Разрыв, который мало кто заметил
Общественная реакция – вернее, фактическое отсутствие оной – на последние важнейшие события в церковном мире послужила более чем наглядным подтверждением давно уже сделанного социологами вывода о массовой индифферентности населения России к православной религии.
© KM.RU, Илья Шабардин
Не всколыхнули российское общество ни легитимация Константинопольским патриархатом автокефалии раскольнической Украинской православной церкви, ни последовавшее за этим беспрецедентное решение РПЦ о разрыве евхаристического общения с царьградскими “братьями во Христе”.
Несмотря на то, что крупнейший за многие века и, безусловно, болезненный для русского православия церковный раскол неделями страстно обсуждался в политических передачах по центральным телеканалам, российское общество осталось к нему в подавляющей своей массе равнодушно.
Судя по всем признакам, оно не только не осознало в полной мере масштаб свершённого события (а ведь он для церкви как таковой действительно колоссален), но и совершенно не захотело в него вникать.
Не поднялась буря в соцсетях. Безучастно промолчали столь острые на язык при возникновении иных инфоповодов блоггеры. Не произошло сколько-нибудь заметных выступлений и возмущений самой церковной паствы. Тема трагического разрыва с теми, от кого наши предки когда-то и принимали саму христианскую веру, совершенно не звучала даже в бытовых разговорах между друзьями, знакомыми, коллегами по работе.
Похоже, раскол сделался драмой лишь для самих православных верующих, коих, как мы получили возможность наглядно убедиться, в нашей стране в реальности - абсолютное меньшинство.
При вдумчивом размышлении такая картина представляется вполне закономерной. Наоборот, в наших исторических условиях ожидание чего-то принципиально иного выглядело бы сродни признанию в элементарном незнании общества, непонимании механизмов действующих в нём сил.
Мне не хочется утомлять читателя приведением громоздких данных социологических исследований (множество крайне интересных статистических выкладок можно отыскать на сайтах ВЦИОМ, Левада-центра, иных служб изучения общественного мнения), но, пожалуй, неоднократно обнародованная социологами цифра в 4-5% подлинно и осознанно верующих в русской среде на поверку оказывается даже завышенной, едва ли досягаемым “потолком”.
Так, статистика МВД, например, даёт нам ещё более мизерные показатели. Исходя из данных полиции, богослужения в честь крупнейших христианских праздников Рождества и Пасхи ежегодно посещают у нас не более 1,7-2% населения, и этот показатель, несмотря на очевидную поддержку православной церкви государством вкупе с ощутимой информационной “накачкой” в лояльных Кремлю масс-медиа, совершенно не растёт.
В действительности практикующие православные в России – это весьма малочисленная, маловлиятельная и достаточно замкнутая социальная группа.
Массовое ношение нательных крестиков, вывешивание в квартирах или в салонах автомобилей икон, редкие, разовые и, как правило, малоосмысленные участия в церковных таинствах не могут и не должны вводить в заблуждение. Все эти проявления вроде бы насыщенной духовной жизни на деле совершенно не свидетельствуют ни о воцерковлённости народа, ни хотя бы о набирающем силу движении в эту сторону. Подавляющее большинство тех, кто сегодня именует себя православными, имеют в действительности предельно смутные и размытые представления о сути христианской веры. Люди с крестиками на шеях зачастую не знают даже её самых элементарных основ, хорошо известных, к примеру, любому советскому преподавателю научного атеизма.
И – самое важное – такие люди (а сей контингент кто-то из церковных деятелей ещё в 90-е годы, в противовес немногочисленным осознанным прихожанам, достаточно метко определил как “захожан”) не имеют в голове религиозной картины мира, только и способной служить жизненным путеводителем для искренне верующего человека. Потому поступки свои, начиная с бытовых ситуаций и заканчивая социально значимыми действиями, наши сограждане совершают, совершенно не сверяясь с догматами православной религии, с её предписаниями или запретами.
Устройство жизни по канонам религии и демонстрация внешней лояльности религии – принципиально разные вещи. Первое из второго, как мы сполна могли убедиться за последние четверть века на бесчисленных примерах, совершенно не вырастает.
Я, признаюсь, не склонен слепо скорбеть о столь малом количестве православных верующих в русской среде. Их крайняя немногочисленность естественна для страны, прошедшей через ломку традиционного аграрного уклада, индустриализацию, урбанизацию и всеобуч. Скорее, наоборот, молчаливое, но упорное нежелание общества искать духовные эликсиры в стенах церквей свидетельствует в пользу того, что его социальная деградация не является необратимой.
