Евро почти приговорен. Доллар станет следующим?

Так в Евросоюзе уже почти не скрывают, что проблемная Греция может уйти из еврозоны. В то же время Нуриэль Рубини считает, что и Италии может последовать за ней, так как у нее попросту нет другого выхода. В результате это и будет началом конца ЕС, пишет «МК». При этом при этом внутри стран евро особо не реагирует.
Как это бывает, кризисы обычно порождают монстров. И тот, который разворачивается сейчас на наших глазах - не стал исключением. Так первый монстр, пишет «МК», это то, что демократия уже не справляется: поэтому на улицы высыпали толпы «захватчиков Wall Street»; Греции просто не дали возможности провести референдум, исход которого практически ни у кого не вызывал сомнений: ну кто же откажется от халявных денег «из госбюджета взамен на помощь в его, бюджета, оздоровлении, что обернется необходимостью жить на заработанное, а не полученное за тот или иной статус». Но получается так, что все та же демократия мешает, а кризис делает жизнь по ее правилам просто неудобной. Причем для всех - как для тех, кто чувствует себя выброшенным из жизни, так и для тех, кто призван с кризисом справиться. В результате ситуация может развиться и до революционных выступлений. Тут сразу вспоминаются исторические факты, пишет «МК»: «Кризисы многократно уводили как отдельные страны, так и мир в целом в сторону от демократии. Дорога назад обычно была мучительна и кровава».
Далее приходит на ум монстр второй – это жизнь после евро. «Дмитрий Медведев когда-то говорил, что распад России (если до этого дойдет) приведет к последствиям, по сравнению с которыми развал Советского Союза «покажется утренником в детском саду». Распад еврозоны точно не прибавит стабильности», - пишет «МК».
То, что в настоящий момент евро оказался в самом эпицентре кризиса – это ясно. При этом самое любопытное в греческом бюджетно-долговом феномене то, что, по сути, Греция «брала пример» равнение на Соединенные Штаты. И ключ этой «экономической загадки» - не бюджетное расточительство или несоблюдение элементарных правил финансовой дисциплины, а именно тот факт, что доллар и евро – мировые валюты. «Почему мир не слишком беспокоят триллионы американского долга? Потому что эти долги, по крайней мере, до недавнего времени, были скорее фактором роста, чем угрозой экономике. Потому что долги и бюджетные дисбалансы не приводили к инфляции в США, что могло бы затормозить ее экономику. Потому что печатание долларов обслуживает мировую экономику», - пишет «МК». Вот и Греция примерно относилась к свои долгам и дефициту бюджета так же – какая проблема, ведь евро все покроет. Но, на беду Греции, дальше аналогия перестала работать, так как евро печатает не сама страна, а все-таки Европейский ЦБ. И вот вывод: современный финансовый кризис уникален тем, что это кризис мировых валют, а не просто следствие ошибочной долговой или бюджетной политики тех или иных стран, комментирует «МК».
Что же в результате делать с европейской валютой? Самый яркий рецепт дал Нуриэль Рубини, экономист, который успел прославиться предсказанием кризиса 2008-го года, а позднее стал советником Барака Обамы. Позиция Рубини в том, что исход с Грецией уже всем понятен, но вот судьба евро зависит от того обстоятельства, справится ли со своими экономическими проблемами Италия. Так как если не будет найдено 2 трлн евро, то этой стране ничего не остается, как вернуться к старой лире – а это, само собой, похороны евро.
Но в такой ситуации где же взять два триллиона? Это, мягко скажем, не маленькая сумма, и таких финансовых ресурсов нет ни у европейского стабфонда, ни у МВФ. Так что вся надежда – только на Европейский Центробанк. И поэтому если его новый шеф, Марио Драги, прислушается к советам Нуриэля Рубини, то впереди ждет расплата по долгам Италии и радикальное ослабление евро. Рубини в Москве, куда он прибыл на 170-летие Сбербанка, заявил, что в результате евро обесценится на 30-40%.
Если это случится, пишет «МК», то европейцы испытают просто массу социальных проблем, но, правда, есть и очевидные плюсы: «фактическое списание значительной части долгов и – самое главное – мощный импульс роста экономики за счет резкого повышения конкурентоспособности ее экспорта». А рост экономики – что как не это самое лучшее средство против кризиса? Конечно, все понимают, что формально предложение Рубини противоречит уставным документам ЕС. Но сегодня выбор предстоит делать между спасением и свертыванием самого амбициозного проекта современности, который успешно функционировал не один год.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Хорошо бы на этом падении успеть купить нужное оборудование. Оч уважаю европейский инструмент. Пусть Китай немного отдохнёт.