Гололед: как не превратить поездку на автомобиле в фигурное катание
© KM.RU, Илья Шабардин
В сложных погодных условиях у автолюбителей есть помощники - современные технологии, способные сохранять курс автомобилей на скользкой дороге и удерживать их от заносов.
О том, как это работает, рассказал Леонид Бородкин – начальник отдела продаж легковых автомобилей Панавто (официальный дилер «Мерседес-Бенц»).
Первые успешные попытки сохранить устойчивость автомобиля на дороге совершили западные конструкторы, создавшие системы контроля тяги в начале семидесятых прошлого столетия. Принцип действия был прост: как только автомобиль начинал пробуксовывать и скорость вращения одного из колес возрастала, количество оборотов двигателя автоматически снижалось, а «непослушное» колесо притормаживалось. О потере сцепления с дорогой бортовому компьютеру автомобиля сообщали датчики угловой скорости на колесах.
Тогда подобные технологии были новшеством и устанавливались только на автомобилях премиум-класса. Сегодня движение контролируют антизаносные и тормозные системы, которые используются в большинстве машин.
Технологии помощи при заносах называются по-разному, чаще всего это ESP (Electronic Stability Programme). Система срабатывает, если вы отклонились от запланированной траектории движения. Нет, она не читает мысли, а сравнивает угол поворота руля с положением автомобиля.
К примеру, вы собирались немного отклониться вправо, а машину разворачивает на 90 градусов, знакомо? Это та самая ситуация в которой пригодится антизаносная система, имеющая доступ к тормозам, управлению двигателем и коробкой передач. По принципу прародителя из семидесятых, она снижает обороты двигателя и притормаживает колеса, возвращая автомобиль на заданную траекторию. Антизаносная система поможет за доли секунд «выровнять» автомобиль, к примеру, при резком движении руля на скользкой дороге или большой скорости.
В помощь антизаносным технологиям разработаны тормозные системы. Классическая ABS (антиблокировочная система) сегодня устанавливается на большинстве легковых автомобилей, грузовиках, мотоциклах и самолетах. Система следит за вращением колес с помощью установленных на них датчиков и в случае блокировки уменьшает давление тормозной системы. И даже если вы нажмете педаль тормоза «в пол», колеса продолжат вращаться. Процесс происходит моментально и за одну секунду система срабатывает больше 20 раз, а водитель может это заметить по пульсации педали тормоза – ощущение, что проезжаете множество мельчайших «лежачих полицейских». ABS поможет водителю при движении по льду, снегу, воде или грязи – проще говоря, при российский погодных условиях, система полезна практически круглый год.
Кстати, вы в курсе, что большинство современных автомобилей сконструированы таким образом, что передняя ось нагружена больше, чем задняя? В носовой части находятся все основные системы, в том числе двигатель, а в хвостовой – в лучшем случае загруженный багажник. При резком торможении центр тяжести смещается вперед и нагрузка на заднюю ось уменьшается еще больше, в результате колеса могут заблокироваться и машину «занесет». Для тех, кто не готов дрифтовать на зимних дорогах конструкторы разработали систему распределения тормозных усилий, которая включается перед ABS. В случае торможения, когда передние колеса вращаются, первой включается система распределения тормозных усилий, которая снижает давление на задние колеса и предотвращает их блокировку. Как только блокируются все колеса, на помощь приходит ABS. Таким образом, системы помогают автомобилю не сорваться в занос при торможении, к примеру, если вы двигаетесь в крайней левой полосе и левые колеса оказались на льду, а правые – на асфальте.
Еще один борец с гололедом и мокрыми дорогами – система помощи при экстренном торможении. Как и антизаносная система она может называться по-разному (EBA, BA, BAS, SBC, HBA), но задача одна – помочь водителю остановить машину. Система анализирует скорость и силу нажатия педали и если вы жмете на нее резко, но недостаточно сильно, давление увеличивается до максимально возможного. При этом система взаимодействует с ABS и вместе с усилием на педаль тормоза, не дает колесам заблокироваться. Эта функция сокращает тормозной путь на 15-20% и пригодится, если на дорогу неожиданно выскочил пешеход или резко затормозил впереди идущий автомобиль.
Конечно, наличие вспомогательных систем не значит, что за рулем можно полностью расслабиться и забыть об осторожности. Антизаносные системы не спасут, если на обледенелой дороге входить в поворот на скорости 80 км/час, но помогут сохранить устойчивость при перестроении на трассе. А тормозные системы бесполезны, если водитель не соблюдает дистанцию и отвлекается, к примеру, написать СМС, но пригодятся, если на дорогу выскочит собака. В общем, будьте внимательны, а системы помогут в экстренных ситуациях.
Комментарии читателей Оставить комментарий
..Гололед: как не превратить поездку на автомобиле в фигурное катание..
* Глав.правило: покупайте авто токо с передним приводом иль с задним, а джипы с подключаемым передним или задним приводом -ручным иль автоматическим(в зависимости от опыта вождения).
Авто долно быть придатком водителя, а не на оборот.
Езда с постоянным полным приводом -это "игра.." со случаем.. и неоправданная расслабуха для водителя.., т.к. доверять можно только своему опыту вождения -реакции..
Ежли Вас понесло.. то уже Не помогут и самые наворочено-нахваливаемые авто.системы помощи "чайникам..", т.к. "утюгом.." управлять Невозможно.
Это.. из той же агит.серии, что и абсолютная нужность шипованной резины Зимой.
В общем, лапша.. от производителей.
И еще, когда прекратится Раздача авто.прав и когда у авто"чудиков" начнут пожизненно отбирать Права, за отдельные нарушения -тогда и порядок будет.
А пока: имеем, что Имеем.
..Кстати,автор забыл,что у нас водители отвлекаются на вождение от написания смс. Водят исключительно в перерывах написания смс. И телефон в руке всегда, а вот руль изредка..
* Под данным типом водителей, в основном, подразумеваются авто"леди..".
Золотые слова. Правда, без шуток и юмора. " Ездить нужно уметь ! "
В общем ,ездить нужно уметь. Кто умеет ездить на гололеде,авс отключает(втихаря). Уж больно козлетонить на льду неприятно. Да и на сухом подкидывает. У меня случалось от киа до инфинити. По степени отвращения, только датчик дождя пересиливает. Едешь , и вдруг кто то дворники включил.А меня он спрашивал?Я так понимаю,это как сорок мегапикселей в телефоне. Ну за что еще деньги драть? Кстати,автор забыл,что у нас водители отвлекаются на вождение от написания смс. Водят исключительно в перерывах написания смс. И телефон в руке всегда, а вот руль изредка.