Бензин: не «лучше и дешевле», а «хуже и дороже»

Такое ограничение, по замыслу ведомства, должно воспрепятствовать завышению цен на бензин, сообщает «Бизнес ФМ». Сдерживать разрастание заправок одного владельца в рамках отдельного региона антимонопольная служба планирует двумя способами: не давать землю под строительство АЗС и запрещать покупку уже действующих заправок.
Похожие ограничения существуют и в западных странах. Но там это работает, а у нас же может оказаться неэффективным. И дело здесь в том, что наши нефтяные компании по структуре представляют собой ВИНКи (вертикально интегрированные нефтяные компании). Т. е. те, кто добывают нефть, они же ее и перерабатывают; они же и продают продукты переработки оптом и в розницу (на АЗС). Все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) принадлежат нефтяным компаниям. Для своих сетей АЗС снабжение топливом идет по минимальным ценам и лучшего качества, для чужих (как правило, независимых) – подороже и похуже, «паленое» и неликвид. Независимые заправщики по этой причине вынуждены «бодяжить» топливо, что вызывает справедливые нарекания автомобилистов.
Теперь посмотрим, к чему может привести инициатива ФАС, если она будет принята законодательно. Нефтяные компании не смогут занимать все 100% регионального розничного рынка. На нем смогут работать сразу три компании (35, 35 и 30%, например). Реально же такого не будет. НПЗ у компаний расположены в разных регионах, некоторым может оказаться очень дорого перевозить свой бензин в определенные регионы, и они сосредоточатся на работе в других. Следовательно, их место займут независимые заправщики. Но им, как мы помним, бензин отпускают по большей цене, из-за чего они вынуждены его «бодяжить». Где же тут качество? Его нет. А ведь боролись именно за это.
Но выход есть, говорят эксперты топливного рынка. И он в том, чтобы создавать независимые НПЗ, которые не станут делить заправщиков на родных и неродных, для которых все они будут одинаковыми. Однако выход этот – никакой не выход, а скорее даже тупик. Независимых НПЗ сейчас нет: все они разобраны во время приватизации нефтяными компаниями. А построить новый завод – крайне дорого. Кажется, их с 1991 года и не построили ни одного: обходятся теми, что есть, латая их и подкрашивая.
Таким образом, без независимых НПЗ не стоит ждать ни дешевого, ни качественного бензина. И инициатива ФАС может иметь противоположный эффект – бензин станет хуже и дороже.
Что же касается доли рынка, то, по мнению аналитика ИК «Велес-капитал» Дмитрия Лютягина, сложности, вполне вероятно, возникнут у «Газпром нефти», которая собирается расширить свою розницу в Западной Сибири и на Дальнем Востоке. У ЛУКОЙЛа, Роснефти и ТНК-BP таких сложностей возникнуть не должно, поскольку, по словам эксперта, сильной экспансии в регионы они в ближайшее время не планируют. Между тем у этих компаний уже есть регионы, где доминирование на рынке АЗС превышает 35%. К таким владельцам АЗС от ФАС – особое предложение. Доминирующим компаниям будет рекомендовано обменивать свои заправки на АЗС конкурентов в других областях.
Представитель ТНК-BP Николай Горелов считает, что обмен заправочными активами вполне возможен, если компании сумеют договориться: «Мы считаем, что это вполне может происходить, потому что компании постоянно обмениваются активами, продают какие-то не интересные для одной компании заправки, которые могут быть интересны для другой, и т. д. Потому что нефтеперерабатывающие заводы, которые снабжают те или иные заправки, рассредоточены по всей России и принадлежат разным компаниям».
Леонид Рудницкий
Журналист, писатель, копирайтер
Комментарии читателей Оставить комментарий
10.03.2010 14:10РоманСержу.
Вообще-то у нас более 500 нефтебодывающих компаний, некоторые из которых имеют суточный дебет менее 2000 тон (одна скващина в Юрге дает иногда в сотню раз больше).=============Вообще-то компания, которая добывет более 20 000 тонн в МЕСЯЦ, считается достаточно крупной. А скважин, с дебитом в 200 тысяч тонн в СУТКИ не существут в природе.
09.03.2010 23:47Немец 06Дааа. Долго же ещё России разгребать Госплановское распределение промышлености.=====================Немец, ты достал своим тупизмом! При чем тут Госплан? При Госплане заводы строили, а сейчас что строят? Расскажи, не томи душу, тебе ведь из Дойчланда лучше видно.
Сержу.
Вообще-то у нас более 500 нефтебодывающих компаний, некоторые из которых имеют суточный дебет менее 2000 тон (одна скващина в Юрге дает иногда в сотню раз больше).
Вопрос не в количестве компаний, а о доли рынка у крупнейших игроков.
Не думаю, что в США ситуация лючше. Скрорее всего и там 90% рынка принадлежат трем основным игрокам.
Ставу
Об этих заводах не помалкивают.
Согдасно статистике журнала "Нефть и газ" из с 2000 года введено в эксплуатацию более 500.
А вообще на сегодняшний день анонсировано строительство более 20 крупных НПЗ. Возможно первый из них в этом году войдет в строй. Следует учитывать, что строительство крупного НПЗ - это только 2 года согласований, лет 5 стройки, пара лет пуско-наладки и ввода в эксплуатацию.
Другое дело, что ни один из этих НПЗ не является независимым, а является собственностью нефтяных компаний - но у кого, кроме них, есть деньги на строительство НПЗ?
Иван Порев,чего это за пукинская пропаганда такая? В штаты сьездить это мечта какого нибуть прибалта или финна,а для меня США что Сомали