]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Сергей Черняховский. Помнить о будущем

23:24 4.08.2021
, Сергей Черняховский
Сергей Черняховский. Фото с сайта izborsk-club.ru

«Если в одно историческое время сносят церкви, но строят гиганты индустрии и отправляют в полет космические корабли, а в другое  строят на местах тех же церквей новоделы, но топят свою космическую станцию – какое из этих времен стоит его продления в будущем?»

На первый взгляд, политика памяти - это вопрос об отношении к прошлому. Но в не меньшей степени – это вопрос об отношении к будущему. И не только в простой его постановке: «Без прошлого нет будущего. Нельзя идти в будущее, не сделав выводов из прошлого».

Это, как говорится в культовом фильме, «всем известно и никому не интересно», хотя в значительной степени и правильно.

При этом оно и правильно, но в расчет принимается далеко не всегда. И в каждую эпоху находится немало политических фигур, которые твердо уверены, что то, что они намереваются сделать, придумали они сами. А если история советует этого не делать – как наивная девушка полагают, что это только у других данный замысел всегда приводил к провалу, а уж у них-то наверняка удастся.

Но в данном случае дело в другом. В том, чтобы помнить о будущем.

В первую очередь, о том, что жизнь не заканчивается сегодня – и будет еще и завтра.

О том, что завтра придется платить за сегодня – но и о том, что завтра тебе придется что-то оставлять тем, кто придет следом.

О том, что будущее не появляется само по себе, а хочешь ты или не хочешь – ты создаешь его сегодня своими действиями.

О том, что, создавая его сегодня, нужно думать, каким ты его хочешь увидеть в итоге.

То есть в отношении будущего политика памяти включает в себя и память об ответственности перед завтра, и память о том, какие варианты будущего существуют.

И существует ли такая память или нет, прежде всего, характеризуется тем, в каком фокусе сосредотачиваются общественные дискуссии: на том, как оценивать прошлое, или на том, как и что создавать в будущем.

Похоже, что со времен 70-х гг. 20-ого века, когда социально-политическая мысль, в том числе на Западе, создала многоцветие букетов футурологических концепций, ситуация в интеллектуальной сфере изменилась настолько, что вопрос будущего как прогнозируемой категории оказался устранен из фокуса общественного влияния.

Западная мысль пока остановилась на умирающей дискуссии о том, закончилась история или все еще нет. Причем практически отсутствуют отнесенные в будущее видения реальности как альтернативной сегодняшнему положению дел.

В той же степени, в которой они сосуществуют – это либо некие средне- и ближнесрочные катастрофические прогнозы, либо отнесение к будущему римейков давнего прошлого, связанные с возвращением тех или иных вариантов Средневековья и даже раннего Средневековья – причем не в качестве предупреждения об угрозе, а в качестве рекомендуемого желаемого устройства.

В России в этом отношении вопрос о будущем развитии еще во второй половине 80-х гг. оказался тотально подменен спорами о прошлом. Причем любая попытка найти и предложить варианты управляемого развития, движения в будущее на основании масштабных проектных подходов вызывает подозрение или сознательно обвиняется в возрождении тоталитаризма.

Отчасти основа этого почти сознательного стремления части интеллектуального класса любыми путями не допустить создания масштабных проектов будущего, а тем более развития на их основе, имеет своей основой патологическое стремление определенных элитных групп исключить из даже гипотетического пространства любой намек на необходимость напряжения, необходимость мобилизации, необходимость целенаправленного действия.

Собственно, нелепое и несовременное представление о развитии на основе действия «незримой руки рынка» - это как раз мечта о таком движении, где элите не приходится ничего делать: все совершается само собой, на основе саморегулирования, без вмешательства самой этой элиты, за которой остается лишь «право жить», то есть наслаждаться преимуществами и комфортностью сегодняшнего привилегированного положения. Будущее при таком положении видится исключительно как сохранение в нем настоящего, сохранение собственного комфорта и привилегий. Как таковое «сегодня» не видится как требующее альтернативы, а потому будущее как возможная альтернатива предполагается ненужным и вредным.

Отсюда – снисходительно-презрительное отношение к тому, что объявляется «утопиями», где последние трактуются не в их начальном смысле «то, чего нет, но что может быть», а в привнесенном и ложном – «то, чего нет и быть не может».

Собственно, все атаки на российское прошлое есть атаки на то в нем, что несло черты целеустремленного и волевого созидания новой реальности, движения в будущее. Суть этих атак – попытаться продемонстрировать, что все устремления вперед ни к чему хорошему не приводили, смоделировать и навязать вывод о том, что главный урок отечественной истории – не стремиться к лучшему, а довольствоваться имеющимся.

В этом плане можно сказать, что в определенного типа сегменте интеллектуального класса России вполне утвердился базовый алгоритм бесчеловечной теории Карла Поппера, суть которой в том, что никогда не нужно стремиться к лучшему: стремясь к нему, ты вовлекаешься в действие, которое так или иначе ограничивает твою свободу. Раб, восстающий против своего рабства, становится, по мысли этого мрачного философа, зависимым от предводителя восставших. И потому лучше ограничиться своей похлебкой и цепью – оставшись таким образом «свободным».

