Сергей Обухов: «У нас каждое голосование – не выборы, а спецоперация!»

23:26 22.11.2019 , Денис Лузин

Вспоминаем, как менялись правила избрания депутатов нижней палаты российского парламента за почти 30-летнюю историю

Предстоящие выборы в Государственную думу РФ восьмого созыва в 2021 году могут быть проведены по прежней, смешанной системе. Хотя изначально рассматривалось несколько вариантов модернизации выборного законодательства и не факт, что это самое законодательство в очередной раз по воле кремлевских политтехнологов не изменится.

Вспоминаем, как менялись правила избрания депутатов нижней палаты российского парламента за почти 30-летнюю историю и вместе с экспертами попыталось ответить, что может измениться через два года.

Итак, по мнению ряда источников и наблюдателей, выборы в Госдуму вроде бы решено проводить по старым, то есть действующим с 2016 года, правилам, когда половина корпуса избирается в одномандатных округах, а половина – по партийным спискам. Опять же по слухам, в этом вопросе решено было ничего не менять принципиально из-за неплохих результатов ("неплохих" для "Единой России" и, соответственно, Кремля. – прим.) серии избирательных кампаний в регионах.

Ранее высказывались предположения, что система выборов к 2021 году может вновь резко поменяться, пропорция одномандатников вырастет до 75%, а доля списочников упадет до 25%. Говорили и говорят о допуске к участию в кампании не только зарегистрированных Минюстом партий, но и, например, возможности участия в выборах избирательных блоков. Впрочем, пока это все было озвучено на уровне слухов и размышлений отдельных экспертов и экспертных сообществ, чем все обернется на практике, сказать с точностью не может никто.

Мы же просто напомним, что нынешняя история российского парламентаризма начинается осенью трагического 1993 года, когда были приняты соответствующие указы президента. 12 декабря прошли выборы в Государственную думу (а не в Верховный Совет, как было до того) по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе, 225 депутатов избирались в мажоритарных округах, другая половина – по единому избирательному округу.

Были допущены к участию не только партии, но и избирательные объединения, в итоге в пяти округах выборы были признаны не состоявшимися, на территории Чечни в тот момент выборы вообще не проводились. Прокремлевский "демократический" блок "Выбор России", кстати, представляла тогда мало кому известная Элла Памфилова, ныне глава Центризбиркома, но это просто к слову.

Так был избран первый состав Госдумы, тот самый, о котором некоторые потрясенные кандидаты той же ночью сказали: "Россия, ты одурела!". Ну, вы помните…

Не имевшая "контрольного пакета" в нижней палате парламента Администрация президента, помучившись с несговорчивым первым созывом депутатов, пошла на очередной беспрецедентный шаг и назначила новые выборы… на 17 декабря 1995 года. Выборы прошли опять по смешанной системе, но результат оказался для Кремля едва ли не худшим в истории – больше всего мандатов получила КПРФ (22,3% от общего количества). Ближайшему конкуренту коммунистов, провластному движению "Наш дом - Россия" под водительством самого премьера Виктора Черномырдина кое-как удалось "нарисовать" 10,13% мандатов, лояльный к власти Жириновский и ЛДПР взяли даже больше – 11,18%.

С учетом того, что начиналась выборная кампания по второму сроку президента Бориса Ельцина, можно сказать, что результаты были для Кремля и в целом "Семьи" просто катастрофическими…

В конце концов через пять лет, к 1999 году, в Администрации президента пришли, как говорится, в себя и решили точно поставить Госдуму под контроль. Кампания 1999 года отличалась, как многие, наверное, помнят невероятными потоками грязи, которые телекиллеры вроде ныне покойного Сергея Доренко обрушили на оппонентов с центральных каналов.

Но даже несмотря на беспрецедентное "мочилово" отдельных кандидатов вроде Евгения Примакова и Юрия Лужкова, выполнить полностью поставленные задачи не удалось. Кампания 20-летней давности завершилась снова победой КПРФ (24,29%), однако, к успехам кремлевской Администрации можно смело отнести дебют наспех созданного (при участии, кстати, Бориса Березовского) избирательного блока "Межрегионального движения "Единство".

