Опубликована стенограмма переговоров минского диспетчера с пилотом Ryanair

Авиадепартамент белорусского минтранса опубликовал стенограмму переговоров минского диспетчера с пилотом борта Ryanair. Экипаж самолета несколько раз просил уточнить источники получения информации о якобы минировании борта.
«Газета.Ru» опубликовала полную расшифровку переговоров.
Пилот (09:28:58): Минск, Добрый день, RYR 1TZ, FL390 (данные рейса. – Газета.Ru) приближается к SOMAT (название точки прибытия. — Газета.Ru).
Управление Воздушным Движением (УВД, диспетчерский центр) (09: 29: 04): RYR 1TZ, это Минск, добрый день, радиолокационный контакт есть.
УВД (09:30:49): RYR 1TZ, Минск.
Пилот: Да, продолжайте.
УВД: RYR 1TZ доводим до вашего сведения, что у нас есть информация от спецслужб, что на вашем борту есть бомба, и она может быть активирована над Вильнюсом.
Пилот: 1TZ Ожидайте.
Пилот (09:31:17): Окей, RYR 1TZ. Не могли бы вы повторить сообщение?
УВД: RYR 1TZ, повторяю, у нас есть информация от спецслужб, что у вас на борту бомба. Эта бомба может быть активирована над Вильнюсом.
Пилот: Вас понял, ждите.
УВД (09:31:42): RYR 1TZ из соображений безопасности мы рекомендуем вам приземлиться в UMMS (Национальный аэропорт «Минск». — Газета.Ru).
Пилот: Хорошо ... это ... принято, дайте нам альтернативу, пожалуйста.
Пилот (09: 32: 59): RYR 1TZ
УВД: RYR 1TZ
Пилот: Бомба ... прямое сообщение, откуда она взялась? Откуда у вас информация об этом?
УВД: RYR 1TZ, ожидайте, пожалуйста.
УВД (09:33:42): RYR 1TZ
Пилот: Давайте.
УВД: RYR 1TZ сотрудники службы безопасности аэропорта сообщили, что получили электронное письмо.
Пилот: Понял, служба безопасности аэропорта Вильнюса или из Греции?
УВД: RYR 1TZ это электронное письмо было отправлено в несколько аэропортов.
Пилот: Понял, ждите.
Пилот (09: 34: 49): Радар, RYR 1TZ.
УВД: RYR 1TZ.
Пилот: Не могли бы вы дать нам частоту для (неразборчиво) компании, чтобы мы могли (нрзб).
УВД: RYR 1TZ повторите, какая частота вам нужна.
Пилот: Нам просто нужно разобраться с работой компании, если для этого есть какая-то частота (нрзб).
УВД: Вам нужна частота работы Ryanair (RYR)?
Пилот: Верно 1TZ.
УВД: Пожалуйста, ожидайте.
УВД: RYR 1TZ, Ожидайте, пожалуйста
Пилот: Ожидаю.
Пилот (09: 39: 30): RYR 1TZ есть информация?
УВД: RYR 1TZ Ожидайте, ждем информации.
Пилот: Не могли бы вы повторить, что я должен позвонить в аэропорт, что власти ... (неразборчиво) должны перенаправиться ...
УВД: RYR 1TZ Слышу с трудом, повторите еще раз, пожалуйста.
Пилот (09: 39: 57): Радар, RYR 1TZ.
УВД: RYR 1TZ, Продолжайте.
Пилот: Можете ли вы еще раз назвать код IATA аэропорта, в который власти рекомендовали нам перенаправиться?
УВД: RYR 1TZ Принято, ждите, пожалуйста.
Пилот: Хорошо, даю вам (неразборчиво), можете ли вы еще раз повторить код IATA аэропорта, в который власти рекомендовали нам перенаправиться?
УВД: RYR 1TZ ждите.
Пилот: Ожидаю, вас понял.
Пилот (09: 41: 00): RYR 1TZ.
Пилот: Вперед.
УВД: код IATA — MSQ (Национальный аэропорт «Минск». — Газета.Ru).
Пилот: Повторите, пожалуйста?
УВД: код IATA — MSQ.
Пилот: MSQ, спасибо.
Пилот (09:41:58): RYR 1TZ Еще раз, эта рекомендация перенаправить в Минск, откуда она взялась? Откуда она взялась? Компания? Пришло ли оно от администрации аэропорта вылета или администрации аэропорта прибытия?
УВД: RYR 1TZ это наши рекомендации.
Пилот: повторите, пожалуйста.
УВД: RYR 1TZ это наши рекомендации.
Пилот: не могу понять.
Пилот: Вы сказали, что это ваша рекомендация?
