качественным, чтобы суп в общепите вам подавали без тараканов, чтобы детское питание и лекарства не оказались просроченными или контрафактными, а новости от журналистов были проверенными и достоверными.
Чаще всего мы не задумываемся о качестве получаемой информации, а просто воспринимаем ее как данность. И если с некачественными товарами массового потребления идет активная борьба, то на информационном рынке царит беспредел, сравнимый с анархией 90-х, когда после массовой скупки СМИ развернулась настоящая информационная война с регулярным «сливом» компромата на экономических и политических конкурентов, а жанр журналистского расследования трансформировался в инструмент «черного пиара».
Журналистские расследования у аудитории стали ассоциироваться с подслушанными разговорами, документами непонятного происхождения, да и просто со свалкой компромата от конкурентов. Такая активность разрослась вовсе не от того, что лавры обладателя Пулитцеровской премии не дают покоя современным журналистам, просто так легче заработать.
Помимо этого упало «ниже плинтуса» качество исполнения профессионального долга современных журналистов. Информация не проверяется и не обдумывается, а производится под конкретный заказ. Здесь нет места независимому расследованию, журналистской работе, зато намеренно волнующие читателя слова и возмущенные восклицания «доколе!» в изобилии. Сколько шумихи было в СМИ в конце прошлого года, когда на несколько дней «потеряли Путина», отсутствовавшего по неизвестным причинам. Помните, сколько было версий?
Проблема в том, что многие журналисты уже не действуют от лица гражданского общества, чьим инструментом являются СМИ, а просто упаковывают заказную информацию в красивую обёртку, ведь аудитория все равно все «схавает».
Как правило, «негодяи» нападают на своих жертв по строго определенному заказному списку. На днях в сети появился интересный материал, раскрывающий методику подставных фактов и лиц. Автор - известный блогер Олег Лурье - подробно описал, как его покупали, и механизм поступившего «заказа», направленный против российской компании «Аэрофлот».
Как следует из поста Лурье, с ним связался некий бывший PR-cотрудник авиакомпании Иван Игрунов. Он попросил опубликовать ряд негативных материалов о перевозчике. Далее в тексте раскрывается вся «кухня» черного пиара с заоблачными прайсами, списком «живых людей», от имени которых можно нести любую ложь про «Аэрофлот», выдавая их за клиентов авиакомпании, сканами надерганных из Интернета негативных высказываний в отношении компании. Кстати, после проверки Лурье выяснил, что «отзывы» эти «взяты со всевозможных непрофессиональных форумов, где толпами бродят вечно недовольные «тролли» и рассказывают о том, как все в стране плохо. Начиная от Кремля и заканчивая «Аэрофлотом»». Одним словом, просто учебник по «заказухе», непременно почитайте.
Или, например, очень интересный прием веерного распространения «жареных фактов». Всем известная интернет-газета опубликовала расследование про компанию, обслуживающую ЖКХ в военных городках, обвинив организацию во всех смертных грехах: работе якобы без лицензий, непрофессионализме сотрудников, задержке зарплат и так далее. Текст снабдили фотографиями «безымянных» читателей и ссылками на группы в социальных сетях, кишащие «заводилами-троллями». Буквально через день к травле подключился сайт известного оппозиционера и расхитителя кировского леса и лента новостей РБК. Далее все эти публикации с бездоказательными псевдофактами и сенсациями разлетелись по соцсетям с соответствующими комментариями.
К сожалению, большинство современных СМИ имеют общую тенденцию искажать действительность, подменять правду правдоподобностью. Этому способствует интенсивность телевизионного информационного вещания, так как человек может адекватно воспринимать сведения, полученные по одному каналу, например, через слово или зрительный образ. Когда эти каналы суммируются, эффективность воздействия на сознание резко возрастает, и информация уже воспринимается как очевидная истина.
Остается открытым вопрос: может ли каждый журналист лично отвечать за достоверность фактов, используемых при публикации, и за корректность выводов журналистского расследования?
Комментарии читателей Оставить комментарий
Я Вам ничего не собираюсь доказывать и не должна. Вы кто такой вообще? Я пишу, то что думаю и то, что хочу. А Вы, видимо, из племени журналистов, раз задело.
Бездоказательно. Приведите примеры...
Это касается безусловно всех СМИ и наших и иностранных. Ещё бы добавила повальную безграмотность (в прямом смысле) и жутчайшую некомпетентность. Причём, что в провинции, что в столицах. Иногда слушаешь центральные каналы и уши в трубочку сворачиваются от "виртуозного владения русским языком"
Прекрасная статья от анонимного автора...
:-)
Ну, так иди на "Эхо", "Сноб", НГ и т.п. - там постоянно рассказывают, как же все у нас плохо!
Копрофила невозможно лишить удовольствия - обязательно найдет, как себя порадовать!