Privat label прижился в России

«Рост оборотов в СТМ составил в прошлом году 10-30% в зависимости от формата торговли, а в некоторых регионах достиг уровня в 50%», - отмечают аналитики PwC.
Это говорит о положительной тенденции. Выпуская товары под собственной маркой, сети фактически занимаются и импортозамещением, одновременно способствуя организации новых и сохранению действующих рабочих мест на российских предприятиях. Причем товары СТМ всегда конкурентоспособны по соотношению цена/качество. Сегодня многие потребители уже отдают им предпочтение.
По мировым меркам, сегодня уровень проникновения СТМ в России невелик — около 3%. Но надо учесть, что вообще про privat label мы узнали только в начале 2000-х годов. А нынче более половины розничных сетей, по данным PwC, стремятся увеличить продажи товаров под СТМ.
Большая часть товаров, выпускаемых под СТМ — молоко и молочные продукты, хлеб и хлебобулочные изделия, мука, крупы, безалкогольные напитки, чай, кофе, продукты мясной и овощной консервации, кондитерские товары, товары для дома и многие другие. Активный процесс консолидации, происходящий в розничной торговле, стремление торговых компаний к дальнейшему укреплению собственных брендов, повышение потребительской осведомленности дают все основания предположить, что процесс расширения линейки товаров под собственными торговыми марками в России будет и в дальнейшем расширяться, пойдя по пути крупнейших европейских и американских компаний. Эксперты PwC отмечают, что это «не временная тенденция, а новый облик современной торговли». Они обращают внимание, что privat label дает торговым компаниям возможность «более тщательного контроля за качеством товаров, регулирования процессов ценообразования, отсутствие расходов на рекламу товаров за счет эффективного продвижения их непосредственно на точках продаж и гарантию предоставления покупателям товаров стабильного качества по более низким ценам».
По данным Planet Retail LTD в Европе наиболее высокий уровень содержания СТМ в общем товарообороте страны наблюдается в Швейцарии, Великобритании, Германии, Испании и Нидерландах. В этих странах уровень проникновения СТМ превышает 30%. Во Франции, Бельгии, Австралии, Дании, Канаде и США уровень СТМ составляет от 20% до 30%. Россия в этом рейтинге пока занимает последнее 21-е место с уровнем проникновения СТМ в 3% (в среднем по миру – 22%).
Но PwC видит в этом отставании и преимущества, ведь это и потенциал для развития бизнесов в стране – ниша-то почти свободна. Аналитики PwC отмечают: «для роста показателей увеличения доли СТМ решающим фактором является высокая степень консолидации в розничной торговли».
Это привело к тому, что в Великобритании, например, на долю пяти ведущих розничных компаний (включая международную торговую сеть Tesco) приходится 81,4% рынка, в то время как доля пяти ведущих производителей, таких как Mars, составляет 10,8% рынка.
Мировым лидером по продаже продуктов питания под СТМ является международный торговый гигант — корпорация Wal-Mart. Далее, по данным Planet Retail, следуют компании Carrefour, Tesco, Shwarz Group, Aldi Nord/Sud.
В связи с тем, что количество производителей в России, по сравнению с ведущими и развивающимися странами, невелико, поставки продукции под СТМ для различных торговых компаний осуществляются зачастую одними и теми же фирмами. Поэтому вопрос о качестве продукции для различных сетей у нас не актуален, а борьба за кошельки потребителей ведется лишь в отношении преимуществ в цене продукции. Поэтому львиная доля товаров, представленных под СТМ, расположена в сегменте «эконом». Хотя, как и их западные коллеги, российские ретейлеры предоставляют товары под СТМ во все трех ценовых группах — экономсегмент, средний сегмент и премиум сегмент.
В экономическом сегменте представлены практически все крупнейшие торговые сети. X5 Retail Group производит продажу товаров под общим брендом «Красная цена», ГК «Виктория», например, - «Наш продукт», «Мосмарт» — «Лучшая цена», Ашан — no name. В средней ценовой группе X5 Retail Group продает продукцию под СТМ под названием «Перекресток» в магазинах «Перекресток», ГК «Виктория» — под названием «Виктория Квартал», «Мосмарт» — «Мосмарт». В премиальном классе компания X5 Retail Group продает товары в магазинах премиум-класса «Зеленый Перекресток» - «Trend Перекресток».
И сеть магазинов премиум-класса «Азбука вкуса» заявила о намерении создать линейку товаров под СТМ. Это связано не с желанием владельцев компании изменить ценовую политику, а с намерением предложить покупателям, доверяющим марке, продукцию, по качеству превышающую лучшие бренды, представленные на полках «Азбуки вкуса».
Стремление торговых компаний к продвижению продукции под СТМ в группе товаров экономкласса становится все очевиднее. В 2009-2010 гг. ретейлеры провели ряд мер по снижению цен для групп покупателей, более других чувствительных к ценовому фактору. В результате, подавляющее количество сетей, работающих на отечественном рынке, продавали продукцию под СТМ со скидкой не более 30%. Достигнутая цифра отражает реальное снижение цен на товары под СТМ как в России, так и в странах Европы (в Великобритании — 34%, в Германии - 24%, Испании — 43%).
Иван Федяков, генеральный директор компании INFOLine, считает: «В ближайшие годы неминуемо доля СТМ в России будет стремиться к среднеевропейскому показателю. На фоне конкуренции среди производителей продуктов питания и ограниченных возможностей эффективного продвижения собственных брендов для многих предприятий пищепрома работа с собственными торговыми марками сегодня становится ключевым вопросом развития бизнеса.
Российская розница продолжает активно развиваться и в недалеком будущем российские розничные сети смогут извлекать из работы с СТМ все выгоды, которыми пользуются многие их коллеги за рубежом».
Для производителей создание торговыми сетями линейки товаров под СТМ, с одной стороны, является несомненным благом. Это увеличение объемов производства, приводящее к снижению себестоимости продукции. Но существует и обратная сторона медали — увеличение объемов производства продукции для СТМ ведет к снижению рентабельности, возникает опасность попадания в зависимость от заказчика, замедляется развитие собственных брендов. Для торговых сетей выпуск этого типа продукции дает ряд неоспоримых преимуществ. Ретейлеры имеют возможность получить более качественный товар по более низкой цене. Кроме того, качественные товары под СТМ — хороший способ сохранения старых покупателей и привлечения новых.
Комментарии читателей Оставить комментарий