Глава СПЧ Фадеев посетовал на «истеричное потребление» в стране
Председатель Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте (СПЧ) Валерий Фадеев посетовал на отсутствие у граждан России образа будущего и предложил им в рамках перехода к "новому типу жизни" в XXI веке отказаться от "истеричного потребления".
Валерий Фадеев. Фото с сайта kremlin.ru
"Это больная проблема: у нас нет мечты, а значит, нет образа. На какую мечту мы опираемся, когда совершаем политические, социальные или хозяйственные действия? Что будет с государством, с обществом? Какими они будут через 50, через 100 лет?" - цитирует слова Валерия Фадеева агентство "Интерфакс".
Глава СПЧ считает, что XXI век должен привнести иной тип жизни - более гуманный, с отказом от стрессового истеричного потребления, от потребительского общества, от капитализма, ориентированного по своей философии в основном на максимизацию прибыли. В то же время, это не означает отказа от рыночной системы и частной инициативы, как это уже пытались осуществить в России и соседних странах Европы в прошлом веке.
Валерий Фадеев предложил России и Европе сформировать общий новый образ будущего, подумать, как должна быть организована социальная система.В частности, удачным примером обретения образа будущего Валерий Фадеев считает послевоенную трансформацию Западной Германии, описанную в книге экономиста Людвига Эрхарда "Благосостояние для всех": "30-летие после войны было самым успешным для Европы, для США, для Советского Союза тоже в части повышения качества жизни. И говорят, вот левая политика, правая политика, имея в виду, что первая "более социальна", а вторая - "больше делает ставку на возможности человека". После войны у власти в Германии была правая партия - христианские демократы, и, тем не менее, они проводили политику, так и называющуюся - "благосостояние для всех" - социальное, рыночное, хозяйственное".
Сходная мечта и образ будущего тогда объединили элиты и народ Германии, и разрушенная в ходе войны страна возродилась как одна из ведущих экономик мира, при этом отказавшись от прежних человеконенавистнических идей нацизма, которые зародились в зачаточном виде еще до Гитлера.
А сегодня, по мнению Валерия Фалеева, такого образа будущего нет: "Понятно, что индустриальная эпоха заканчивается не потому, что не надо иметь индустрию, а потому, что эффективность становится огромной - и рабочие места закрываются, и промышленность не требует больше такого количества рабочих, сфера услуг не дает возможность людям заработать, доходы падают, напряжение возрастает... И какой жизнь должна быть через 50 лет - вот о чем надо думать", - отметил он.
Глава СПЧ посоветовал опираться "на великих социологов", в частности вспомнить о трудах Питирима Сорокина, который еще в середине прошлого века предсказывал глобальный кризис человечества, который нужно преодолеть и найти новый тип жизни в будущем.
О кризисе образа будущего в России говорят давно, отмечая его первый симптом - отсутствие отображения будущего в культуре, даже в фантастической литературе. Еще в XIX веке среди писателей стали популярными фантасты, тот же Жюль Верн, предсказывавшие скорое появление подводных и летательных аппаратов, размышлявшие, как изменится в будущем жизнь людей. Будущее казалось светлым, но в реальности "споткнулось" на кровавых мировых войнах и жестоких социальных экспериментах.
Однако в ХХ веке новый толчок мечтам о будущем все же дало начало космической эры - фантасты описывали полеты к другим планетам, их освоение, надеясь, что в такой глобальной миссии человечество исправит свои недостатки. Но на практике опять же освоение космоса свелось в основном лишь к близкой земной орбите. И в итоге вся фантастическая литература теперь - в основном книги про "попаданцев" в прошлое. Другие жанры как в творчестве, так и в предлагаемой идеологии тоже отсылают к прошлому, но не к будущему.
Впрочем, базис этого духовного кризиса понятен - это так и не преодоленная бедность большинства российских граждан, которым с их мизерными зарплатами и пенсиями не до мечтаний о светлом будущем и тем более - о "потребительском обществе". Минувшим днем настоящим "криком души" бедных россиян стало обращение жительницы Санкт-Петербурга к президенту России Владимиру Путину, встретившей его на памятных мероприятиях к двадцатилетию со дня смерти бывшего мэра города Анатолия Собчака: "Как можно прожить на зарплату или пенсию в размере 10 тысяч 800 рублей?" Владимир Путин ответил ей: "Думаю, что очень трудно".
