Цунами на авторынке: россияне боятся наплыва «утопленников» и дефицита запчастей

Что говорят производители?
Компания Honda сообщает, что землетрясением повреждены здания инжинирингового комплекса, исследовательских центров и одного завода, но повреждения минимальны, потому возобновить производство автомобилей хондовцы планируют на текущей неделе. Toyota, которая сегодня является мировым лидером по количеству выпускаемых машин, придерживается аналогичных прогнозов: запуск конвейеров запланирован на 22 марта, а производство комплектующих и запчастей для техобслуживания начнется раньше — 21 марта. Как сообщают представители компании, из потерь отмечено только нарушение связи между центральным офисом и четырьмя расположенными на периферии заводами.
Гораздо сильнее остальных тряхнуло Nissan. Во-первых, волной цунами повреждены 2300 автомобилей, дожидавшихся отправки морем. Во-вторых, серьезно пострадал завод по выпуску двигателей, который оказался на территории сильной сейсмической активности — на восстановление потребуется значительное количество времени. В-третьих, частично разрушены здания и оборудование на предприятиях, выпускающих трансмиссии. Однако, ниссановцы настроены оптимистично: пока будет восстанавливаться производство коробок передач и моторов, и в Японии, и в Европе собирать машины продолжат из компонентов, имеющихся на складах — этих запасов должно хватить примерно на полтора месяца.
Заводы Mazda, Subaru и Suzuki тоже простаивают: руководители компаний сейчас оценивают сложившуюся ситуацию и рассматривают всевозможные способы снизить потребление энергоресурсов, поскольку японское правительство попросило промышленников экономить электроэнергию. Известно, что Mazda пожертвовала на восстановление страны 30 миллионов йен (порядка 300 тысяч долларов), аналогичные суммы выделили Toyota и Nissan. Также большинство автопроизводителей готовы предоставить грузовики и погрузчики на период восстановительных работ, пожертвовать предметы повседневного пользования и медикаменты, а также организовать мероприятия по сбору денег и донорской крови.
Что говорят эксперты?
Большинство автопроизводителей заявляют, что постараются максимально быстро решить производственные проблемы и наладить бесперебойные поставки автомобилей — такие заявления сделали Nissan, Suzuki и Mitsubishi (последний успел запустить остановленные ранее заводы). «Даже если японцы восстановят поврежденные заводы, их продолжит душить энергетический кризис — это главная проблема промышленной Японии на ближайшие месяцы, — считает Андрей Кочетков, владелец мультибрендового автосалона. — Сейчас выиграют японские компании, которые располагают промышленными площадками на территории Европы и имеют большой процент поставщиков из зарубежных стран».
Аналогичного мнения придерживается Михаил Терский, директор «Тихоокеанского центра стратегических разработок», который прокомментировал ситуацию газете «Известия»: «Конкурентоспособность японского автомобильного бизнеса обеспечивает мировая локализация. Созданная японцами корпоративная система кэйрэцу, куда включены малые и средние предприятия России, Китая, Кореи, Малайзии, Филиппин и Америки, не должна пострадать из-за временных нарушений работы технологического центра. Инновационная составляющая компании определяется тем, как эти фирмы обеспечивают качество продукции, какие материалы они внедряют. Такой бизнес невозможно разрушить!».
Таким образом, аналитики считают, что японский автопром быстро восстановится и никакого кризиса поставок, обусловленного последствиями стихии, не произойдет: в наличии будут и машины, и запчасти. «Все заказанные автомобили покупатели получат вовремя, — заверили поочередно дилеры Nissan, Suzuki и Toyota. — Мы располагаем большим запасом запчастей, ремонт и техобслуживание проводятся по графику». Кстати, именно дефицита запчастей боятся многие владельцы «япономарок»! Но сервисмены заявляют, что оригинальных компонентов запасено достаточно, а если Японию продолжит трясти, всегда можно будет подобрать качественную замену, но сделанную европейским производителем.
Что говорят продавцы?
Кроме дефицита запчастей поклонники японского автопрома опасаются обещанного наплыва «утопленников» (так называют автомобили пострадавшие от цунами). «В ближайшее время бояться нечего, — считает Иван Мартынов, продавец подержанных машин. — Сначала японцам придется решить множество других проблем, а не торговать затопленными и побитыми машинами. Можно предположить, что на территории центральной России подержанные «японки» немного подорожают: автомобили, которые сейчас продаются, гарантированно завезены до стихийного бедствия, значит, многие захотят переплатить и купить «допотопную» машину. Но сейчас рынок остается на удивление спокойным».
Схожее мнение высказывает Андрей Иевлев, директор автосалона, торгующего бэушными иномарками: «Вполне возможно, что цены на подержанных «японок» немного подрастут. Но дальнейшее развитие событий непредсказуемо! Понятно, что честные перегонщики будут покупать машины из регионов, которые от стихии не пострадали. Но найдутся желающие привезти купленных за копейки «утопленников», чтобы их немного «подшаманить» и продать. Если количество таких машин окажется значительным, над японскими марками нависнет серьезная угроза: репутация машин из Японии, как надежных и беспроблемных, может сильно пострадать — покупатели будут искать другие предложения».
«К «бэушкам» из Японии покупатель может потерять интерес, но такое точно не грозит новым машинам, — заверяет Андрей Кочетков, владелец мультибрендового автосалона. — Хотя летом ожидается некоторый дефицит автомобилей, мы уверены, что покупатель, который хочет купить именно японский автомобиль не будет покупать «корейца» или «француза» — это очевидно». Впрочем, насколько лояльны поклонники японского автопрома, покажет время, а пока известно следующее: запчастей сервисменам хватает, «утопленников» ввозить не начали и самое главное — большинство автомобильных компаний начинают возобновлять работу. Цунами на авторынке отменяется?
Иван Щербаков
Комментарии читателей Оставить комментарий
а радиация? японка в темноте не будет светится?
на чужом горе далеко не уедете может второй раз с вами утонет японка твоя
на чужом горе далеко не уедете может второй раз с вами утонет японка твоя
я бы взял новенького затопленного японца - рублей так за 30 :-)