]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты → Без купюр
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«На протяжении всей постсоветской эпохи правящие верхи РФ демонстрировали пренебрежение к нарастанию у русского народа национальных проблем»

11:19 25.09.2025
, Игорь Бойков
© РИА Новости Михаил Климентьев
© РИА Новости, Михаил Климентьев

Есть ли в современной России хоть какие-нибудь реальные основания для того, чтобы народы, забыв как давние исторические обиды, так и боль свежих ран, начали дружить? И самый главный вопрос: за чей счёт идеологи такой дружбы собираются её насаждать?

Всякому честному и непредвзятому наблюдателю известно, что межнациональные отношения внутри России сегодня далеки от идиллии. Хотя за последние годы главная линия противостояния сместилась из поля “некомплиментарные народы внутри РФ – русский народ” в поле “русский народ – мигранты”, национальный вопрос по-прежнему остаётся одним из основных неразрешённых вопросов современности. Косвенно это подтверждают и представители структур государства, и общественные деятели – лоялисты. Но подтверждают, разумеется, на свой лад.

Командование спецподразделения “Ахмат” открывает идеологически ориентированные лагеря для юношества, писатель Захар Прилепин заявляет о необходимости госзаказа на организацию межнациональной дружбы, ряд деятелей спешат с созданием сети “дружбонародных” общин, очевидно затачиваемых под противостояние с набирающими вес организациями русских дружинников.

Внешне всё вроде выглядит гладенько. Кто же, в самом деле, станет возражать против гармонии и дружбы? Тем более между целыми народами.

Но то – декларации. Что же до дела... Есть ли в современной России хоть какие-нибудь реальные основания для того, чтобы народы, забыв как давние исторические обиды, так и боль свежих ран, начали дружить? И самый главный, так сказать коренной вопрос: за чей именно счёт идеологи такой дружбы собираются её насаждать?

В начале – о значении слов.

Сам термин “дружба народов” возник в советскую эпоху. Рассуждая о межнациональных отношениях, сегодня многие любят апеллировать именно к ней, выдавая в плане подхода к разрешению национального вопроса за образцовую. Разумеется, такие апелляции очень поверхностны. Не станем сейчас углубляться в возражения сугубо частного порядка (некая видимость межнациональной дружбы в СССР существовала лишь в период его “золотой осени”, с начала 60-х до середины 80-х. Ранее Красная армия годами боролась с партизанскими движениями на национальных окраинах от Средней Азии до Прибалтики, а руководство страны высылало из мест исконного проживания на “перевоспитание” целые народы численностью в сотни тысяч). Возразим по существу.

Пропагандировавшаяся советскими идеологами “дружба народов” суть прямая реализация и конечное практическое воплощение принципа пролетарского интернационализма, являвшегося в коммунистической доктрине одним из стержневых. Вне данного принципа дружба не мыслилась, потому необходимо обратиться именно к нему. За давностью лет, возможно, некоторые в России подзабыли, что означал пролетарский интернационализм в теории и на практике. Если так, то напомним.

Марксистская концепция пролетарского интернационализма утверждала, что перед пролетариями (шире – трудящимися) разных народов стоит идентичная задача. Заключена она в непримиримой борьбе против классов эксплуататоров-угнетателей, и потому даже цивилизационно и культурно далёкие народы, под коими понимались, в первую очередь, опять-таки трудящиеся низы, не могут иметь между собой никаких значимых противоречий. Существующая рознь объявлялась результатом политики эксплуататоров, а преодолеть её предполагалось через усиления классовой борьбы, в ходе которой эксплуатируемые низы постепенно достигнут взаимопонимания и солидарности. Что же до будущего, то марксисты верили, что с победой коммунистических революций межнациональная вражда естественным образом сойдёт на нет, ибо причин для неё попросту не останется.

История, однако, пошла иначе и, наверное, не в последнюю очередь, потому что коммунистические идеологи так и не смогли до конца разобраться в природе национального вопроса, в силах, порождающих его на свет. Кстати, сам Маркс с его многочисленными оговорками по поводу азиатского способа производства и страстными обличениями восточной отсталости в лице османской Турции или Индии с высоты минувших эпох видится фигурой, не до конца понятой даже собственными последователями, вульгаризировавшими многое из его наследия. Как мы знаем, факторы несовместимости культур, очевидной неравнозначности культур, долгой исторической памяти, роста национального самосознания, борьбы за сохранение идентичностей и т.д. (словом, всё то, что реально является питательной средой для национальных распрей сегодня) подавляющим большинством марксистов XX в. как самостоятельные и значимые не рассматривались.

Итак, зафиксируем: дружба народов суть категория марксизма. В теории она достигается через синхронизацию революционной борьбы коммунистов и заключение ими товарищеского союза поверх национальных границ. На практике отчасти этот подход в XX в. действительно некоторое время работал, но – как показала жизнь – ровно до тех пор, пока в странах победившего социализма не оформились новые привилегированные слои (прежде всего, национальная интеллигенция и национальное чиновничество), которые начали видеть в аналогичных слоях соседей не соратников и товарищей, а соперников и конкурентов.