Президенту также рассказали, что на установленный государством прожиточный минимум невозможно купить все необходимые продукты, и спросили его, как в такой ситуации выживать одиноким матерям, особенно если они сами или их дети инвалиды. Жительница Санкт-Петербурга рассказала про инвалида, которому выплачивают пенсию в размере всего 3800 рублей, при этом одна квартплата в настоящее время составляет четыре тысячи рублей, и постоянно увеличивается взнос за капремонт. Глава государства признал, что в социальной сфере существует много проблем, которые государство должно решить, пообещав подумать над возможностями повышения пенсий инвалидам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
..у нас нет мечты, а значит, нет образа. На какую мечту мы опираемся, когда совершаем политические, социальные или хозяйственные действия? Что будет с государством, с обществом? Какими они будут через 50, через 100 лет?..
* Вначале государство-действующая Власть угробило сов.человека-творца, подменив его на потребителей.., отвадило обывателя от былых семейных ценностей, а теперь заныло.. о какой-то там мечте..
Советую вспомнить гос.мысли от б/у мин.образования РФ А.Фурсенко: ..Недостатком советской системы образования была попытка формирования человека-творца, а сейчас наша задача заключается в том, что вырастить квалифицированного потребителя..
Мечта о Светлом Завтра была в соц.тех.СССР и особливо в гос-ве т. Сталина с его людьми Дела.
А гос.РФ -это нечто иное, в нЕм массам граждан сумели доходчиво объяснить, что жизнь человеку дается один раз и на краткий миг, а потому иМ следует наЧхать на то каким будет государство-власть через 50-100.. лет и граждане отлично усвоили сей урок.
Нонче более чем 85% граждан-обывателей озабочены одним: как сей момент прокормить себя-свою семью.. и при этом не попасть в фин.кабалу.., т.е. иМ глубоко начХать на завтра действующего государства, как и еМу на нИх...
И еще, страна Русь-Россия, все равно останется, в той или иной форме, а вот действующая власть, т.е. государство, изменится в любом случае -хотя бы из-за краткости земного бытия-жизни обслуги этого государства, т.е. власти.. и за иХ хотелками.. Не угнаться.
Не, у Нестора Иваныча идеал был зеленое поле со свободно пасущимися конями и женщинами, а гвоздю подавайте волю и пирожное в индивидуальной упаковке. Разумеется без евреев.
А мне почему то кажется, что этот gvosd сам себе и Бакунин и Махно. Не думаю, что он осилил хоть одну книгу, скорее весь багаж его знаний ограничен газетными вырезками перестроечной пропаганды.
Чем невежественней какой нибудь чудак, тем большим оригиналом себя мнит.
Зря вы это.
Гражданин этот явно про диалектику ничего не слыхивал и о капитализме у него представления все ещё где-то во временах ещё до Смита находятся.
Да и сам он товарищ сложный.
У них в головке какая-то дикая смесь из Розенберга, Бакунина в Махновском толковании и позднего Фридмана но, почему-то с Кейнсом.
Снова со своим непониманием.
Это и есть настоящий капитализм, когда "государство Регулирует и Диктует Каждый шаг человека, Устанавливает цены и своему произволу распоряжается т.н. "собственностью" людей".
При капитализме вся власть принадлежит шайке самых крупных акул буржуазии (проглотивших более мелких хищных рыбешек) и действует эта шайка под прикрытием ГОСУДАРСТВА. Это капитализм. Он будет еще более правильным, когда из акул останется одна, тогда настанет абсолютный капитализм с полным набором свобод.
А то что Вы, по глупости считаете капитализмом, так то был феодализм с территориальными государствами вассалов по соседству с сеньорами.
**
Только при социализме была попытка человечества вырваться из лап государства - Левиафана. Но первая попытка закончилась поражением человеков.