Процесс пошел: Москва и Вашингтон договорились по сирийскому химоружию

Накануне США и РФ договорились о том, как быть с химическим оружием, хранящемся в арсеналах сирийской правительственной армии. Глава российского МИДа Сергей Лавров и госсекретарь Соединенных Штатов Джон Керри разработали план разоружения Дамаска. Вашингтон великодушно пообещал не нападать на арабскую республику, если Асад подчинится и станет соблюдать предложенные ему условия.
На первый взгляд, российско-американское соглашение по Сирии – несомненный успех наших дипломатов, которые смогли, по крайней мере, на время отвести американские ракеты от арабской республики. Работа, которую проделали министерство иностранных дел и другие органы власти, включая первых лиц государства, чтобы не допустить войны на Ближнем Востоке, действительно вызывает уважение. К примеру, Путина несколько дней назад даже предложили номинировать на Нобелевскую премию мира. Рядом с таким лауреатом, как чуть не развязавший войну Барак Обама, наш президент будет смотреться очень даже неплохо.
На самом деле вопрос ликвидации химического арсенала куда сложнее, чем может показаться. Уничтожение отравляющих веществ требует больших денежных инвестиций, наличия заводов по их переработке в придачу со специалистами, соответствующего уровня безопасности в стране и, конечно же, очень много времени.
К примеру, Россия, подписавшая Конвенцию ООН по запрету химического оружия в 1992 году, до сих пор не уничтожила свои запасы. Более того, Кремль собирается отложить сроки реализации программы по утилизации на пять лет. На данный момент в РФ хранится около 5500 тонн отравляющих боеприпасов. По плану властей, последняя партия веществ должна подвергнуться процедуре детоксикации в 2020 году, но выполнить в срок свои обязательства Москва оказалась не в состоянии.
Полноценное выполнение программы ликвидации запрещенного оружия (а именно такой вариант хотят видеть в Сирии Москва и Вашингтон), помимо огромных финансов, требует наличия развитого высокотехнологичного сектора внутри страны. Построить предприятие по переработке отравляющих веществ – это не открыть консервный завод. Работы с химикатами проводятся на специальных объектах с помощью дорогостоящего оборудования.
В мире существует два вида утилизации запрещенного оружия – обычное сжигание и нейтрализация посредством различных химических реакций. Чаще всего применяется последний способ с использованием двухстадийной технологии, при которой сначала боеприпас подвергается воздействию химического реагента, а потом прокаливается в термической печи при температуре около 1000 градусов по Цельсию. Почти все этапы процесса переработки автоматизированы, но все равно занимают большое количество времени.
В интервью «Русской службе BBC» президент общественного Союза за химическую безопасность Лев Федоров рассказал, что технологиями переработки химикатов располагают РФ и США. Только в этих двух странах есть специалисты, способные обеспечить полноценный процесс ликвидации отравляющих веществ.
Стоит ли говорить о мерах безопасности? Касательно Сирии, в которой бушует гражданская война, об экологическом аспекте этой проблемы даже речь не идет. Слава Богу, что боевики еще не захватили ни одного хранилища.
Согласно российско-американской договоренности, на объекты будут допущены международные наблюдатели, которые должны провести мониторинг количества и определить состояние химического арсенала, а затем контролировать утилизационные работы. Объем дел, который им предстоит выполнить, колоссальный, и вряд ли они уложатся даже за несколько месяцев. Ведь в Сирии почти 50 объектов с отравляющими веществами, при этом никаких официальных данных о том, сколько у Дамаска боеприпасов, нет.
Например, в ЦРУ полагают, что в стране функционирует пять фабрик по производству химического оружия, начиненного зарином, табуном и ипритом. По информации американской разведслужбы, предприятия способны выпускать ежегодно до нескольких сотен тонн боеприпасов. Согласно оценкам Center for Strategic and International Studies, в Сирии хранится до 1000 тонн химикатов. К тому же Запад пытался подсчитать только оружие на правительственных складах, а сколько ракет успели создать кустарным способом боевики, никому не известно.
Безопасность экспертов – другой немаловажный вопрос, потому что гарантировать ее практически невозможно. Кто возьмет ответственность за их жизни? Вряд ли Асад разрешит пустить на территорию страны войска, которые будут охранять иностранцев. А случись с ними что-нибудь – кто будет виноват? Конечно, официальные власти Сирии, так как это их забота – присматривать за наблюдателями. Не смогли обеспечить условия выполнения договора – получайте «Томагавки».
