]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Бизнес
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Бензин: не «лучше и дешевле», а «хуже и дороже»

14:53 10.03.2010
, Леонид Рудницкий

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) хочет применить принцип Закона о торговле к Закону о нефтепродуктах: она собирается законодательно запретить нефтяным компаниям покупать и строить новые автозаправки, если их доля на розничном рынке превышает 35%.

Такое ограничение, по замыслу ведомства, должно воспрепятствовать завышению цен на бензин, сообщает «Бизнес ФМ». Сдерживать разрастание заправок одного владельца в рамках отдельного региона антимонопольная служба планирует двумя способами: не давать землю под строительство АЗС и запрещать покупку уже действующих заправок.

Похожие ограничения существуют и в западных странах. Но там это работает, а у нас же может оказаться неэффективным. И дело здесь в том, что наши нефтяные компании по структуре представляют собой ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании). Т. е. те, кто добывают нефть, они же ее и перерабатывают; они же и продают продукты переработки оптом и в розницу (на АЗС). Все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) принадлежат нефтяным компаниям. Для своих сетей АЗС снабжение топливом идет по минимальным ценам и лучшего качества, для чужих (как правило, независимых) – подороже и похуже, «паленое» и неликвид. Независимые заправщики по этой причине вынуждены «бодяжить» топливо, что вызывает справедливые нарекания автомобилистов.

Теперь посмотрим, к чему может привести инициатива ФАС, если она будет принята законодательно. Нефтяные компании не смогут занимать все 100% регионального розничного рынка. На нем смогут работать сразу три компании (35, 35 и 30%, например). Реально же такого не будет. НПЗ у компаний расположены в разных регионах, некоторым может оказаться очень дорого перевозить свой бензин в определенные регионы, и они сосредоточатся на работе в других. Следовательно, их место займут независимые заправщики. Но им, как мы помним, бензин отпускают по большей цене, из-за чего они вынуждены его «бодяжить». Где же тут качество? Его нет. А ведь боролись именно за это.

Но выход есть, говорят эксперты топливного рынка. И он в том, чтобы создавать независимые НПЗ, которые не станут делить заправщиков на родных и неродных, для которых все они будут одинаковыми. Однако выход этот – никакой не выход, а скорее даже тупик. Независимых НПЗ сейчас нет: все они разобраны во время приватизации нефтяными компаниями. А построить новый завод – крайне дорого. Кажется, их с 1991 года и не построили ни одного: обходятся теми, что есть, латая их и подкрашивая.

Таким образом, без независимых НПЗ не стоит ждать ни дешевого, ни качественного бензина. И инициатива ФАС может иметь противоположный эффект – бензин станет хуже и дороже.

Что же касается доли рынка, то, по мнению аналитика ИК «Велес-капитал» Дмитрия Лютягина, сложности, вполне вероятно, возникнут у «Газпром нефти», которая собирается расширить свою розницу в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. У ЛУКОЙЛа, Роснефти и ТНК-BP таких сложностей возникнуть не должно, поскольку, по словам эксперта, сильной экспансии в регионы они в ближайшее время не планируют. Между тем у этих компаний уже есть регионы, где доминирование на рынке АЗС превышает 35%. К таким владельцам АЗС от ФАС – особое предложение. Доминирующим компаниям будет рекомендовано обменивать свои заправки на АЗС конкурентов в других областях.

Представитель ТНК-BP Николай Горелов считает, что обмен заправочными активами вполне возможен, если компании сумеют договориться: «Мы считаем, что это вполне может происходить, потому что компании постоянно обмениваются активами, продают какие-то не интересные для одной компании заправки, которые могут быть интересны для другой, и т. д. Потому что нефтеперерабатывающие заводы, которые снабжают те или иные заправки, рассредоточены по всей России и принадлежат разным компаниям».

Леонид Рудницкий
Журналист, писатель, копирайтер

Темы: Автомобильное топливо и автозаправочные станции, Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС)
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 10.03.2010, 14:49
    Гость:

    10.03.2010 14:10РоманСержу.
    Вообще-то у нас более 500 нефтебодывающих компаний, некоторые из которых имеют суточный дебет менее 2000 тон (одна скващина в Юрге дает иногда в сотню раз больше).=============Вообще-то компания, которая добывет более 20 000 тонн в МЕСЯЦ, считается достаточно крупной. А скважин, с дебитом в 200 тысяч тонн в СУТКИ не существут в природе.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 10.03.2010, 14:44
    Гость:

    09.03.2010 23:47Немец 06Дааа. Долго же ещё России разгребать Госплановское распределение промышлености.=====================Немец, ты достал своим тупизмом! При чем тут Госплан? При Госплане заводы строили, а сейчас что строят? Расскажи, не томи душу, тебе ведь из Дойчланда лучше видно.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 10.03.2010, 14:10
    Гость: Роман

    Сержу.
    Вообще-то у нас более 500 нефтебодывающих компаний, некоторые из которых имеют суточный дебет менее 2000 тон (одна скващина в Юрге дает иногда в сотню раз больше).
    Вопрос не в количестве компаний, а о доли рынка у крупнейших игроков.
    Не думаю, что в США ситуация лючше. Скрорее всего и там 90% рынка принадлежат трем основным игрокам.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 10.03.2010, 14:07
    Гость: Роман

    Ставу
    Об этих заводах не помалкивают.
    Согдасно статистике журнала "Нефть и газ" из с 2000 года введено в эксплуатацию более 500.
    А вообще на сегодняшний день анонсировано строительство более 20 крупных НПЗ. Возможно первый из них в этом году войдет в строй. Следует учитывать, что строительство крупного НПЗ - это только 2 года согласований, лет 5 стройки, пара лет пуско-наладки и ввода в эксплуатацию.
    Другое дело, что ни один из этих НПЗ не является независимым, а является собственностью нефтяных компаний - но у кого, кроме них, есть деньги на строительство НПЗ?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 10.03.2010, 10:55
    Гость: MM

    Иван Порев,чего это за пукинская пропаганда такая? В штаты сьездить это мечта какого нибуть прибалта или финна,а для меня США что Сомали

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (18)
]]>
]]>
Выбор читателей
Кто убил киевского диверсанта?
Борис Акунин © KM.RU, Филипп Киреев
Писателя Бориса Акунина заочно приговорили к 14 годам лишения свободы
Благовещенск первым полностью запретил электросамокаты
Митинг КПРФ © KM.RU
Национальная Россия и Ленин: необходимость синтеза
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Заточка «Острые края»
А что, так можно было? Как в России выигрывают суды об отказах от ПЦР-тестов и вакцинации
Армен Григорян познал потерю тяги к алкоголю как побочный эффект лечения от ковида
«Нас уже гонят сквозь строй по разнарядке»: врачи пытаются поделить нас на «чистых» и «нечистых»?
Золотая молодёжь для олигархов, компрадоров и диктатуры
Егор Летов, Яна Дягилева «На концерте памяти Александра Башлачева»
Сражения за Карабах грозят стать жестокой бойней
Вакцина от COVID-19 – геноцид и эксперимент в планетарном масштабе?
Когда гуманизм во вред
Guardian и Bellingcat защищают сторонников срыва выборов в России
«Работать больше — оплата ниже»: к чему ведет передача скорой помощи в частные руки
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.