Система оценок в школах подвергается изменениям

О каких предметах идет речь, в чем заключаются преимущества и недостатки таких изменений и кого они затронут?
28 августа в ходе Общероссийского родительского собрания руководству Минпросвещения был задан вопрос об оценках по изобразительному искусству (ИЗО), физкультуре и музыке, которые привязаны к пятибалльной шкале. В частности, чиновников спросили: почему нельзя сделать эти предметы факультативными, так как не всем дано хорошо рисовать, петь и выполнять нормативы, передает РИА Новости.
«Все предметы важны, в том числе и те предметы, о которых вы сказали: труд, изобразительное искусство, музыка, физкультура. Несмотря на то, что этих предметов нет в итоговой аттестации, они дают возможности для всестороннего развития школьников. Обозначено в одной из национальных целей развития страны гармоничное всестороннее развитие личности. Поэтому я, честно говоря, не считаю необходимым выводить их в факультатив, они у нас есть в расписании», – пояснил министр Сергей Кравцов.
При этом стоит обратить внимание на современные подходы к преподаванию этих дисциплин и сделать уроки более интересными и «живыми». «Рособрнадзор проводил в свое время такие исследования оценки качества образования по этим предметам. Было очень много предложений по совершенствованию, в том числе и физкультуры», – сказал министр.
В свою очередь замминистра просвещения РФ Анастасия Зырянова отметила, с 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок заполнения аттестатов, и теперь по ИЗО, музыке и физической культуре может выставляться оценка не по пятибалльной системе, а исходя из системы «зачет-незачет». По ее словам, решение, по какой системе оценивать, находится в компетенции образовательной организации – то есть конкретной школы. Однако эти предметы все равно остаются в базовой программе и не выводятся в факультатив.
Дискуссия об отмене оценок или сокращении их количества ведется не первый год, особенно в преддверии 1 сентября. «Я вам честно скажу одну из главных вещей, которые я вынес из школы: я ненавижу процесс оценивания, я ненавижу экзамены. Это катастрофа... Мы из школы выпускаем людей уже с инвалидностью, что его всю жизнь будут оценивать... Одна из моих личных целей – убить экзамены», – признавался в 2019 году глава Сбербанка Герман Греф.
«У нас нет оценок в первом классе, и мне кажется, что у малышей не должно быть оценок», – говорила в 2018 году экс-министр Ольга Васильева. Тогда же она подчеркнула, что для средней и старшей школы систему оценок нужно сохранить, так как «они четко показывают объективный уровень знаний того или иного ученика». Но уже с 2021 года школьников все же ожидают послабления как минимум по трем предметам.
«С позиций своего опыта, а это 53 года стажа работы, могу сказать, что «зачет-незачет» – это замечательная идея. Не каждому ребенку дано великолепно рисовать и петь. Это правда. Я, например, всегда страдала от того, что не могла петь. И у меня только по музыке была низкая оценка. Поэтому, как мне кажется, это здравая идея, потому что заниматься музыкой или рисованием ради оценки не стоит», – считает председатель Московского совета ветеранов педагогического труда Надежда Брагинская.
«Но вопрос о факультативности предметов имеет подводные камни. Если ИЗО, музыка и физкультура не будут обязательными, их спустя какое-то время могут перевести на платную основу. Во-вторых, есть риск того, что ребенок не получит какой-то важной для себя информации в области культуры и спорта», – добавляет собеседница.
«При этом уроки пения можно заменить прослушиванием и изучением классической музыки, а физкультура должна оставаться обязательным предметом с оценкой. Ребенок должен быть физически развит», – уверена педагог.
«Поэтому, если в аттестате об окончании школы будет «зачет-незачет» – это нормально. Но желательно сохранить обязательное посещение этих уроков для всестороннего развития ребенка. Особенно это касается детей из неблагополучных семей, у которых нет возможности развиваться за пределами школы. Кроме того, можно попробовать ввести смежную систему и предоставить ребенку выбор: если он уверен в своих силах и хочет сдать предмет на оценку – у него должна быть такая возможность», – подчеркнула Брагинская.