Первую тройку "Единства" тогда представляли, если кто забыл, Сергей Шойгу (министр МЧС на тот момент), олимпийский чемпион Александр Карелин и экс-милиционер Александр Гуров, всего блоку достались 23,32% кресел в Госдуме. Равновесие с КПРФ так или иначе было достигнуто, а с учетом успеха близких к "демократам" новых партий типа "Союза правых сил" (8,5% мандатов, один из лидеров – Сергей Кириенко, ныне замруководителя Администрации президента. – прим.) и вовсе получился контрольный или близкий к контрольному пакет.

Кажется, Дума образца 1999 года была самой пестрой по составу и количеству фракций, их было шесть: КПРФ, "Единство", "Отечество – Вся Россия", СПС, "Яблоко", ЛДПР. Еще работало три депутатских группы, члены которых в зависимости от просьб и пожеланий Кремля в тактических вопросах голосовали по-разному, эти группы были – "Народный депутат", "Регионы России" и "Агропромышленная депутатская группа".

Именно из членов этих объединений кремлевские технологи в случае необходимости могли всегда найти "свободных агентов", которые голосовали "как надо" - за деньги, за привилегии, да просто потому, что попросили уважаемые люди.

К 7 декабря 2003 года, к выборам в Госдуму четвертого созыва, ситуация кардинальным образом поменялась и теперь Администрации президента уже не нужны были никакие "свободные агенты". Большинство оказалось по итогам у полноценной партии "Единая Россия", в которую предпочли перейти вроде бы недавние записные оппозиционеры Минтимер Шаймиев (президент Татарстана) и глава Москвы Юрий Лужков, "ЕР" получила 37,57% мандатов.

Доля КПРФ снизилась очень существенно – до 12,61% кресел, появился и новичок в виде блока "Родина" с Дмитрием Рогозиным и Сергеем Глазьевым, "родинцы" взяли тогда вполне приличные 9%.

Жириновский и ЛДПР остались при "своих" с 11% мандатов, зато Кремль не стал тащить близких по духу "демократов" в виде "Яблока" и СПС, дав им спокойно "утонуть" во внутрипартийных склоках и бесплодных дискуссиях. Короче говоря, обе партии так и не смогли взять планку в 5% прохождения в Госдуму, собственно, с тех пор начался кризис в обеих названных "демократических" партиях. Кризис, не преодоленный ими до сих пор…

Госдума образца 2007 года избиралась в декабре по новым правилам, новшеством стал отказ от смешанной системы и полный переход к голосованию по партийным спискам. Барьер попадания в парламент был поднят – с 5 до 7%, был отменен порог явки (в принципе, если всего один избиратель явился бы в день голосования и проголосовал, выборы были бы признаны состоявшимися), из законодательства исчезло понятие "избирательный блок" и "избирательное объединение", к участию допускались только отдельные партии. Да, была отменена и пока более не возвращалась строчка в бюллетене "против всех".

Можно сказать определенно, что именно в 2007 году были заложены контуры парламентской системы, которые действуют до сих пор. Начать с того, что лидером списка "ЕР" стал беспартийный Владимир Путин, а итоги голосования принесли победу всего четырем партиям, которые смогли образовать фракции: "Единая Россия" с чудовищным преимуществом (64,30%), далее с большим отрывом КПРФ (11,5%), ЛДПР (8%) и "Справедливая Россия" (чуть более 7%). Собственно, такой расклад в Думе мы наблюдаем и сегодня, спустя дюжину лет…

Важно помнить и фон, на котором происходили те выборы – предстоял "транзит власти" и Путин уже объявил имя своего желаемого сменщика, им стал Дмитрий Медведев. Контроль над Госдумой в таких условиях становился критически важным для Кремля, и контроль этот был обеспечен, мы сейчас не вдаемся в подробности, как именно и какими методами это было достигнуто.

