Психология стрекозы: кризис-2020 демонстрирует глубинные проблемы идеологии либерализма и общества потребления.
Изображение с сайта alexgross.com
Швеция на практике реализует сегодня «мечты» всех свободолюбивых либеральных граждан мира – тех самых, которые тоскуют по возможности посидеть в баре или пожарить мясо в парке.
Несмотря на пандемию, в этой скандинавской стране действуют лишь минимальные условные ограничения. Большая часть предприятий работает, открыты кафе и магазины, народ гуляет в парках. А правительство пытается убедить весь мир, что население достаточно сознательно и способно путем «разумной» самоизоляции, дистанцирования и соблюдения правил гигиены самостоятельно победить болезнь. Или, в крайнем случае, посодействовать возникновению «коллективного иммунитета».
Правда, судя по всему, что-то уже пошло не так. По состоянию на 16 апреля, маленькая 10-миллионая Швеция оказалась на 20-м месте в мире по уровню распространения новой коронавирусной инфекции (11927 человек) и на 14-ом – по смертности от нее (1203 человек).
Уровень смертности от covid-19 в Швеции примерно в десять раз выше, чем в соседней Финляндии, где введены строгие карантинные меры.
22 ведущих ученых-медика Швеции уже обратились с открытым письмом в СМИ к своим властям с просьбой пересмотреть политику официального Стокгольма. Что думают по этому поводу шведские власти – пока непонятно.
А вот Лондон, который изначально пошел по тому же пути, что и Стокгольм, уже давно схватился за голову. Когда исследователи доложили правительству, что количество жертв в Туманном Альбионе может достигнуть полумиллиона человек, британские власти начали срочно корректировать свою политику.
Правда, уже было достаточно поздно. В итоге на сегодняшний день в Британии насчитывается уже более 100 тыс. зараженных и 14 тыс. умерших.
Несмотря на богатство и высокий, казалось бы, уровень общего развития, либеральные демократии оказались, к сожалению, не готовы противостоять пандемии, как, например, Китай. В КНР – около 83 тыс. подтвержденных случаев заражения и порядка 4,6 тыс. погибших. И это при том, что Китайская Народная Республика приняла на себя удар первой, когда еще никто толком не понимал, с чем мир имеет дело.
Для сравнения, в могущественных США сегодня свыше 700 тыс. заболевших и 32 тыс. погибших – несмотря на то, что у Штатов, казалось, было время на подготовку.
Если же дистанцироваться во времени и пространстве от Китая вместе с covid-19, то можно вспомнить, как в 1959 – 1960 годах в Москве была ликвидирована вспышка черной оспы. Ее невольно завез в СССР из Индии заслуженный художник Алексей Кокорекин.
Самого знаменитого плакатиста спасти не успели, однако власти бросили все силы КГБ, МВД, армии и минздрава на локализацию вспышки смертельно опасной болезни. Был введен строжайший карантин, силовики отследили и блокировали все контакты художника, самолет с одним из его знакомых развернули прямо в воздухе. Власти выявили более 9 тыс. прямых и косвенных контактов туриста. Москву полностью перекрыли, население столицы массово вакцинировали. Заболеть успели 45 человек, умерли – трое. За 19 дней вспышка болезни была остановлена.
Нужно отметить – и СССР 1960-х, и современный Китай западные демократы презрительно называют «тоталитарными государствами». Хотя это определение, вне всякого сомнения, в корне некорректно. На самом деле, мы имеем два примера сильной государственной власти и высокого уровня самосознания (пусть и воспитанного достаточно жесткими методами) у граждан.
Жизнь в либеральных демократиях, конечно, накладывает на население меньше ограничений – как на физическом, так и на моральном уровне. Их жизнь, во всяком случае, в ЕС, США и Канаде – достаточно состоятельна. Однако здесь важно не путать причинно-следственные связи.
Например, есть супружеская пара. Муж грабит на улицах людей, а потом каждый день идет «тусить» с женой в ночной клуб. В целом, у пары есть деньги. И тут важно ничего не перепутать - наличие денег зависит не от «веселого нрава» семейства, а от способности супруга опустошать карманы прохожих...
Примерно то же самое происходит с либеральными демократиями. Запад столетиями весьма успешно эксплуатировал свои колонии, а теперь не менее успешно эксплуатирует неоколонии.
Развивающиеся страны получают от Запада кредиты, голливудскую кинопродукцию, программное обеспечение и гаджеты по «лошадиным» ценам. Запад же взамен получает сырье (зачастую редкое и исчерпаемое) по ценам более чем скромным.
