«Ксенон» против светодиодов: за кем будущее?

Чтобы понять, что лучше, привычные галогенки, ксеноновые лампы или новомодные светодиоды, нужно хоть немного знать устройство этих источников света. С галогенными лампами все просто: в стеклянной колбе имеется пара электродов, между которыми натянута вольфрамовая ниточка, которая светится при прохождении тока. А поскольку вольфрам имеет свойство испаряться, колба сделана герметичной, а внутрь нее закачана газовая смесь на основе галогенидов (отсюда и название — «галогенка»), которая «осаждает» вольфрам обратно. В общем, по сути, это обычная лампа накаливания, которыми мы пользуемся в быту, только для большей долговечности заполненная газовой смесью.
Ксеноновые лампы, которые правильнее называть газоразрядными, устроены кардинально другим образом. Да, здесь тоже есть колба и два электрода, вот только никакой нити нет — свечение дает электрическая дуга, «разжигаемая» между электродами. Если проводить бытовую аналогию, то «ксенон» напоминает... электросварку. Теперь понятно, почему ксеноновый свет такой яркий? Для справки — величина светового потока газоразрядной лампы составляет 3200 против 1500 лм у обычных «галогенок». Глядя на эти цифры, даже людям, не смыслящим в законах оптики, должно быть понятно, что ксенон (этим газом как раз и заполнена колба газоразрядной лампы) светит вдвое ярче.
Но если «ксенону» прочили стать убийцей «галогенок», то сами газоразрядные лампы могут стать жертвой высоких технологий — на смену газоразрядному свету приходят диоды. Хотя, правильнее сказать, подкрадываются, поскольку пока хорошие диоды для ближнего света автофар светят на уровне галогенных ламп, притом капризны и дороги. Насколько дороги? Говорят, что две фары стоят больше 2500 евро! А что касается капризов, то современный светодиод не только требует крупного отражателя (что увеличивает размеры фары), но и нуждается в охлаждении. Так что пока массового перехода головной автомобильной оптики на светодиоды ждать не приходится.
Что же будет поголовно ездить с «ксеноном»? Не торопитесь с выводами. Во-первых, ученые всерьез занимаются проблемами светодиодов и наверняка создадут мощный и недорогой источник света, пригодный для автомобильный фар. А во-вторых, и «галогенки» еще послужат! На заводе Philips нам показали интересные лампы, которые выпускаются серийно: вроде обычный «галоген», а светит почти как «ксенон». В чем секрет? Оказывается, если заполнить галогенную лампу хитрым составом газов на основе ксенона, получится источник света, который светит вдове мощнее и вдвое дольше обычной лампы. Чудеса? Нет, лампы Philips X-Treme Vision, которые продаются в любом автомаге.
Над «ксеноном» специалисты «Филипса» тоже работают. Мы говорили, что в таких лампах свет излучает дуга между электродами. Но чтобы разжечь дугу, нужно напряжение в 25 тысяч вольт переменного тока! Для создания такого мощного импульса нужен так называемый стартер, он же блок розжига. А еще нужен корректор, который бы автоматически менял положение фары, когда машина движется по неровностям, чтобы не ослеплять встречных водителей (понятно, что на китайском «ксеноне» никаких корректоров нет). Так вот, и стартер, и корректор удалось сделать такими миниатюрными, что «ксенон» в сборе легко умещается на ладони! Хотя раньше эти элементы занимали немало места...
В общем, про автомобили ближайшего будущего скажем уверенно: освещать себе дорогу они будут всеми типами источников света — «галогенками», «ксеноном» и диодами. Первые останутся прерогативой недорогих машин, где установка других источников света не оправдана экономически, газоразрядные лампы из-за сложной конструкции и дороговизны компонентов будут устанавливаться на роскошные автомобили премиум-сегмента, а самые дорогие и самые модные авто станут щеголять светодиодами, как это сегодня делают Audi R8 и Nissan Leaf. А сейчас светодиодам поручают только вспомогательные задачи: они играют роль стоп-сигналов, поворотников и дневных ходовых огней.
И еще! Послушав инженеров «Филипса», мы окончательно поняли: «ксенон» китайского производства — зло. И не потому, что голландская компания хочет очернить конкурентов. Просто производство газоразрядных ламп — процесс весьма сложный и дорогой, наладить который в кустарных условиях можно только на самом примитивном уровне. Да и понятия автоматического корректора, цветовой температуры и фокусного расстояния, не зная которых, невозможно сделать хорошую фару, китайцам, видимо, тоже неведомы. Потому и слепят остальных водителей поклонники дешевой китайской оптики, не понимая, что это крайне опасно. Впрочем, это тема для отдельного материала.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Статья чисто заказная, советую автору съездить в Китай. Я быстро вылечился и вам помогут.Стереотипы живучи, но надо думать когда пишешь. Попробуйте в кустарных условиях сделать любую лампу. Несомненно если подойти к делу должным образом, то через пару тройку месяцев интенсивного труда вы что нибудь слепите. И то что вы слепите никак не может стоить дёшево, ведь вы на него столько сил и времени положили. Так почему у китайцев дёшево?. А потому что делают они всё в больших количествах и далеко не на коленке. А почему качество тогда плохое? Просто некоторые русские патриоты скупают некондицию и впаривают доверчивым и жадным до халявы соотечественикам.
Simon по меньше либерального снобизма. И зайдите на сайт За рулём. Я надеюсь журнал За рулём для вас авторитет. Или и там тоже люмпены.
ага, лазерных.
их перспективность видимо в том, что они будут тонкими лучами доргу освещать и заодно случайно слепить встречных водителей. вы хоть раз видели пятно от лазера, даже маломощного, на какой-то поверхности?
ну что за бред вы несете, Люмпен?! оправдываете свой ник уровнем своего понимания проблемы?
хоть чуть-чуть думайте, когда пишете... :((
В сети можно найти новость о разработке лазерных фар. Это более перспективно.