Выборы в Госдуму VI созыва 4 декабря 2011 года также прошли по пропорциональной системе, то есть по партспискам и единому федеральному округу. Система, предложенная в прошлый раз, сработала и на этот – в Госдуме сохранились четыре фракции из ранее представленных, представители ни одной другой партии в парламент не попали. Не обошлось без эксцессов – усердие отдельных работников избирательных комиссий, которые обеспечивали победу "ЕР", было столь заметно, что избиратели вышли на протесты в ряде городов.

В Москве это чуть не закончилось массовыми беспорядками (Болотная площадь и т.д.), тогда появилось движение "белоленточников" и, в общем говоря, в Кремле пережили несколько нервозных дней. Появились обвинения в попытке антироссийских сил устроить "цветную революцию" по типу майдана на Украине образца 2004 года (до майдана 2013-2014 гг. в Киеве еще было далеко).

При этом лидеры российской оппозиции, включая системных игроков типа КПРФ и Зюганова, требовали привлечь по суду к ответственности Медведева (президент) и Путина (премьер-министр) за незаконную агитацию в пользу "ЕР"!

Наконец, последние по времени выборы в Госдуму в 2016 году были перенесены с декабря на сентябрь, вернулась после почти 10-летнего перерыва смешанная система голосования в одномандатных округах и по единому округу. Из совершенно, казалось бы, невероятного стоит отметить на той кампании допущение видных "единороссов", того же Сергея Неверова, что, мол, партия готова вместе с другими партиями выдвигать в одномандатных округах заранее согласованных кандидатов. Большей беспринципности и, если можно так сказать, "гибкости" политического процесса вообразить себе сложно!

Тем не менее все это было, как и ряд других "художеств", опять же спешно придуманных в преддверии выборов и для удобства "правящей партии".

Что самое поразительное в данном случае – факт межпартийного "сговора" с "единороссами" по части одномандатных округов в принципе подтвердили и прочие участники. От ЛДПР до "Справедливой России", повторимся, никого это не озаботило и не смутило, что доказывает в очередной раз – представители всех парламентских партий, очевидно, стоят друг друга!

Пропорции в Госдуме по итогу не сильно изменились, большинство по-прежнему осталось у "ЕР" (54,20%), далее по убыванию коммунисты и ЛДПР (по 13%), на грани оказались представители "СР" с 6% (порог, напомним, 5%). Представители остальных 10 партий, допущенных до выборов, не преодолели 5-процентного барьера, при этом "лучший" результат показали прямые спойлеры КПРФ – "Коммунисты России" с 2,27%.

И вот, через два года перед Кремлем вновь возникает нетривиальная задача провести выборы депутатов Госдумы, желательно так, что полный контроль над нижней палатой был обеспечен. После 2021 года, напомним, настанет 2024 год, когда президент Путин исчерпает срок своих полномочий. По крайней мере в действующей редакции Конституции страны, на сегодняшний день. Напомним, что некоторые осторожные пока разговоры о том, что, мол, Конституция – это живой организм и нуждается в обновлении, раздавались и раздаются, мы рассказывали об этом.

"КПРФ готова к любым фортелям власти в свете предстоящих парламентских выборов 2021 года. Я укажу, что выборное законодательство у нас меняется буквально в каждый избирательный цикл, что-то разрешается, что-то, наоборот, запрещается. Каждую избирательную кампанию! Так что не привыкать, мы готовы", - отметил в разговоре с нами секретарь ЦК КПРФ, член президиума Сергей Обухов.

Более того, по словам собеседника, в КПРФ внимательно и заранее просчитали возможные сценарии изменения выборного законодательства и готовы действительно к любому развитию событий.

"Будет увеличена доля одномандатников, как предлагалось еще летом? Прекрасно, в этом случае наши коммунисты получают шанс увеличить представительство в Госдуме восьмого созыва! Если все остается как было, тоже не беда, будем бороться по прежним правилам, опыт имеется", - резюмирует Обухов. Добавляя, столь частая смена правил вообще-то недопустима.