Видимо, поэтому Лавров сразу предупредил о возможности вольной трактовки пунктов соглашения. О том же «Интерфаксу» рассказал и глава думского комитета по международным делам Алексей Пушков. Поводов для спекуляций и передергиваний бесчисленное множество, и ситуация по-прежнему может взорваться в любой момент. Ложкой дегтя уже стало сообщение The Wall Street Journal о том, что сирийские военные якобы еще несколько месяцев назад начали транспортировку химикатов, чтобы скрыть их от глаз международного сообщества.
Однако Обама пока заинтересован в том, чтобы соглашение не нарушалось хотя бы на бумаге. Достигнутая договоренность по разоружению Дамаска для главы американского государства сейчас имеет очень большое значение: большинство граждан США не хотят, чтобы их страна вмешивалась в очередную бойню на Ближнем Востоке, а голосование в Конгрессе по проекту резолюции об ударе по Сирии забуксовало, несмотря на предварительное согласие, которое давали как его однопартийцы, так и республиканцы.
Таким образом, соглашением Лаврова – Керри американский президент фактически спасает свою репутацию. Иначе критики Обамы обязательно напомнили бы ему о том, с какой твердостью он добивался права на бомбежку Дамаска, а теперь, поджав хвост, отмалчивается. Правда, сенатор Джон Маккейн, неутомимый «ястреб», уже успел упрекнуть президента в том, что враги США теперь будут считать сверхдержаву за слабака.
Белый дом действительно пошел на попятную, и отсрочка атаки по Сирии – во многом вынужденный для него шаг. Тем не менее праздновать победу слишком рано. Выполнение договоренностей, достигнутых между Лавровым и Керри, потребует невероятных усилий с обеих сторон. Любая палка в колесо запущенному процессу разоружения обратит во прах все, чего накануне добились в Женеве обе державы.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да всё очень просто. Иран, Сирия, и Ливан из за Хизбаллы - это три оставшиеся свободные страны которые перманентно помогали палестинскому народу в борьбе с еврейским оккупационным режимом. Если падёт Сирия - Израиль (ну а точнее его ультра правое правительство) вполне себе зазря но считает что он сможет до конца оккупировать территорию палестины и соседних стран. Скорее всего ультра правый израильский режим основывается на том политическом мировозрении которое сложилось во время холодной войны, и думает что запад израиль не сдаст. Я так не думаю, судьба евреев только в руках самих евреев, запад уже сдал множество своих союзников на потребу братьям мусульманам и алькаиды, и если для запада израиль не выгоден - будьте уверены ваше любимое государство точно также сдадут. Хотя как показывает практика, с суннитами вы вполне себе неплохо справляетесь. А вот шииты вас вполне себе неплохо мочат и отстаивают интересы своих государств. Как вас пару лет назад в ливане побили думаю напоминать не стоит. Вот по этому приоритетная задача израиля - выбить иран, и продолжать оккупировать арабские территории. Отсюда и помощь сирийской оппозиции в виде "прилетел, разбомбил, улетел".
Въетнам- свободная и независимая страна, пускают кого хотят. Причем никогда в него не попали бы американцы, если бы Китай сумел с ними договориться, а не разжигать приграничный конфликт.
Сирия всегда очень жёстко боролась с радикальным исламом. (Кто скажет, что это плохо?..) И, благодаря этому, оставалась одой из самых безопасных стран мира. До недавнего времени...
Большинство терактов, которые были на территории САР, организованы Саудовской Аравией. В основном, в мечетях... А было это задооолго до войны. Выводы очевидны...
Я думаю, всем понятно (во всяком случае, очень хочется в это верить), что та всемирная шваль, которая собралась в Сирии, НЕ ЯВЛЕТСЯ сирийской оппозицией.
Да, Израилю, "кровавый режим" Башара Асада, тоже был, как кость в горле, НО, те, кого сегодня "ведут" к власти в САР, НАМНОГО, НАМНОГО хуже. Поэтому и относительный нейтралитет со стороны Израиля в этом "внутреннем сирийском конфликте".
С удовольствием пообщаюсь со сторонниками уничтожения "кровавого режима Асадов". Только. Оченно большое пожалуйста! С конкретными фактами! А не "на заборе, базаре и в энторнете"...
А хоть смеху ради можете ответить - а что приобретет Израиль от поражения Сирии там, или Асада? Что останется от Сирии после "возмездия" Израилю - вопрос другой.
Вся проблема в том что в регионе остался игрок с атомным и химическим оружием. Если раньше у сирии был химический щит сдерживания, то что теперь будет не совсем ясно. Вполне очевидно, что еврейский оккупационный режим этим воспользуется, так как с самого начала конфликта он принимал активное участие помогая оппозиции бомбардировками. После химического разоружения сирии, нужно на полном серьёзе либо подарить Ирану атомное оружие, либо заговорить о разоружиении еврейского оккупационного режима.