«В результате бездумных постсоветских "реформ" Россия сейчас находится в гораздо худшем положении, чем СССР в годы первой пятилетки»

Если кто помнит, то после окончания Гражданской войны и интервенции. закончившейся только в 1925 году с выводом последнего японского солдата с северной части Сахалина, СССР своего автопрома не имел. Вернее, имел доставшиеся от царских времен машинокоплекты грузовиков Fiat, которые собирали на московском заводе АМО (будущий ЗиС/ЗиЛ), попутно «импортозамещая» по мере возможностей. Потом был построен автозавод-гигант в Нижнем Новгороде, что позволило Сталину сказать знаменитую фразу о том, «что у нас не было автомобильной промышленности, теперь она есть у нас».
Автозавод-гигант есть у нас и сейчас – АвтоВАЗ, вот только сложилась парадоксальная ситуация: имея вполне сбалансированный модельный ряд, АвтоВАЗ в ближайшее время займется выпуском «упрощенных» моделей Lada Granta, Vesta, Niva и Largus. Эти машины не будут иметь подушек безопасности, антиблокировочной системы и вряд ли будут соответствовать общемировым экологическим нормативам. Ни дать ни взять, типичные «упрощенные машины военного времени», каким была, например, легендарная газовская «полуторка», которую в годы войны выпускали тоже в сильно упрощенном варианте. Но если после войны абсолютно все довоенные автомобили – легковые и грузовые – заменили на более современные, то сейчас наблюдается обратный процесс.
Нынешние «упрощенные» модели откатились по своему уровню на доброе десятилетие назад - и это несмотря на то, что и сами они являются достаточно пожилыми. Например, самая молодая из вазовской семьи – Lada Vesta - появилась на свет в 2015 году, и выпускайся она в Японии или Западной Европе, то уже готовилась бы уйти на пенсию. Но в России у неё начинается вторая жизнь, которая продлится ещё не один год. Это при условии, что для «Весты» удастся найти все необходимые комплектующие, которые теперь кинулись искать по всему миру. В качестве возможного поставщика деталей уже вовсю рассматривается Таиланд, а про Китай и говорить нечего – Поднебесная давно уже рассматривается чуть ли не как единственный спаситель российского автопрома.
После того, как на балансе правительства Москвы неожиданно оказался завод «Автофрамос», располагающийся на территории бывшего автозавода АЗЛК, встал вопрос – что на нем выпускать? «Партнёры» из Renault предпочли Россию оставить, во всяком случае, им московский автозавод стал не нужен. Бесконечно простаивать завод также не может, поэтому было принято решение в четвертом квартале текущего года организовать выпуск автомобилей «Москвич».
Не будем комментировать, насколько целесообразно такое решение московских властей, но любому ясно, что «с чистого» листа новый «Москвич» разработать за считанные месяцы не получится. Да и за пару-тройку лет не получится, сейчас у нас капитализм, причем крайне причудливый, а не советская экономика, которая была способна даже в условиях тяжелейшей мировой войны за три года освоить выпуск принципиально нового автомобиля ГАЗ М-20 «Победа». И не только освоить, но и не испытывать проблем с комплектующими, выпуск которых также был освоен самостоятельно. Плюс к этому «Победу» ещё и полякам продали, и она долгие годы выпускалась в ПНР по лицензии.
О таких достижениях сейчас можно даже не мечтать. Особенно глядя на нынешние реалии, поэтому дальнейшее было вполне предсказуемо – взгляды наших автомобильных топ-менеджеров обратились на Восток. То есть на Поднебесную. И по неподтвержденной пока информации, в Москве вскоре будет начат выпуск автомобилей одной из китайских фирм. Называются FAW, JAC и BYD.
Самое смешное, хотя не смешно совершенно, что компания FAW появилась на свет благодаря сотрудничеству СССР и КНР в 50-ые годы. При технической поддержке специалистов московского завода ЗиС в Чанчуне было организовано производство лицензионного советского грузовика ЗиС-150, и вот прошло ровно семьдесят лет, и история повторилась с точностью до наоборот. Теперь вчерашние ученики «ставят на ноги» автопром своих бывших учителей. Это к вопросу о том, какую цену имеет горбачевская «перестройка» и слабоумные высказывания ельцинских горе-«реформаторов» о том, что «всё купим на Западе». Допокупались... Так допокупались, что пришлось идти на поклон к китайцам. Хорошо хоть не к африканцам.
