Авторынок России: за ростом часто следуют падения

08:21 28.08.2012
Фото с сайта infosurhoy.com

Так ли на самом деле безоблачны перспективы российского автобизнеса?

Аналитики подвели итоги продаж новых автомобилей в первом полугодии 2012 г. Бурная радость и овации. Рост – десятки процентов, в плюсе сотни тысяч реализованных машин. Но цифры цифрами – в 2008 г. импортеры так же купались в прибылях, сообщая в штаб-квартиры о «невиданном» росте, однако уже в августе шестереночки заскрипели и к началу зимы бодрый механизм продаж затрещал по швам. Что произошло годом позже, мы прекрасно помним – опять же «невиданный», но уже провал и тоскливые взгляды исподлобья.

Ситуация 2012 г. во многом похожа – показатели летят вверх, а положение дел на самом деле весьма скользкое. Факторы дестабилизации хорошо известны – на них указывают ведущие эксперты отрасли. Только обращать внимание на эти факторы, брать их в расчет и портить всю радужную картину пессимистическими опасениями, вряд ли сегодня кто-либо отважится. Рынок настроился на взрывной рост – зачем утруждать себя сомнениями? Тем не менее, все-таки стоит задуматься и проанализировать положение.

Во-первых, в 2012 г. уже не пройдет «игра с цифрами» обусловленная эффектом низкой базы 2011 г. Поэтому «рекордов» роста к концу года ожидать не стоит. Во-вторых, закончились программы утилизации и льготного кредитования – государственного субсидирования кредитных ставок. В 2011 г. было продано порядка 300 тыс. авто с привлечением так называемой «утилизационной» премии (и 300 тыс. ед. годом раньше), выдано за весь срок почти 400 тыс. льготных кредитов. В основном ими пользовались при приобретении бюджетных автомобилей, особенно отечественных марок. Сегодня никаких альтернатив им не предложено, что, по мнению Стенли Рута, партнера, руководителя практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли, PWC, существенно снизит долю недорогих иномарок и авто российских брендов в общих продажах 2012 г.

С ним полностью согласен Целиков Сергей, директор аналитического агентства «Автостат», указывающий на то, что потенциал российского рынка полностью исчерпан. А поскольку никаких шагов по продолжению стимуляции спроса со стороны государства не последовало, то и аппетиты в плане продаж стоит поумерить. Более того – и это третий важный фактор – пока действовали указанные выше программы, был в значительной степени удовлетворен «отложенный спрос». Мало того, стимулирующие программы, как говорят аналитики «Автостата», «выбрали на себя» еще и часть потенциала будущего спроса.

В-четвертых, нельзя не учитывать волатильность валютных курсов и опосредованно связанное с ней увеличение кредитных ставок, а так же нестабильность в еврозоне. Стенли Рут открыто говорит – в 2012 г. ожидается рост ставок по автокредитам, и в первую очередь, на те автомобили, которые участвовали в программе льготного кредитования, что потенциально может негативно сказаться на продажах автомобилей в кредит.

По словам Дэвида Томаса, председателя Комитета автопроизводителей АЕБ, очевидно, что ситуация на мировых финансовых рынках окажет определенное влияние на развитие автобизнеса в России. И явно это влияние не будет положительным.
Им вторит и Сергей Целиков, уверенный в том, что неопределенность на финансовых рынках увеличивает вероятность нового повышения ставок и ужесточения условий выдачи кредитов. А это в свою очередь может привести к снижению объемов выдачи кредитов «локомотивом» рынка.

Одним словом – оптимизм, конечно, штука полезная, но строить бизнес, базируясь лишь на его законах и забывать про объективные сдерживающие факторы, не вполне разумно. Только взвешенная, продуманная политика, учитывающая малейшие аспекты дестабилизационных факторов, всесторонняя стратегия, к разработке которой подключатся как представители государственных органов, так и частного бизнеса, поможет нивелировать влияние малейших негативных тенденций.
 

Комментарии читателей
]]>
Загрузка...
]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.
Организации, запрещенные на территории Российской Федерации