Удастся ли вернуть изъятые права досрочно
© РИА Новости, Михаил Воскресенский
В Госдуму внесен законопроект, согласно которому водителям-«лишенцам» за примерное поведение могут вернуть права раньше срока. Вполне возможно, что предложение может стать законом уже с 1 января 2015 года. Это будет во благо только при соблюдении определенных процедур. Каких именно? Об этом ниже.
По предложению бывшего начальника ГАИ России, а ныне члена Совета Федерации Владимира Федорова лишенные прав водители могут получить шанс на их досрочный возврат по истечении половины срока наказания. Необходимые условия – наличие положительной характеристики с места работы и признание судом того факта, что нарушитель действительно исправился. В качестве основного довода сенатор приводит следующее: в уголовном законодательстве всегда существовал институт условно-досрочного освобождения (УДО), позволяющий осужденным по ряду уголовных преступлений выйти на свободу раньше срока.
Даже человек, умышленно зарезавший жену, отсидев пять лет из десяти, мог выйти на волю – если не нарушал режим, хорошо шил тапочки и участвовал в местной самодеятельности. В то же время водитель, наказанный по административному делу, которое всяко менее тяжкое, чем уголовное, такой возможности не имеет в принципе. Генерал Федоров убежден, что предлагаемое изменение в КоАП «послужит ощутимым стимулом для законопослушного поведения гражданина».
Если идея будет принята, «вольница» коснется не только тех, кого лишили прав за нетрезвое вождение. Сейчас можно распрощаться с водительским удостоверением на срок до полугода в случае выезда на встречную полосу, превышения скорости более чем на 80 км/ч, нарушения правил пересечения железнодорожных переездов. На год-полтора лишают прав за оставление места ДТП. Запретом садиться за руль в течение полутора-двух лет накажут не только за употребление алкоголя или наркотиков, но и за отказ от медосвидетельствования, передачу управления пьяному, а также за незаконное пользование мигалками. Лишат прав на год-два виновника дорожно-транспортного происшествия, в котором был причинен вред здоровью потерпевших – легкий или средней тяжести. Отягчающим обстоятельством считается повторное появление за рулем в пьяном виде и серьезный характер ДТП: в этом случае придется на три года забыть о вождении.
Пьяницы за рулем не заслуживают снисхождения? Не спешите казнить. Среди них немало людей, оступившихся раз в жизни и тут же, по закону подлости, попавшихся. Знаю историю человека, который выпил на даче, а потом вынужден был сесть за руль, чтобы отвезти в больницу соседа, у которого случился сердечный приступ. Всякое бывает в жизни. Лично я – за устранение несправедливости. Почему наказанные по Кодексу об административных правонарушениях лишены прав, которые имеют даже уголовники? Согласен, нарушение должно повлечь за собой наказание, а пьянство за рулем – тем более. Но как соблюсти баланс? В этом-то и сложность! Даже если законодатели распространят практику УДО на административные наказания, то кто и каким образом установит, действительно ли человек исправился?
В советские годы водитель-профессионал, лишенный прав, обычно оставался работать на той же автобазе слесарем – и можно было проследить, пил он в это время или отказался от стакана. А ходатайство трудового коллектива, скрепленное печатью и подписью начальника, было весомым документом. Сегодня нет реального механизма контроля за поведением «лишенца». Прошение о досрочном помиловании он может написать собственноручно и заверить печатью ООО, которое сам же учредил. Подобные изменения в законе могут стать очередным поводом для развития коррупции.
Так что я – за УДО, но только в том случае, если будут проработаны определенные процедуры. Скажем, при лишении, не связанном с пьянкой, – например, за неправильный проезд ж/д переезда – можно разрешить возвращать права досрочно, если нарушитель прошел дополнительный курс обучения ПДД (тем более что в большинстве случаев все равно придется пересдавать экзамен). С пьяницами сложнее. В любом случае они уже наказаны, в том числе штрафом в размере 30–50 тысяч рублей (за управление автомобилем в нетрезвом виде предусмотрено двойное, а то и тройное наказание). Может, взять на вооружение опыт Германии и выдвинуть условие, чтобы нарушитель посещал курсы анонимных алкоголиков или регулярно обследовался у нарколога? После этого пусть получает заключение врача. Не помешает и дополнительное обучение в автошколе, и пересдача экзаменов в ГАИ…
Только при выстраивании всей этой цепочки мер можно вводить УДО. Тогда никто не будет говорить о том, что у нас допускаются послабления в борьбе с пьянством за рулем. А справка с места работы… Что же, и она не помешает. Иначе как мы узнаем, что «лишенец» не просто хороший человек, а передовик производства и примерный семьянин?
Источник: За рулем.РФ
Комментарии читателей Оставить комментарий
Имеется претензия к министерству юстиции.
В федеральном законе "О БДД" 196-ФЗ с 1995 года болтается опечатка.
Ст.28 п.1. Одним из оснований прекращения права управления транспортным средством является "лишение права".
Прекращение-лишение. На русском языке это одно и то же. Получается тавтология, вложенная сама в себя рекуррентная ссылка, зацикленность. Прекратить право, лишить права - это одно и то же, если лишили права, то прекращать уже нечего.
Лишение (термин применяется в КОАПП , например ст.12.3)- на практике изъятие водительского удостоверения.
Думается, что законодатель в тексте закона допустил применение просторечного выражения "водительские права", как заменитель выражения "водительское удостоверение", да причём ещё перепутал склонение слова и получилась тавтология.
В ст.28п.1 третьим основанием прекращения права может стоять "лишение водительского удостоверения", но никак не "лишение права". В крайнем случае в правильном склонении "лишение прав", без буквы а.
так и было!пол срока,запрос с работы и права на руках!и небольшая сумма.....сейчас у гаишников суммы заоблачные!!!!!!но есть слухи что сажают их за это но это только слухи а суммы неподъёмные...наверно за страх!
все возможно.