Другая китайская компания Dongfeng будет поставлять на расположенное в Липецкой области предприятие «Моторинвест» машинокоплекты трех моделей электромобилей марки Evolute: седана I-PRO, кроссовера i-JOY и минивэна I-VAN. Несмотря на то, что электромобили будут считаться российскими, особо обольщаться не стоит. Дай Бог чтобы там хотя бы 10-15% комплектующих были отечественными. По сути же речь идет об «отверточной» сборке китайских машин, то есть о том, от чего старались уйти последние двадцать лет. Но у постсоветской России видать такая незавидная судьба – всё время ходить по кругу, от кризиса к кризису.
Дошло до того, что из-за проблем с поставками комплектующих и логистикой многие автопроизводители пришли к выводу, что автомобили для российского рынка выгоднее уже не производить в России, как это было раньше, а завозить из других стран. К такому выводу пришли корейские Hyundai-KIA и китайский Haval. Сколько ни зазывали западных и восточных автопроизводителей в Россию, результат оказался прямо противоположный – кто-то из них совсем уходит с российского рынка, кто-то остается, но, что называется, сидит на чемоданах.
Причем относится это даже к тем компаниям, которые имели в России очень сильные позиции. Например, у той же Renault дела в РФ всегда шли достаточно успешно, свидетельством чего служат сотни тысяч проданных машин, но теперь вряд ли кто скажет, какие модели Renault будут продаваться в России, допустим, через год. Да что говорить о Renault, когда даже внезапно ставший независимым от «партнеров» АвтоВАЗ - и тот не знает, что будет сходить с его конвейеров в ближайшие месяцы.
Самой же большой ошибкой в данной ситуации является взятый курс не на максимально возможное импортозамещение, а на поиск очередных «партнёров». Которые непонятно ради чего должны с нами делиться своими машинами, технологиями, комплектующими и прочим. Странно, что до сих пор многие из топ-менеджеров и прочих управленцев так и не поняли главное – России никто ничего не должен. Даже за деньги. Понятно, что за сверхприбыль капиталист мать родную продаст, но даже в предельно жестком и циничном мире чистогана наступают такие моменты, когда некоторые законы этого мира перестают работать.
Сейчас как раз такой момент, когда практически вся мировая капиталистическая гопота кинулась пинать Россию, а вчерашние «партнеры», с которыми так любили поговорить «за жизнь» на различных экономических форумах наши «эффективные менеджеры», вдруг моментально превратились в махровых русофобов. Не брезгующие вводить против всего российского народа нацистский принцип коллективной ответственности. Понятно, что с такими господами вряд ли получится о чем-то договориться. Да с ними теперь даже за один стол сесть не получится.
Так что рассчитывать российскому автопрому, да и всей экономике, надо исключительно на свои силы. Не избегать сотрудничества с «партнерами», особенно взаимовыгодного, но и не забывать, чего эти «партнеры» и их слова стоят на самом деле. Да и вообще вся мировая история, включая новейшую, многократно доказывала одну прописную истину – рассчитывать надо только на себя, сам не сделаешь – никто за тебя не сделает.
Неплохо было бы переосмыслить бесценный советский опыт построения второй экономики мира, фактически, на пустом месте, да ещё и в условиях то горячих, то холодных войн против коллективного Запада. Неплохо бы переосмыслить и китайский опыт, также бесценный. По сути, не надо заново изобретать велосипед – всё уже давно придумано и проверено самой жизнью.
Но как мы знаем, у России всегда был свой особый путь, поэтому если за тридцать лет у нас не получилось построить нормальный капитализм, то что-то подсказывает, что и в нынешних условиях вряд ли получится в обозримом будущем решить проблемы, особенно в условиях новой реальности. Будь то автопром или другая какая отрасль.
На сегодняшний день в автопроме вообще не видно каких-то продуманных и дальновидных шагов по преодолению кризиса. «Китаизацию» видно, но больше ничего другого. То есть опять делается ставка на добрую волю очередных «партнеров», теперь уже не западных, а восточных. В общем, как говорится в пословице, на колу висит мочало, начинаем всё сначала…
Комментарии читателей Оставить комментарий
Каждое слово поддерживаю.
У тебя зубы то остались?
Мне всегда было интресно почему КИА можно было выпускать в Корее копию Фиат-124 и никто в корейцев не плевал за это, а на ВАЗе тот же самый Фиат-124 делать было нельзя? С 1970 года регулярно заплевывают ВАЗ за то, что ничего своего не делали. Хотя даже ржавый Толик сказал что ВАЗ-2121 Нива была первым в мире кроссовером.
Хватит уже дураков искать… Ищите врагов!
Вижу нацист забыл другие штампы из методички: езда с портретом Сталина, с пьяным медведем и игра на балалайке за рулем. До чего же вы все предсказуемы, ущербные.