Научно-рациональная картина мира в массовом сознании сегодня действительно серьёзно повреждена, но глубокого провала в архаику всё-таки удалось избежать. Прежние архаичные социальные институты, способствовавшие в былые эпохи поддержанию в обществе высокого уровня религиозности, оказались в подавляющем большинстве своём на протяжении XX века утрачены, а новых, сопоставимых с ними по степени архаичности, не возникло.
Глубокий кризис нашего общества не привёл к его массовому одичанию, и если религиозные войны, к примеру, до сих пор норма для мира ислама, то для нашего мира – однозначно нет. Как убедительно доказали события весны – лета 2014 г. в Крыму и в Донбассе, русские люди при защите родного очага по-прежнему готовы прибегать к самым крайним мерам, однако дела церковные, в отличие от мирских, не разжигают в них боевой дух.
Удар, нанесённый Константинопольским патриархатом по Русской православной церкви, – это, главным образом, удар по государственной машине РФ, ибо РПЦ де-факто является структурой максимально огосударствленной, претендующей вдобавок на роль оформителя некой, хоть и весьма рыхлой, но государственнической идеологии. Однако по обществу в целом он если и бьёт, то по касательной, рикошетом.
Да, частью православных верующих на Украине выдавливание из страны приходов, подчинённых Московскому патриархату, будет переживаться крайне болезненно – и их можно понять. Но таковых - что там, что у нас - явное меньшинство. Не станем лукавить: “захожан” на Украине переход расположенного по соседству прихода под юрисдикцию киевских раскольников вряд ли удержит от того, чтобы продолжать заглядывать в него от случая к случаю и впредь.
Те, кто осознанно отторгал так называемый киевский патриархат ранее, продолжат делать это и сейчас. Те же, кто прежде не считал нужным вникать в тонкости церковных дел, вряд ли массово озаботятся ими и сегодня.
Церковный раскол остро переживается в недрах лишь крайне ограниченной социальной группы, и пока нет никаких признаков того, что она начнёт существенно расширять свои границы. Ни о какой духовной катастрофе всего общества речи не идёт.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Глава ТОО "Камал-Ойл" Абай Камалов из Казахстана выиграл
конкурс на право владения недрами Кутессай II (редкоземельные
металлы, висмут, молибден и серебро) и Калесай (бериллий, свинец)
в Кыргызстане.Теперь Абай Камалов должен в течение 30 дней
оплатить стоимость лицензии - 10 миллионов долларов.
"воцерковленные не взорвали на своей территории 150 ядерных зарядов" по той простой причине, что воцерковленный ЕБНь отдал за океан не только ВЕСЬ оружейный плутоний, но и фактически суверенитет России, в т.ч. и контроль над ядерным оружием! Амеры КОНТРОЛИРОВАЛИ хранилища ядерных зарядов, без их разрешения заряды нельзя было даже просто перемещать с одного объекта на другой! Какие уж испытания, коль заокеанский хозяин воцерковленных против!
ЗЫ
Все верно, воцерковленный Б.Березовский рванул с деньгами, украденными из соцгарантий, не в штаты рванул, а в Ландон.
воцерковленные не взорвали на своей территории 150 ядерных зарядов и не рванули потом в штаты вслед за своими сраными социальными гарантиями
да, к сожалению, малочисленная и маловлиятельная. и на этом фоне набирают силу неоязычество и НАЦ, основными пользователями которых является сильный пол. они курируют армию, водителей, спортсменов, программистов, пэтэушников, нетрадиционалов и просто сатанистов, сволочей, извращенцев и психов. через конфликты, катастрофы, беды и ЧП подбираются к остальным. сотрудничают со всеми сектами, масонами, другими религиями. особая тесная связь у них с индуизмом и радикальным иудаизмом.
"И что разрушили воцерковленные люди? Ни че го" - ольгинские не могут не брехать! Воцерковленные разрушили СССР. То, что сейчас творят в щенэвмэрлии нацюки - это и есть последствие того разрушения.
Впрочем, воцерковленные не рушить не могут - они и десятилетия спустя продолжают этим заниматься: грохнум Тушинский машиностроительный и Саратовский Авиационный, сейчас добивают и Хруничева - высокие технологии, как и вообще любое мало-мальски серьезное производство, воцерковленным мерзко и отвратительно!
...
Впрочем, воцерковленным столь же отвратительны и социальные гарантии: здравоохранение, образование, пенсионное обеспечение... Митинги против кидалова "пенсионная реформа"(тм) вызывают животную ненависть у воцерковленных!
Для воцерковленных "нормальный человек" - это терпила, который от власти будет безропотно сносить все, ибо за это властные холуи в рясах обещали терпилам царствие небесное!