И вчера, и сегодня известная часть интеллектуального класса страны ненавидит и ненавидела Сталина не потому, что сочувствовала тем, кого представляла в качестве «жертв массовых репрессий», а потому, что больше любых гипотетических репрессий боялась любого общественного устройства, в котором так или иначе придется нести ответственность за то, чем занимаешься, но еще больше того, что придется работать так, как при том же историческом персонаже работала элита – уходя домой в три утра и к девяти возвращаясь на работу. То есть – боялась напряжения как такового.

Перенесение же фокуса общественных дискуссий в зону прошлого, при замене ими дискуссий о будущем, позволяло закрыть вопрос о создании будущего как продукта целеустремленной и напряженной деятельности человека.

Дело не в том, чтобы не думать о прошлом – дело в том, чтобы, думая о нем, не забывать о будущем. То есть думать о прошлом с точки зрения обеспечения движения в будущее – причем управляемого и проектного движения в будущее.

При этом бесспорно, постановка вопроса о том, «какое будущее мы хотим создать», почти невозможна и крайне сложна без ответа на вопрос: «А мы – это кто?». То есть без решения вопроса о самоидентификации и собственной идентичности. То есть без споров об истории.

Но, с одной стороны, в этом историческом соотнесении всегда есть и простой вопрос: «Мы те и продолжатели тех, кто всегда мечтал о будущем и стремился к созданию новых форм своей жизни», или «Мы те, кто всегда чуждался этих новых форм и противостоял им»?

И с этой стороны приходится отвечать на вопрос, в чем большее основание национальной самоидентификации: в колоколах на колокольнях или в пушках победоносной петровской армии, выплавленных из этих колоколов?

В чем большее основание национальной гордости – в восстановлении ушедших в небытие церквей или в создании национальных космических станций?

Если в одно историческое время сносят церкви, но строят гиганты индустрии и отправляют в полет космические корабли, а в другое – строят на местах тех же церквей новоделы или даже восстанавливают остатки этих церквей, но топят свою космическую станцию и превращают в аттракцион свой самый совершенный космический корабль – какое из этих времен стоит его продления в будущем?

Политика памяти прошлого – безмерно важна, в частности для того, чтобы ответить – кто мы были и кто мы есть.

Но политика памяти будущего важна еще более. Во-первых, чтобы ответить, какими мы хотим быть и какими мы станем. А во-вторых, чтобы осмыслить, в какие исторические периоды мы были созидателями, демиургами будущего, а в какие – отрекались как от своего будущего, так и от своего качества демиургов.

И главный вопрос политики памяти о прошлом и даже всей политики исторического просвещения – это сохранение и возрождение сохраненной им памяти о стремлении в будущее.

Темы: В России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 11.08.2021, 15:41
    Гость: Работаешь

    сдельно. Лишь бы отметиться.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 11.08.2021, 08:39
    Гость: Поручик в отставке

    Как командует командующий эскадрой
    "Бить по головному!"

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 10.08.2021, 23:05
    Гость: )))

    Мимо,поручик.
    У Вас одни и те же клише.
    Тут ни личности,ни споров нет,а только напоминание о происхождении. Которое видно издалека.
    Сайт заполнен укромыслителями,ладно,если б что -то стоящее писали.
    Разведет бодягу на километры, и сидит довольный собой.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 10.08.2021, 20:32
    Гость: ))) неужели неясно,что

    Он авторитет в литературе,а не в делах духовных.
    ...
    В начале 20 века было такое (цитирую):
    -(вздох) ...вот умрет Толстой,и - конец...
    -чему конец,литературе?
    --(вздох)...и литературе....
    .
    Это про Вас.
    )))))

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.08.2021, 15:38
    Гость: Поручик в отставке

    ...государственную "титьку" самым наглым образом сейчас сосут олигархи на гос. заказах.
    ===========
    Сколько налогов на доходы платят олигархи? Столько, сколько все троцкисты-ленинцы за жизнь не заплатят!
    "Каждый должен знать свое место в строю"(С)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (209)
]]>
]]>
Выбор читателей
Глава Минюста предложил принудительно «вправлять мозги» желающим развестись
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
Коллаж © KM.RU
Медведев назвал последствия удара США по Ирану
Путин: в старых учебниках по истории нет правды о Великой Отечественной
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Острые вопросы СВО на Украине
«Мятеж, который был в Казахстане – это не терроризм даже в самых крайних своих формах»
«Нужно убрать коронавирусный психоз»: 1 сентября сулит сплошные проблемы
Киргизам пришлось извиняться за насилие над русским мальчиком
«Запрещенные барабанщики», 20 июля, «16 Тонн. Арбат»
«Моральный Кодекс», 28 сентября, КЗЦ «Миллениум» (Ярославль)
Distemper: «Большинство людей с возрастом лишь тупеют и деградируют»
ADDicted! «Ночь» (интернет-релиз)
«Яндекс» готовятся сдать олигархам
Цугцванг «президенторожденного не Батьки»
Гденебо feat. El Mashe «BTTF» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.