АукцЫон «Девушки поют» (2CD + 2DVD)

В России катастрофически мало естественных альбомов, записанных совместно с прославленными зарубежными музыкантами. Обычно такие мэтры привлекаются к работе над отечественными проектами, получают за это непропорционально большие деньги, а уж о паралельных западных релизах таких дисков речи, как правило, не идет, поэтому они остаются продуктами для сугубо внутреннего рынка.
В случае же с «АукцЫоном» все получилось само собой, но по-другому, похоже, музыканты даже не умеют. Группа удачно выступила в конце 2006 гола на GlobalFest в Нью-Йорке. Там-то их и заприметил трубач Фрэнк Лондон, загоревшийся идеей создания интернационального релиза. Энергии духовика хватило на привлечение к работе гитариста Марка Рибо, пианиста Джона Медески и саксофониста Нед Ротенберг. Поучаствовал в записи и стоящий с ним примерно на одной ступени российский контрабасист Владимир Волков, позже ставший штатным участником «АукцЫона».
Самое интересное, что к моменту начала работы над диском у «АукцЫона» совсем не было для него песен. Однако для Леонида Федорова сотоварищи это никогда не воспринималось как препятствие. Кредо «АукцЫона» изложено в песне из тех же «Девушки поют» «Ждать»: что-то новое рождается в условиях не внутреннего напряжения, а предельной расслабленности, умения ожидать вдохновения и находить творческое зерно в совместных джем-сейшенах, в ходе которых обычно и рождаются замыслы будущих песен.
Впрочем, зерном альбома стал текст Дмитрия Озерского «Профукал», который ранее Леонид Федоров уже использовал в песне «Это мама» в качестве речитатива. Из этой исповеди всеми отверженного изгоя и родилась концепция песен, показывающая разные стадии внутренней инфляции персонажа — от деструктивной усталости в «Падал» до полной утраты себя в «Возле меня». Но самоотречение становится залогом его духовного роста: в «Долгах» он признает себя бессильным перед божественным присутствием, и его «сердце отдает долги», а далее следует декламация Олегом Гаркушей стихотворения в прозе «Доброта» примерно о том же («откроем сердце всем, первому встречному, и все будет прекрасно»).
Только «АукцЫон» мог позволить себе назвать «Девушки поют» альбом, в записи которого девушки не задействованы никоим образом. Зато от женского лица исполняется песня «Дебил», причем Леонид Федоров не только не пытается смягчить вокал, но и делает его еще брутальнее, словно превращаясь в полный отчаяния голос ее почерневшей от горя души. А в песне «Девушки поют» мы видим уже обратную ситуацию, когда девичьи песни воплощают голос обновленной души героя, обретшего своего «царя в голове».
Для альбома было записано 88 минут импровизаций, из которых в окончательную редакцию вошла только 61 минута. В нынешнем переиздании это с лихвой компенсирует дополнительный диск «Без слов», который длится свыше 24 минут. В нем пять треков с вольными импровизациями, вроде «Рычал», вертящегося вокруг рыка гитары. Но есть и песни с текстом — фри-джазовая «Млея», в основу которого положено стихотворение Артура Молева «Дитя», отдающее Велимиром Хлебниковым с его жаждой власти над числами («числом и пространством играл»).
«Девушки поют» завершают начатый в 2013 году выпуск бэк-каталога «АукцЫона» лейблом «Геометрии». Для этой редакции был специально произведен Евгением Гапеевым ремастеринг, где были выведены на передний план тексты, которые не очень-то интересовали заморских музыкантов, за исключением энтузиаста Фрэнка Лондона. Помимо диска «Без слов», бокс включает и 2DVD с концертами в «Б1» и ККЗ «Мир». Символично, что именно с первопресса «Девушек поют» «Геометрия» в 2007-м (на Западе релиз выходил отдельно и с другим оформлением) и начинала в свое время издание «аукцыоновских» релизов, замкнув сейчас эффектно круг.
Комментарии читателей Оставить комментарий