Вне классовой борьбы ни пролетарский интернационализм, ни дружба народов не могут существовать даже в теории, поскольку в таком случае народам попросту не на чем “сойтись”. Если присутствуют фактор исторических обид и объекты для дележа (например, спорные земли) – они обречены враждовать, порой очень остро. Если таковые отсутствуют – будут сосуществовать, безразличные, либо, в лучшем случае, нейтральные друг другу. Но дружить не будут, так как отсутствуют предпосылки для развития подобной дружбы.

Готовы ли сегодняшние пропагандисты дружбы народов разжечь во имя её укрепления пламя классовой борьбы внутри РФ, очевидным образом направленной против правящих верхов, – вопрос, естественно, из разряда риторических. Постсоветская эпоха имитаций и симулякров давно способствовала возникновению нехитрого политтехнологического приёма: некоторые внешние атрибуты времён СССР беззастенчиво эксплуатируются власть предержащими при заведомом и полном выхолащивании их изначальной сути. Разглагольствования о дружбе народов – из той же оперы. Но на одной доброй памяти об СССР межнациональные отношении внутри России не гармонизируешь.

Дружины русских общинников возникают в городах России не потому, что некие профашистски настроенные молодчики с представителями иных народов “не хотят дружить”. Дружба в принципе не может быть безответной, а насколько “дружественно” настроены по отношении к русским представители большинства тех же диаспор, мы можем получить представление хотя бы из полицейских сводок или из содержимого соответствующих телеграм-каналов, регулярно выкладывающих видеозаписи домогательств, избиений и оскорблений по мотивам национальной ненависти.

Дружины русских общинников возникают из насущной необходимости в защите членов семей (прежде всего, детей, подростков и женщин) от физических посягательств, имеющих чётко выраженную национальную и религиозную направленность, из необходимости физической защиты собственного жизненного ареала, захватываемого иноземными диаспорами, давно сколоченными в жёсткие и дисциплинированные общины. Кто в здравом уме и не запятнав совести может сегодня заявить, что причины для создания русских организаций отсутствуют? На заре 90-х русских изгоняли из Грозного и Душанбе. Сегодня замкнутые анклавы “руссиш фрай” формируются уже в ближнем Подмосковье, а в территории постоянных стычек превращаются и областные центры, и малые города центральной России, Дальнего Востока, Сибири.

Такое положение вещей возникло не случайно и не “вдруг”. На протяжении всей постсоветской эпохи правящие верхи РФ демонстрировали подчёркнутое пренебрежение к нарастанию у русского народа национальных проблем, потакали почти всякому проявлению русоненавистничества и русоедства, зато с практически любыми русскими начинаниями под национальным знаменем разворачивали бескомпромиссную и последовательную борьбу силами полиции, прокуратуры и спецслужб.

Политика воинствующей “многонациональности”, к сожалению, принесла плоды. Ареал русского народа ощутимо сокращается уже внутри самой России, и при сохранении существующего темпа дерусификации большинства национальных республик и наплыва мигрантов извне делается неизбежным запуск процесса фрагментации и дробления России на этно-религиозные анклавы. В коих, вполне естественно, не останется места ни собственно этническим русским, ни реальным органам власти Кремля.

Каким образом гипотетический госзаказ на дружбу народов позволит избежать столь мрачного сценария? Словесной патокой трещины в фундаменте не зальёшь, а имитации и подмены – способ отвлечения внимания, но отнюдь не разрешения действительных проблем.

Ключ к гармонизации межнациональных отношений находится не в искусственном насаждении “дружбы” в условиях, когда для неё отсутствуют реальные предпосылки. Немногого она будет стоить. И тем более не в принуждении к дружбе посредством административного и силового ресурса. Чем вымученные улыбки под угрозой тюремного срока будут отличаться от пресловутой западной “толерантности”, развенчанной официозной же пропагандой?

Ключ – в исправлении допущенного на государственном уровне в 90-е годы антирусского вывиха, в демонтаже идеологических антирусских установок, всё ещё определяющих многие векторы политики государства, в переходе к режиму защиты русского народа, его исторической памяти, культуры и его самого как этнической общности людей. Общественности (как и лучшим представителям государственной власти) давно пора уяснить в качестве аксиомы: защита русского народа есть защита самих устоев России, только и способной при сохранении его численного доминирования и развитии его национальной культуры оставаться независимой и сильной. При окончательном подрыве русского стержня страна распадётся, а отношения между населяющими её народами не просто не сгладятся, но рискуют принять характер уже необратимого скатывания в беспросветность войны “всех против всех”, как произошло в своё время в Югославии. Судьба же собственно русских, вероятно, будет мало чем отличаться от незавидной участи косовских сербов, почти окончательно “вычищенных” со своей исконной земли.

Вот против какого варианта будущего необходимо в действительности бороться всякому, кто искренне считает себя патриотом России. Готовность с пониманием отнестись к борьбе лучших представителей русского народа за сохранение и укрепление русского стержня страны – тот оселок, которым ныне проверяется искренность расположения к русскому народу. Им и следует измерять подлинную степень дружеских чувств.
 