При этом, дабы свое население задавало меньше вопросов, западные политики и бизнесмены задабривают его либеральными свободами и долей в выкачиваемых из развивающихся стран обманом или силой ресурсов. В итоге бариста в Нью-Йорке получает столько же, сколько сразу несколько десятков работников, которые в нечеловеческих условиях выращивают кофе где-нибудь в Латинской Америке или Африке.
И вот здесь можно задуматься над тем, чем вообще должно заниматься государство.
Что важнее – обеспечение безопасности (причем, на том уровне, на котором отдельный индивид не в состоянии обеспечить ее сам себе по определению) или развлечения и либеральные свободы?
То же правительство Швеции превратило смертельно опасную ситуацию в нелепую игру. Среднестатистический гражданин не имеет высшего образования в сфере медицины или гражданской обороны и поэтому не может в полной мере представлять масштабы угрозы и эффективно противостоять ей.
Власти Швеции (а перед этим – Великобритании и других западных стран) уподобились родителям, пытающимся «воспитывать» маленьких детей, осознанно оставляя их самих у открытого окна. Ну или отменяющими назначенное доктором лечение, потому что «таблетки горькие».
Судя по тому, что происходит в соцсетях и блогосфере западных стран, многие граждане, столкнувшись с последствиями эпидемии, уже задумываются над тем, что лучше – европейские свободы, но беспомощность на фоне чрезвычайной ситуации, или китайские ограничения, сопряженные со способностью государства взять на себя ответственность за судьбы людей...
Кстати, переоценка происходит и внутри социумов. Идеология общества потребления превратила в общественных кумиров тех, кто его развлекает – актеров, певцов и представителей «зрелищных» видов спорта.
Теперь же в центре общественного внимания оказались врачи, спасатели, ученые и представители других профессий, оказавшихся на переднем краю борьбы с вирусом. Главврачи некоторых клиник по уровню известности сейчас уже догоняют поп-звезд.
А ведь возможно, что если бы мир последние несколько десятилетий вкладывал в развитие медицины и биологии столько же денег, сколько в индустрию развлечений и «зрелищные» виды спорта, то сегодняшняя пандемия даже не началась бы...
Гетера Каллисто однажды насмешливо заявила великому мудрецу Сократу, что если она захочет, то переманит к себе всех его друзей и учеников, а вот ему это сделать с ее друзьями не удастся. На что философ ответил ей: «Конечно, тебе легче: ведь ты зовешь спускаться вниз, а я - подниматься вверх».
Власти либеральных демократий десятилетиями уподоблялись гетере Каллисто, и теперь их сограждане столкнулись с последствиями данной политики.
Басня «Цикада и муравей» (в варианте Ивана Андреевича Крылова - «Стрекоза и муравей») является общеевропейским культурным наследием еще со времен античности. Однако власти и жители стран Запада не хотели делать из нее должных выводов. Возможно, пандемия и экономический кризис заставят их посмотреть на ситуацию по-другому.
Есть над чем задуматься и нам. Может быть, в советском подходе, предполагающем приоритет безопасности над модой и развлечениями, было все-таки большое рациональное зерно?
Комментарии читателей Оставить комментарий
А наши сыры ничем не хуже голландских.
Голландские просто раскручены. Это как итал.вино,или фр. Просто раскручены ради прибыли. что не говорит об их качестве.
Чем хуже голландского Gouda "пошехонский",скажем,
Костромской, Осетинский,Адыгейский,Сулугуни грузинский,и пр?
. Я о советских стандартах,конечно,как и Вы.
Ирак при Хуссейне цвел.
Х.
Вкладывал в культ.наследие большие деньги,это ж страна древнейшей истории. Вавилон . Все растащили западники в свои коллекции.
.. И внук ,14 лет ,когда спецназ НАТО брал дворец деда,отправил в другие измерения 65 вояк. Ок.100 ранил. Знал же дворец как свои 5 пальцев,и хорошо стрелял.Во пацан.
Это нигде не прочитаете.
Китайцы для поднятия урожая пшеницы стали гонять воробьев,не давая им приземлиться. Воробьи стали падать мертвыми. И насекомые получили полное гражданское право-поедать поля. Воробьев то нет уже.Тогда китайцы и стали есть воробьев.
..Потом,видимо,принялись и за насекомых.
А,верно.
Вы о Хуссейне. Пардон с.
Я знаю,как читается ,мсье, особенно если
Европеец сам так написал.)))потешило португальское "ду", и все,да и Вам --шанс встрять. До ближайшего стационарного
цирка Солнца от меня --1 км расстояния.