"У нас не голосование на выборах каждый раз, а целая спецоперация!", - с иронией отмечает он.

Заканчивать с перманентными "уточнениями" и "дополнениями" в выборное законодательство предлагает и политолог Максим Жаров.

"Это прежде всего подрывает легитимность всей системы, в реальности законодательство меняется каждые пять лет. Это недопустимо ни с какой точки зрения! Как для внутренних наблюдателей, так и тем более для внешних", - справедливо замечает Жаров. Сам он склонен думать, впрочем, что в 2021 году все-таки восторжествует разум и закон менять не будут, тем более, что, вроде как, и причин для этого пока нет. Выборные кампании 2018 и нынешняя сентябрьская не демонстрируют особых причин для беспокойства функционеров из "Единой России" и их кураторов из Кремля.

Однако, рейтинг партии падает, начал снижаться и рейтинг президента, в итоге это и ряд прочих факторов может в целом подвигнуть на очередные правки.
"Я считаю, что если что-то менять в законодательстве о выборах, то стоило бы вернуть день голосования с сентября на декабрь. Даже голосование в 2016 году показало ошибочность переноса дня выборов", - прокомментировал Максим Жаров.

"Изменение пропорций по мажоритарным и единому округам может сильнее всего, как ни странно, ударить по "Единой России". Объясню, почему: выборы в одномандатных округах – это все-таки больше лотерея, а у нас не Англия, где 2% голосов лейбористов в каком-то округе не сильно "добавят" им веса в общем раскладе. У нас как раз малейшее отставание в округе в результате может обернуться в целом по раскладу в Госдуме катастрофой для правящей партии", - соглашается Борис Кагарлицкий, социолог и левый публицист.

Потерю контроля над парламентом, гипотетическую, но тем не менее, отлично, по его мнению, продемонстрировала кампания лета 2019 года на выборах в Мосгордуму. Различные технологии, включая "умное голосование" Алексея Навального, могут привести к совершенно непредсказуемым результатам для "ЕР" и других системных партий.
"Я бы сказал, что сейчас действующая смешанная система на выборах все-таки позволяет во многом прогнозировать благоприятный для Кремля результат, а любое изменение влечет за собой множество рисков", - резюмирует социолог.

Остается добавить, что, как мы отмечали ранее, подготовку к кампании 2021 года в Госдуму начали буквально все политические игроки. Лидер "единороссов" Дмитрий Медведев решил попробовать инкорпорацию в состав партии наиболее успешных и популярных губернаторов, 13 главам уже предложено возглавить региональные отделения.

Как это скажется на рейтинге самих губернаторов, и в целом партии, сказать сейчас невозможно. Шаг, очевидно, смелый и рискованный, не даром последние кампании многие видные "единороссы" предпочитали проводить как самовыдвиженцы.

Российские предвыборные плакаты разных времен и партий с сайта nakanune.ru 

Источник: Накануне.Ру
Комментарии читателей
25.11.2019, 18:09
Гость: Отцу

Ну если Вы убеждены в восстановлении РСФСР наша дискуссия теряет смысл. Я в этом не уверен, по крайней мере в среднесрочной перспективе.

25.11.2019, 12:51
Гость: Бтр

Особенность нынешних выборов в том, что капитальная промывка мозгов электорату избавила от необходимости черных фальсификаций самих результатов, в этом власть конечно преуспела: все жалуются , все недовольны, но все идут и голосуют за пжв и их лидера.

25.11.2019, 10:42
Гость: Далана!

Такие же фильтры имеются в других странах.
***
Собственно, нам надо не упрощать требования к кандидатам и партиям (как это было сделано Медведевым под давлением Болота), а усложнять (вернувшись, например, к предшествующим порядкам, включая назначение губернаторов). Иначе выборы будут похожи на клоунаду (с сотней крохотных партиек по интересам), а кандидаты - на фриков (типа Собчачки).

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации