«Народ пожил – и будет»: Путин объявил войну безграмотности чиновников
Владимир Путин на заседании Совета по русскому языку. Фото с сайта kremlin.ru
Вопиюще безграмотные перлы, которые регулярно позволяют себе в публичных высказываниях чиновники, возможно, вскоре станут историей. Во всяком случае, в высших эшелонах власти начали решать эту проблему радикальными методами.
На заседании Совета по русскому языку президент поручил правительству и своей администрации до 15 сентября внести в Госдуму законопроект, который предусматривает меры контроля за соблюдением чиновниками, руководителями и гражданами правил и норм современного русского литературного языка.
Еще более жесткие сроки – до 15 июня – установлены для того, чтобы правительство издало правовой акт, утверждающий нормы современного литературного русского языка как государственного языка России, сообщает РБК. «Издать нормативный правовой акт, предусматривающий утверждение <...> норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации», — говорится в документе.
Теперь чиновники не отвертятся. Ведь к обязательному изучению для них, по поручению Путина, должны подготовить единый корпус словарей, справочников, грамматик, содержащих нормы современного литературного языка для обязательного использования в СМИ, госструктурах и школах. Перечень опубликован на сайте Кремля.
Безграмотные лидеры – это настоящий бич России последних десятилетий. По мнению публициста Егора Холмогорова, все началось фактически с Михаила Горбачева с его знаменитыми «углУбить» и «мЫшлением». Ирония судьбы в том, что книга первого и последнего президента СССР называлась «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира». Выходит, он даже толком не мог произнести её названия.
Однако настоящим рекордсменом по грамматически неправильным оборотам стал премьер-министр России 90-х Виктор Черномырдин. Экстравагантный политик настолько расширил границы языка, что футуристы должны были именно его провозгласить «королем поэтов» и «председателем земного шара» - вместо Игоря Северянина и Велимира Хлебникова. «На любом языке я умею говорить со всеми, но этим инструментом я стараюсь не пользоваться», - говорил Черномырдин. И это чистая правда!
Из обширного корпуса языковых курьезов Черномырдина можно составлять тематические сборники для поднятия настроения или защищать диссертации. Самый известный его афоризм появился по поводу Чеченской войны: «Хотели, как лучше, а получилось как всегда». Эти перлы многое говорят как о его носителе, так и о его отношении к вверенному фронту работ.
Значительная доля высказываний премьера вертится ниже пояса: «вечно у нас в России стоит не то, что нужно», «это не тот орган, который готов к любви», «на ноги встанем, на другое ляжем» и проч. С русским народом Черномырдин особо не церемонился: «народ пожил — и будет», «учителя и врачи хотят есть практически каждый день», «страна не знает, что ест правительство» и проч.
А вот этот «шедевр» нынешние горе-реформаторы явно восприняли как руководство к действию: «Но пенсионную реформу делать будем. Там есть, где разгуляться».
Но если вы думаете, что нынешние чиновники намного грамотнее, то глубоко заблуждаетесь. Аграмматизмы типа «скока», «че», «акадэмия» - это всё мелочи по сравнению с более глобальными «речекряками». Как вам, например, такое: министры работают «не покладая своего труда» (или же это такое саморазоблачение?) и «мы очень конкурентны»?
КоммерсантЪ предложил целую подборку таких вот перлов:
- «СИрот забирали у убитых семей – солдат убивали, сИрот полно в Болгарии и Польше – зачем им врать» (Владимир Жириновский).
- «Уверен, что наши ООН-овские коллеги осознают свою ответственность за скорейший сОзыв этого механизма» (Сергей Лавров).
- «Мною принято решение ходатАйствовать перед президентом Российской Федерации об освобождении от занимаемых должностей начальника УВД по ЗАО ГУ МВД России по Москве генерал-майора полиции Андрея Пучкова и начальника Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Москве генерал-майора полиции Юрия Девяткина» (Владимир Колокольцев).
- «Этой программой предусмотрены основные ожидаемые результаты. Они не оцифирены, эти ожидаемые результаты» (Татьяна Голикова)
- «С 2015 года показатель этот был рекомендован всем регионам, и был провЕден через Российскую трёхстороннюю комиссию» (Вероника Скворцова)
- «Правительством Российской Федерации деньги нам довЕдены, мы общий объём задач понимаем» (Сергей Аксенов).
- «Военные корабли укрАинского флота, вошедшие в терводы России» (Дмитрий Песков).
- «Они видят дома, которые строятся непосредственно у них рядом во дворе – в квАртале или районе» (Сергей Собянин).
- «В Астраханской области. работали до двенадцати, потом температура (воздуха) за сорок, короткий передых, и вечером снова на уборку помидор» (Валентина Матвиенко).
На этом беспросветном фоне изредка встречаются и приятные исключения. Так, семь лет назад Дмитрий Медведев вдруг заявил: «Слово «крайний» в русском языке имеет совершенно другое значение. Не надо бояться слова «последний». У нас вот какая-то странная филологическая тенденция — все только «крайние». «Последние» — это нормально». И вспомнил о советских временах, когда стоявшие в очередь за чем-либо спрашивали: «Кто крайний?» только потому, что последних в бесконечных очередях было не найти.
Возможно, это самое здравое высказывание, которое прозвучало из уст Дмитрия Анатольевича за долгие годы его нахождения во властных структурах!
Комментарии читателей Оставить комментарий
в Израиле читают (и давно) справа-налево.
Вы уверены, что Вам можно рассуждать о грамотности? Может с себя начнёте?
"и все тип топ, и деньги нашлись" Не очень понимаю для чего в данном случае деньги? Или от английских слов бесплатно не откажутся?
"и вообще щас не до того, не до жиру, быть бы живу." Это не менее важно. Потеря языка ведёт к потере национальной самоидентификации со всеми вытекающими.
Большинство перечисленных вполне образованные персонажи.
***
И закон правильный. Вот либерастия и бесится.