Российский авторынок: падение продолжается – полет нормальный

В целом за период январь-апрель 2013 г. российский автомобильный рынок так же укрепил свой «минусовые» показатели, сократившись на 2% по сравнению с тем же периодом 2012 г. Можно ли расценивать эти данные как наглядные сигналы надвигающегося глубокого кризиса отрасли?
По всей видимости, да, поскольку сомнительные объяснения неудач, транслируемые некоторыми с позволения сказать «экспертами» не выдерживают ну ни какой критики. То видите ли задержавшаяся зима не дает им эффективно продавать машины, то ожидание длительных майских праздников…
Вот увидите, подводя итог мая и столкнувшись с очередным, вероятно еще более резким отрицательным результатом они все спишут уже не на ожидание а на сами майские праздники, которые в этом году впервые были настолько долгими.
Хотя «официальные лица» стараются держаться сдержанно, не впадая в панику. Йорг Шрайбер, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ скромно комментирует неутешительные цифры: «На протяжении двух последних лет апрельские продажи обычно превосходили мартовские на 6%. В этом году традиционный апрельский подъем не наблюдался, что явилось следствием слабого розничного контрактования в первом квартале. Апрель не принес положительных новостей и по этому показателю. Таким образом, становится очевидным, что рынок вряд ли достигнет рекордных показателей первой половины 2012 года».
Красиво. Умно. А между тем возглавляемая им российская Mazda упала аж на 20% за январь-апрель 2012 г. и на 31% только в апреле. Хотя это не самый провальный результат – сокращение примерно на треть в апреле характерно для многих марок среднего ценового сегмента.
Это Ford и Nissan, Suzuki и Volvo, которые в нашей стране вероятно из-за не вполне адекватной ценовой политики почему-то принято относить к премиум-классу.
Да, кстати о премиум-классе. На него сегодня уповает довольно значительный пласт отечественных автобизнесменов. Главный управляющий директор розничного подразделения «Рольфа» Татьяна Луковецкая, председателя правления ГК «АвтоСпецЦентр» Александра Спарре и иже с ними вспоминая что в кризис 2008-2009 гг. премиум-сегмент пострадал не очень сильно, приходят к выводу что и в текущей ситуации он должен себя проявить самым что ни на есть благоприятным образом.
Именно поэтому и «Рольф», и «АвтоСпецЦентр» и некоторые другие ритейлеры с удвоенным старанием открывают сегодня новые дилерские центры «богатых» марок.
Но смотрите, что происходит на самом деле: Cadillac – -29%, Infiniti – -47% и даже вбухивающий сейчас в продвижение немыслимые рекламные бюджеты Jaguar потерял 8%. Да, «самые главные премиальные» – немецкие марки еще на подъеме, но и их темпы существенно снижаются. Поэтому проводить аналогии с событиями 4-5 летней давности, пожалуй, не очень корректно.
Так что же творится с рынком? Если избавиться от лишних иллюзий, будоражащих мозг дипломов MBA (очень многие персоны в нашем автобизнесе наполучали кучу знаний, которыми так и не научились пользоваться), неуемных амбиций и вальяжного самолюбования, то всем по-настоящему здравомыслящим людям совершенно очевидно, что падение продаж напрямую связано с истощением запасов «скидочных» автомобилей 2012 года выпуска. И чем сильнее будут иссякать эти запасы, тем круче будет пике.
Тут уже совершенно неважно премиум-класс, кроссоверы, бюджетники… Массовый сегмент просто отреагировал на тенденцию раньше, поскольку он банально массовый и на нем колебания потребительских предпочтений отражаются и быстрее и острее.
Но как только более активно повезут к нам новые машины, то есть автомобили 2013 года выпуска уже по новым ценам, потихоньку повалятся все. Хотя при этом, безусловно, те кто действительно работает с клиентами, заботится о них а не тупо «впаривает тачки» пострадают меньше всего.
Впрочем, здесь определение «пострадает» не вполне подходит. Это не «страдание», это закономерная тенденция – рынок не бездонен, и сейчас он вплотную подошел к стадии своего насыщения. Почти насытился, стабилизировался.
Ожидать «круглых» цифр роста от него глупо. Те кто надрываясь с пеной у рта старался сравнивать его с европейским, американским – в корне ошибались.
При нашей жизни, при наших доходах, при нашей социальной политике, нашем здравоохранении, образовании, культуре и проч. ну никогда не будет у нас ни 500, ни тем более 600 и выше автомобилей на 1000 человек.
А Москва, Питер, Новосиб и еще с пяток городов, где хоть как-то можно выживать, шикарной кассы не сделают. Для нас в этих условиях жизни и 300 машин на 1000 душ – невиданная роскошь.
Комментарии читателей Оставить комментарий
За границей есть с чем сравнивать. И можно констатировать, что нас банально надувают. Цены на авто выше в полтора - два раза и это даже на машины выпускаемые внутри страны. Так, что пусть ребята давятся одним хлебом и даже без масла- желаю им удачи
Капиталистическому способу производства присущи, так называемые, кризисы перепроизводства. Просто на какое то время работники автозаводов и автосалонов будут выброшены на улицу и с наслаждением будут вспоминать когда в советское время автомобилей катастрофически не хватало , а о безработице слышали только из репортажей Валентина Зорина ( политический обозреватель газеты Правда в Вашингтоне ). Так уж устроен мир . И рыбку съесть и косточкой не подавиться довольно сложно.
Потребительский спрос падает. Вот главная беда. И если кто-то из производителей продолжает расти, так только за счет того, что другие падают. И у этих "везунчиков", кто еще растет, скоро также начнутся проблему. Если рынок падает, то расти можно только ограниченное время.
Полностью согласен. Цены на автомобили надо ставить исходя из доходов населения большей части России, а не Москвы и Питера (уж больно велика разница). Тогда и продажи будут и менять машину будут через 3-5 лет, а не ездить на ней, пока она совсем не развалится.
Второй вопрос - где ремонтировать? В большинстве населенных пунктов нашей необъятной Родины гаражный автосервис "У дяди Васи" и запчасти только на ВАЗ и УАЗ. Соответственно и покупают Жигули и УАЗики, тут, как говориться, без вариантов. Правда стали появляться "авторазборы" (по сути автосвалка, где можно найти уцелевшие детали) и появился спрос на еще ездящие аналоги клиентов авторазборов (с японских и корейских автосвалок), но благодаря политике нашего Правительства он быстро сошел на нет.
Третий момент - налоги, ГСМ и дороги. Наше доблестное Правительство прилагает максимум усилий к тому, чтобы за счет автомобилистов пополнить бездонную бочку бюджета (тут и налоги с акцизами, и "отсутствие средств" на ремонт дорог, не говоря об их строительстве, и платные дороги, построенные за наш счёт, ит.д.), но при этом сократить количество машин на дороге, чтоб не мешали ездить "князьям да боярам" (повышение штрафов, увеличение статей с лишением прав, повышение цен на ГСМ и т.п.)
Так откуда возьмутся продажи новых авто?!
рынок насытился и все кто хотел-уже купили.А у русского человека не в традиции менять машину часто-покупают лет на 10 минимум.Так что скоро половину автосалонов придется закрывать.Да и цены снижать пора.