Собачий нюх и челюсти крокодила: как найти свою рыночную нишу

И понимание того, что рыбы мы едим во много раз меньше, чем в Норвегии, Японии или Швеции, приводит к выводам о том, что покупатель потенциально, может быть, уже готов есть больше рыбы.
Более сложными методами являются эмпирические наблюдения на основе простых, базовых цифр Вашего бизнеса. Если положить памперсы рядом с пивом, то они будут хорошо продаваться, и если в женском дорогом магазине около кассы разместить мужские ремни, перчатки и галстуки, то они тоже будут хорошо продаваться. В первом случае сработает физиологическая цепочка в мужском мозгу, т.к. мужчина, покупая пиво, вдруг вспоминает о детях - поскольку у них есть общие потребности. Во втором случае работает комплекс женской вины, когда после приобретения красивых вещей ей хочется сделать своего мужчину соучастником, и поэтому ему тоже что-то приобретается.
Есть еще несколько проверенных методов:
- Освободить голову
- Подумать о будущем: как оно будет выглядеть через 15-20 лет. Машина времени - старый способ, необходимо съездить на рынок, который уже на 5-7 лет впереди Вашего, посмотреть, как это работает.
- Выписать электронные и бумажные журналы - лучшие в отрасли, это поможет всегда быть на передовой линии бизнеса.
- Пообщаться с молодежью. Не секрет, что обычно любому состоявшемуся директору больше 35-40 лет. Это означает, что мы родились во времена коммунизма, побывали в пионерах и комсомоле, пережили период ваучеров и дикого перехода от социализма к капитализму. Но не факт, что мы умеем слушать тех, кому сейчас 15-20-25 лет, понимать, что им нужно, их приоритеты, речь, понимать их способ думать и принимать решения.
- Уметь жить быстро. После 35-40 лет ощущение того, что время бежит с каждым годом быстрее и быстрее, не покидает и начинает постепенно беспокоить. Время, наверное, самый главный ресурс, деньги и здоровье - обязательный.
Говорю это к тому, что очень дорого:
а) отвлекаться на второстепенные проекты или пытаться успеть сделать двести дел одновременно;
б) не иметь команды или лучше две - три команды.
Еще можно приучить/переучить покупателя, объяснив ему, что это можно, ему это нужно и нужно обязательно, иначе его жизнь будет пустой и неинтересной. Это создание ниши. Так часто поступают производители еды. Это хорошо сочетается с цифрами ученых о том, что за последние 2 тысячи лет мы стали есть в 4-7 раз больше. Почему? Мы работаем физически в 4-7 раз больше? Нет. А почему же тогда мы столько едим? Нам как покупателям вдалбливают в голову, что это нужно купить, другое нужно купить и т.п. Мы покупаем и по статистике в США около 20% купленных продуктов потом выбрасываются, как правило, даже не распакованными.
Все это стандартные, простые методы, исходящие из того постулата, что все есть в наших головах и в головах потенциальных покупателей.
Есть и нестандартные подходы.
Есть много статей написанных скучным и занудным языком. Я попробую раскрасить свою статью образными выражениями.
Итак, рецепт: КАК ИСКАТЬ РЫНОЧНЫЕ НИШИ? Надо иметь:
1) Собачий нюх
2) Уши слона
3) Пасть и челюсти крокодила
Это похоже на ставшую классической историю о том, что бизнес - это уши слона и челюсти крокодила. Уши - это антенны и локаторы, челюсти - это способность создать что-то новое и агрессивное, захватить часть рынка. К этому примеру добавим собачий нюх - это очень похоже на способность создавать новый бизнес, искать новые ниши, новые варианты развития бизнеса - это то, что бывает только врожденным или хорошо надрессированным. Это либо есть, и тогда человек умеет создавать бизнес и, видя возможности, вести бизнес к этим возможностям, а иногда и создавать такие возможности. В бизнес-книгах это называют "стратегическим видением". Либо этого нет, и тогда директор / акционер больше фокусируется на двух вещах: 1. собрать около себя людей, которые будут подсказывать ему такие мысли, 2. выучиться в МВА/бизнес-курсах и школах. Вы можете настроить свои антенны и локаторы, как угодно точно. Но если у Вас не будет «мощных челюстей», чтобы реализовать задумки, и «съесть долю рынка», то, может быть, и не стоит создавать мощные аналитические системы.
Слушать, сравнивать, уметь схватить одну идею и вцепиться в нее зубами. Затем развить ее до абсолюта. Обязательно быть очень упертым –сейчас разница между победителем и побежденным очень мала и очень условна: на 5% быть более сумасшедшим и упертым, чем конкурент - часто этого вполне достаточно для успеха.
Ну и, конечно, возможность «съесть» все то, что Вы увидите и почувствуете. Для этого должна быть команда. Без этого все вышесказанное не имеет смысла.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Набор фраз и никакой конкретики: ничего нового, лишь повторение сказанного...слабый тренинг по продажам какой-то
Если оно есть, нужен стартовый капитал, то какие ваши предложения..
Отличная статья. Все в ней верно. Разумеется, аналогии - это степень отличия от средних показателей в лучшую сторону.
дельная толковая статья - я написал, если конечно увидел бы статью, то, что написано автором, вызывает сожаление
Статья напомнила анекдот :
Пришли Мышки к Мудрой Сове и говорят:
-Сова, нас все обижают, все на нас охотятся, что нам делать?
-А вы станьте ежиками, у вас будут иголки и никто вас не тронет!
-О, спасибо Сова. А как же нам это сделать???
-Слышите, мыши, не грузите меня - я стратегией занимаюсь!