Темы: Внутриполитическая ситуация в России, Межнациональные отношения в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 24.10.2025, 08:52
    Гость: александр

    282 ст антирусская убрать

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 14.10.2025, 18:58
    Гость: тоже-врач

    Странно ждать от сурковых внимания к русским национальным проблемам. У них свои народы и свои национальные интересы.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 04.10.2025, 00:21
    Гость: аллаверды

    власть, кстати, это тоже понимает. Увидев, что одновременно вместе с русским народом сокращается численность и других коренных народов (национального меньшинства, кстати, именно, меньшинства, а не меньшинств), и что этак можно дождаться ситуации, когда вымрут эти 14%, а от русских все равно останется 70%, и РФ превратится в моноэтническое русское государство, власть, чтобы этого не допустить, решила сделать ставку на завоз мигрантов. Завоз мигрантов - это прежде всего смертный приговор этим 14%. И лишь во вторую очередь - смертный приговор русским. Хотя в результате хаоса очередь до всех русских и не дойдет. Кто-то, пусть 20%, но останется. А нацменьшинству РФ - все, конец...А по поводу сепаратизма. ПОсмотрите, что делали татары в Смутное врем? Что, они провозгласили суверенитет Казанского царства? При том, что еще живыми оставались те татары, которые обороняли Казань? Разве не поддержала бы татар Польша? Поддержали, так как это ослабило бы Россию, и дало возможность установить контроль над ней. Была возможность у татар в состоянии такого же по сути безвластия, как сегодня, отделиться? Была. Но они этого не сделали, потому что считали и считают себя частью, пусть малой, но частью России. А Россия - это русский народ. Вполне комплиментарный с ними. Попробуй, предложи московскому татарину перебраться в Казань? Он скажет - у меня прадеды жили в Москве, зачем мне эта Казань? Что мне с нее? Зачем она мне? Большинство татар живет за пределами т.н. Татарстана и жить там не будет.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 03.10.2025, 22:23
    Гость: правдоруб

    какие тут могут быть комментарии, если комментаторы даже не понимают, о чем говорят? Постоянно пишут о каких-то национальностях. Национальность - это ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ к нации. Национальность и нация - это не одно и тоже. Человек может сказать о себе, что он русский по национальности, то есть он принадлежит к русской нации. И второе. Национальные республики национальными не являются. Если бы эти республики были нациями, они были бы членами ООН. Они являются членами ООН?)))) Нет! Так что прекращайте говорить о татарской или какой-либо другой нации. Есть народы, этносы. Наций, кроме русской, в РФ нет. Именно поэтому у РФ только одно место в ООН, а не несколько десятков))) И третье. Другое дело, что антинациональная власть отказывается это признавать. Хотя белые нитки лезут. И членство в ООН, и когда приходится говорить о национальной, а не многонациональной экономики. Есть русская нация. Ее основу составляет нациеобразующий русский этнос (86%). И примкнувшие к нему другие этносы (14%), второй по чисденности после русского составляет всего каких-то жалких 4% (татарский). С десяток этносов крутятся вокруг 1-2%. А про остальные и вспоминать нет смысла, как о арифметической погрешности.Как их не натягивай на глобус за счет русского бюджета, они неизбежно вымрут. И будет как в ЕАО, где нет ни одного еврея.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 03.10.2025, 22:06
    Гость: правдоруб

    если они нации, то почему они не члены ООН?)))) ОНи не нации. А национальность - это всего лишь принадлежность к нации. Учи русский язык. И кстати, во всех этих республиках, кроме кавказских, русский этнос составляет абсолютное большинство. НАпример, в Башкирии русских - 40%, а башкир - только 30%. Самый анекдотичный пример - ЕАО. Все эти республики - это титульные совы, насильно натянутые на глобус. Симулякры. У них одна цель - снизить территорию Русской земли.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (367)
]]>
]]>
Выбор читателей
Территория СССР © KM.RU
Мифы и реалии политики постсоветских гособразований
Медведев: чем больше Запад вливает в Киев, тем больше земель вернется в РФ
Стоп-кадр из видеотрансляции
Пол Робертс: Путину пора заканчивать миндальничать с Западом, чтобы не доводить дело до ядерной оплеухи
Bingjiefu He. CC BY-SA 4.0, Wikimedia"/>
Мэром Нью-Йорка избран социалист-мусульманин Зохран Мамдани
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Призыв чтить военные подвиги вне памяти о том, ради чего они были совершены и к чему привели в результате, вообще, довольно противоречив»
Не говори по-русски или умри? Как аукается в Киргизии распад СССР
Олег Викторович Бойко: биография
Пригожин словами Черчилля поставил премьера Великобритании на место
Две Отечественных войны. Итог один – оценки разные
Президентские выборы в США: вскрытие системы
Алексей Горшенев объяснил появление собаки в песне «Короля и Шута» о засилье США
Солист «Гудтаймс» объяснил, за что Таню Буланову наградили медалью
«Нам нужно принципиально новое по содержанию и по-новому организованное знание о современном мире»
St. Vagina Dentata «Скотобаза»
Брызги «Чай с чабрецом» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.