УВД: RYR 1TZ, Чарли-Чарли («принято», авиационный сленг — Газета.Ru).
УВД (09.42.49): RYR 1TZ у нас есть частота приземления для Вильнюса 131.750
Пилот: 131.75 и у нас есть контакт ... (неразборчиво).
УВД (09: 44: 38): RYR 1TZ, сообщите, пожалуйста, свое решение
Пилот: Радар, RYR 1TZ
УВД: RYR 1TZ, сообщите, пожалуйста, свое решение
Пилот (09:44:52): Мне нужен ответ на вопрос, какой код (неразборчиво) зеленый, желтый или янтарно-красный.
УВД: Ожидайте.
УВД (09:44:52): RYR 1TZ говорят, код красный.
Пилот: Роджер, в таком случае мы просим удерживать текущую позицию.
УВД: RYR 1TZ принято, держите свою позицию, придерживайтесь FL390, делайте повороты по своему усмотрению.
Пилот: Хорошо, в настоящее время удерживаем по нашему усмотрению позицию FL390 RYR 1TZ.
Пилот (09:47:12): RYR 1TZ мы объявляем чрезвычайную ситуацию MAYDAY, MAYDAY, MAYDAY («Мэй-дэй», международный сигнал бедствия в радиотелефонной связи, аналог SOS. — Газета.Ru)
RYR 1TZ. Мы намерены перенаправиться в аэропорт Минска.
УВД: RYR 1TZ MAYDAY, принял. Ожидайте векторов.
Пилот: Ожидаем RYR 1TZ.
Пилот: (09:48:10): RYR 1TZ запрашиваем снижение до 10000 футов.
УВД: RYR 1TZ, спускайтесь FL100 (до отметки в 10000 футов. — Газета.Ru).
Пилот: спускаемся (неразборчиво) RYR 1TZ.
УВД: RYR 1TZ с текущей позиции открыт путь к точке KOLOS: Кило Оскар Лима Оскар Сьерра (первые буквы составляют слово — название точки — Газета.Ru).
Пилот: Направляемся к KOLOS RYR 1TZ.
УВД (09: 50: 15): RYR 1TZ как меня слышно?
Пилот: Слышу отлично RYR 1TZ.
УВД: Принял.
УВД (09: 50: 24): RYR 1TZ Вам нужна какая-нибудь информация об аэродроме и информация о погоде?
Пилот: Мы можем (неразборчиво) АТИС (автоматизированная система получения информации об аэродроме для пилотов. — Газета.Ru) Минска ... достаточно.
УВД: RYR 1TZ вам нужна частота ATIS?
Пилот: Поняли. 09: Это 128.850, 1 ТЗ.
УВД (09: 51: 50): RYR 1TZ
Пилот: 1TZ, вперед.
УВД: RYR 1TZ KOLOS 2H прибытие, RW в использовании 31R, сообщите, если вам нужны векторы,
Пилот: Хорошо, КОЛОС ... можете сказать (неразборчиво).
УВД: прибытие на КОЛОС 2H.
Пилот: KOLOS 2H прилет, RW 31R, RYR 1TZ
УВД: Частота АТИС 128,850
Пилот: 28,85.
УВД (09: 52: 29): RYR 1TZ и сообщите о пассажирах на борту и есть ли на борту опасные грузы.
Пилот: Никаких опасных грузов, ожидайте <...> и нам нужно 130, чтобы избежать.
Пилот (09: 53: 00): RYR 1TZ, уклоняясь от курса 130.
УВД: RYR 1TZ понял, курс 130, погода чистая.
Пилот: WILCO («Вас понял, выполняю. — Газета.Ru).
Пилот (09: 54: 45): RYR 1TZ на борту 133 человека.
УВД: Принято, 133 человека на борту, спасибо.
УВД (09: 55: 33): RYR 1TZ, когда будете готовы, назовите время прилета.
Пилот (09:56:48): RYR 1TZ запрос на снижение 9000 футов.
УВД: RYR 1TZ, спускайтесь на FL90.
Пилот: Спускаемся на FL90, RYR 1TZ.
УВД (09:57:12): RYR 1TZ теперь связываемся с Минском, подходим на на 125.9.
Пилот: 125.9, RYR 1TZ
Обращает на себя внимания тот факт, что в 09:44 пилот заявляет о намерении удерживать текущую позицию, то есть следовать по маршруту, а в 09:47 объявляет о чрезвычайной ситуации. Что произошло в течение этих трех минут, неизвестно.
Рейс Ryanair Афины — Вильнюс был 23 мая экстренно посажен в столице Белоруссии из-за сообщения о минировании, которое не подтвердилось. После посадки был задержан находившийся на борту оппозиционер, основатель Telegram-канала Nexta Романа Протасевич. Письмо с сообщением о бомбе в самолете аэропорт Минска, по утверждению белорусских властей, получил в тот же день с почтового ящика ahmed_yurlanov1988@protonmail.com.
