Ситуация с русским языком на Украине – «лингвистический терроризм»
«Я с ужасом узнала, когда мой ребенок пришел в одну из школ в Киеве, что русского языка нет даже как предмета преподавания, – заявила сегодня в интервью украинскому «Главкому» депутат Рады от Партии регионов Елена Бондаренко. – То есть такой себе лингвистический терроризм – напрочь исключить из предметов обучения твой родной язык. Украинский же обязателен везде».
«В советское время, – продолжила она, – в каждой украинской школе украинский язык стоял как обязательный предмет. Просто не очень дальновидные родители писали тогда заявления: «Прошу освободить ребенка от изучения украинского». Но это было их право. А сейчас русский в любой школе изучают? Нет, даже там, где русскоязычного населения большое количество. Слава Богу, такая практика отмечена мною пока только в Киеве. В Донецке учат и украинский, и русский, и английский, и испанский, и немецкий.… Здесь же, в столице, почему-то считается моветоном иметь в списке преподаваемых предметов русский. Это очень грустно. Те киевляне, у которых родной – русский, могут вырасти неучами, не смогут грамотно общаться и писать на своем родном языке; такого права им не предоставлено. Понятно, что те, кто обеспечен, могут нанять ребенку репетитора, который бы подгонял знания по русскому. Но ведь не у всех есть такие возможности».
Елена Бондаренко, напоминает издание, на этих парламентских выборах не только поднялась в избирательном списке Партии регионов на 100 позиций вверх – со 146-го на 47-е место, но и удостоилась в рамках предвыборной кампании своей политсилы почетного статуса «говорящей головы» – вип-агитатора. Последние недели она проводит в разъездах по стране, объясняя избирателям, почему в день выборов стоит отдать свои голоса именно за «регионалов». Так что ее слова стоит оценивать не только как личное мнение депутата, но и в значительной мере как позицию Партии регионов. Тем интереснее было от нее услышать, будет ли Партия регионов стремиться к тому, чтобы русский язык все-таки стал вторым государственным.
«Да, у нас есть такая идея, у нас есть такие обязательства, мы от них не отказывались, – ответила Бондаренко. – Другой вопрос, что пока это преждевременно. Когда мы почувствовали, что соберем в зале голоса под законопроект Кивалова – Колесниченко, мы это сделали. Но когда у нас сейчас нет возможности собрать 300 голосов под статус русского языка как второго государственного, мы даже и вносить такой проект не будем. Важен результат, а не процесс».
«Получается, что будет русский вторым государственным или нет – покажут выборы?» – спрашивает корреспондент. И тут от Бондаренко следует ответ, который, бесспорно, подтверждает, что «регионалы» не зря назначили ее одним из своих предвыборных спикеров: «Да, безусловно, потому что в нашей предвыборной программе есть обязательство – русский как второй государственный».
Проникнитесь виртуозностью данного пропагандистского хода: голосуйте, мол, только за нас, «регионалов», поскольку лишь в этом случае у сторонников русского языка появится реальная возможность сделать свой родной язык вторым государственным! И при этом ни слова о том, что «лингвистический терроризм» в киевских школах возник во время правления «регионалов». И уж, конечно, ни слова о том, что у Партии регионов, в преддверии каждых выборов обещавшей своему электорату сделать русский вторым государственным, ранее была масса возможностей хоть что-то сделать ради этой цели. Но как только выборы, на которых «регионалы» собирали голоса доверчивых русских избирателей, заканчивались, они откладывали этот вопрос в долгий ящик – до следующей избирательной кампании.
Кстати, сегодня, когда до выборов остается чуть более двух недель, должна анонсировать свои поправки в недавно протащенный «регионалами» Закон «Об основах государственной языковой политики» специальная комиссия под руководством Раисы Богатыревой, созданная два месяца назад по инициативе Виктора Януковича. Впрочем, какими будут подготовленные этой комиссией поправки, в принципе, уже известно: в случае ободрения властями они полностью выхолостят и без того противоречивые «завоевания» нового языкового закона.
Так, комиссия предлагает изменить норму закона, по которой 10% населения той или иной административно-территориальной единицы страны имеют право инициировать вопрос о предоставлении их родному языку регионального статуса. Комиссия предлагает поднять этот «ценз» до 30%. Более того, комиссия Богатыревой предлагает заменить нормы закона, предоставляющие региональным языкам особые права, некоей общей декларацией о том, что государство обязуется поддерживать меры, защищающие языки национальных меньшинств. Что это будут за меры, разумеется, не расшифровывается.
«Бандеровское подполье в окружении Януковича наносит ему «удар под дых», просто сдает Виктора Януковича и Партию регионов в самый канун парламентских выборов, – пишет в своем блоге завотделом Украины и Крыма Института стран СНГ Кирилл Фролов. – Поправки перечеркивают закон, лишают русский язык всех скромных достижений, которые дал принятый закон».
Предполагается, что подготовленные комиссией Богатыревой поправки будут переданы в Минюст, затем – в правительство, ну а потом, после окончательной доработки – в Верховную раду. Впрочем, нынешний депутатский корпус почти наверняка будет лишен чести «усовершенствовать» недавно принятый языковый закон, изменив его до неузнаваемости. Скорее всего, этот вопрос примет к обсуждению новая Верховная рада: об этом уже сообщил представитель президента в парламенте Юрий Мирошниченко. Да и зачем, собственно, торопиться? С политтехнологической точки зрения гораздо рачительнее было бы припасти еще один языковый закон на следующий избирательный цикл. Будет чем привлекать избирателя на свою сторону.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Дело в том ,что языковую проблему почему то поднимают только к выборам.Как только выборы проходят об этом все сразу забывают и никто не вспоминает до следующего раза.Государственный язык в Украине принимался вместе с Конституцией в Верховной Раде.Это спрашивайте со своих депутатов,которых вы тогда выбрали,ибо они проголосовали.
Зачем нужен отдельный референдум, когда регулярно проводятся выборы в законодательный орган, регулирующий эти вопросы? Выборы, кстати, на днях. Побеждайте на них, набирайте требуемые 2/3 голосов (это всего лишь 67% - много меньше заявленных Вами 75% сторонников Вашей позиции:) и вводите второй государственный. А если не получится, то чего хныкать и требовать референдума за народные денежки?
Здрассте, приплыли... Так о том то и весь разговор, что украинское государство не спрашивало и не спрашивает, чего именно хотят его граждане. Единственным государственным украинский язык стал без всяких референдумов. На протяжении всей украинской независимости люди неоднократно собирали подписи за проведение референдума о государственном статусе русского языка, но власти умышленно не давали дальнейшего хода этим процессам. А стоило кому-то в Верховной Раде лишь поднять вопрос о статусе русского языка, как депутаты-маргиналы из проукраинских партий с кулаками бросались на трибуну Верховной Рады. И это всё при том, что по разным данным до 83% (по моему мнению, это процентов 75) украинских граждан в бытовом общении предпочитают русский язык.
Ну тогда ты НКВД должен ненавидеть еще более, там в этих конфликтах еще больше гражданских из за него гибло.
Юджин вообщето даже официальная история в Российском варианте не опровергает факт того что УПА и с немцеми баролось, ровно как и факт что с Советами. Но для Вас наверно это была бы сильно сложная комбинация. Ведь легче на белое и черное делить мир.