Между тем сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий считает, что школы должны сами определять порядок оценивания успеваемости, потому что для каждого коллектива существует «своя идеальная система организации учебного процесса».
«Есть заведения, где если детям не будут ставить оценки – родители просто разнесут школу, крича о том, что их деток не готовят к ЕГЭ. И неважно, в каком классе учится ребенок. А есть школы, где родители, наоборот, призывают отказаться от оценок. Поэтому здесь все зависит от того, о какой школе мы говорим, какая миссия у нее и в чем заключается смысл работы учителей», – добавил собеседник.
«Кроме того, прекрасно известно об отсутствии прямой связи между уроками физкультуры и реальным физическим развитием ребенка. Также нельзя сказать, что ребенок, имея двойку по музыке из-за каких-то дисциплин, обязательно музыкально неграмотный. Такой зависимости нет», – считает Луховицкий.
В то же время заслуженный учитель РФ, директор московской школы № 109 Евгений Ямбург напомнил, что «в наших школах рано начинается профилизация», и если с первого класса дети тяготеют, например, к математике – они получают повышенные знания по этому предмету.
«В первом классе вообще никому не ставят оценки. Но это не значит, что им не ставят отметки. Их работу оценивают солнышками, кружочками разных цветов. А дальше по таким предметам, как изобразительное искусство, мы ставим «зачет-незачет». Для тех, кто идет на определенную специализацию, выставляются оценки. Потому что дети сами хотят знать, насколько они соответствуют тому или иному уровню знаний. Здесь одного решения для всех нет и быть не может. Все дети – разные», – подчеркнул собеседник.
«Также существует такая вещь, как формирующее оценивание. Дети получают задания и могут бесконечно их «прорешивать», пока не достигнут высшего уровня. Фактически они сами себя оценивают с помощью независимого тестирования. На мой взгляд, это самая эффективная система. Но и здесь, конечно, не стоит впадать в крайности», – резюмировал Ямбург.
Автор: Анастасия Куликова
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да, спасибо за конструктивную дискуссию. Мы с Вами самыми стойкими здесь оказались. Что-то народ быстро потерял интерес к теме. Наверное, все обсуждают Афганистан и предстоящие думские выборы.
Раз меня агентура попросила перевести с английского очень специальный текст, касающийся правил регламентных работ в операторах аэролиний. Перевёл.
Через пару дней заказчик написал : «Этому … уже наши тексты переводить не давать !!!»
….
Хорошо с Вами поболтали о настоящем изучении языков.
Когда-то очень давно начальство попросило меня перевести с английского на русский техническую документацию. Саму аппаратуру я не видел – приходилось мысленно представлять, как это всё выглядит. Компьютеры у нас тогда ещё только появились – всю терминологию, а уж тем более английскую, мало кто знал. Интернета тогда тоже ещё не было, как и не было современных компьютерных печатных словарей. И я слово hardware перевёл как «скобяные изделия». Наши инженеры, техники и начальники подразделений оказались грамотными людьми – сразу поняли, о чём здесь идёт речь. :-)))
Если тут найдёт я индивид, сомневающийся в том, что мозг может сам продолжать совершенствовать изучение иностранного языка подсознательно, достаточно сказать такому человеку, что НИКТО и НИКОГДА не строит предложение заранее обдумывая как будет склонять и спрягать и какой сложности предложение собирается состряпать. Предложения всегда создаются человеком в ПОДСОЗНАНИИ и сознанием только корректируются, да и то часто уже после произнесения.:
Я с 1995 работал в фирме связи а с 1999 был там директором закупок. Пока ещё не был директором - подрабатывал в агенстве переводчиков - переводил тексты телекоммуникационного характера.
Тогда ещё люди не знали что такое call centre или smartphone. Никто не знал, что в этом английском слово «Exchange” означает телефонную станцию.