«Мы, солдаты ХАМАС, требуем, чтобы Израиль прекратил огонь в Секторе Газа. Мы требуем, чтобы Европейский Союз отказался от поддержки Израиля в этой войне. <…> В этот самолёт заложена бомба. Если вы не выполните наши требования, бомба взорвется 23 мая над Вильнюсом», — зачитывал ранее текст сообщения директор авиадепартамента белорусского Минтранса Артем Сикорский.
Спикер палестинского движения ХАМАС Фавзи Бархума вскоре после этого заявил, что «подозрительная сторона» пытается их демонизировать. Угрозы взрыва пассажирского самолета — совсем не методы ХАМАС, добавил он.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Странный вопрос #2. Это Международная система цветовых кодов для обозначения уровня опасности, известная специалистам всех областей безопасности (природные явления, техническая безопасность, эпидемиологическая, социальная, военная обстановка, и, разумеется, госбезопасность):
Зеленый - Безопасность - Принятие мер не требуется
Салатовый (желто-зеленый) - Имеются условия для возникновения опасности - Принять во внимание
Желтый - Потенциальная опасность. Возможно возникновение чрезвычайной ситуации - Подготовиться к принятию соответствующих мер безопасности
Оранжевый - Реальная опасность. Существует возможность развития чрезвычайной ситуации - Принятие соответствующих мер безопасности
Красный - Чрезвычайная опасность. Значительная вероятность катастрофических последствий - Незамедлительное принятие соответствующих мер безопасности.
Это универсальная система, относящаяся ко всем видам угроз.
Ясно, что пилот не стал перечислять весь спектр, ограничившись крайними и средним уровнями - зеленый, желтый, красный, рассчитывая на понимание специалистами. И те его отлично поняли.
1.По информации, озвученной Лукашенко, письмо было отправлено из Швейцарии одновременно в аэропорты Вильнюса, Афин и Минска.
2.Откуда вы взяли эту цветовую градацию уровней опасности?
3.Чем посадка в Минске в такой ситуации опасней посадки в Вильнюсе, тем более, что в письме была угроза взрыва именно над Вильнюсом?
4.Никто стрелочника из диспетчера делать не будет.
Что и требовалось доказать: из стенограммы ясно видно, как белорусская служба управления воздушным движением (УВД) вводит экипаж в заблуждение, т.е. врёт ему. Нет, не заметили? Показываю:
1. /УВД: RYR 1TZ это электронное письмо было отправлено в несколько аэропортов./
Это прямая и сознательная ложь, призванная подкрепить достоверность сообщения - экипажу этим дают понять, что спецслужбы стран ЕС в курсе происходящего, и белорусская сторона действует во взаимодействии с ними. Но никаких сообщений о получении письма в других аэропортах в Минск не поступало.
2. /Пилот (09:44:52): Мне нужен ответ на вопрос, какой код (неразборчиво) зеленый, желтый или янтарно-красный.
УВД: Ожидайте.
УВД (09:44:52): RYR 1TZ говорят, код красный.//
Ключевая прямая и сознательная ложь. Тут надо понимать, что означает в ситуации с террористической угрозой цвет кода:
зеленый - маловероятная, неподтвержденная угроза (как оно и есть на самом деле);
желтый - возможная угроза;
красный - весьма вероятная, достоверно подтвержденная угроза.
Обратите внимание, диспетчер сначала говорит "Ожидайте", затем - "говорят", создавая у командира впечатление, что это согласованная оценка взаимодействующих спецслужб.
Сознательное введение экипажа в заблуждение в экстренной ситуации - это не ошибка, не проявление недостатка компетенции, а прямое преступление УВД против безопасности полетов. И за это придется нести ответственность. Уверен, попытаются сделать стрелочником диспетчера - не так, мол, понял.
Причины выбора непрямого рейса могут быть самые разные. От отсутствия билетов на прямой рейс до разницы в цене билетов.
Свмописцы пишут все переговоры экипажа.
Истребитель для сопровождения взлетел уже после разворота самолёта на Минск.
"Пассажиры остались в Минске потому, что им туда и нужно было".
А зачем надо было брать билеты до Вильнюса ? Или у РБ нет прямого сообщения с Грецией ?
"Все переговоры на речевом самописце, у ирландцев". Переговоры пилота лайнера и истребителя тоже ? А али пилот истребителя вообще не вел переговоры ? Как в советские времена он мог подлететь к самолету, продемонстрировать ему ракеты, а потом сигналом дать команду к развороту.