Подорвет ли жара экономическое здоровье России?

Можно лишь с некоторой уверенностью сказать, что в мае-июне российская экономика вошла в фазу стабилизации после активного восстановления в конце прошлого и начале этого года. Благоприятная конъюнктура на сырьевых рынках способствовала росту российского ВВП в первом полугодии 2010 г. В этом периоде промышленное производство росло, и инфляция имела тенденцию к сокращению.
Отечественная банковская система также вошла в фазу стабильных финансовых показателей и стала менее восприимчива к внешним шокам. Банк России прекратил снижать уровень ставки рефинансирования, установив ее на уровне 7,75%. За счет более активного вовлечения ЦБ РФ в систему банковского кредитования и также за счет того, что российские банки снизили стоимость своих пассивов, они стали менее зависимы от западных денег. Согласно оценке Банка России, профицит счета текущих операций во 2-м квартале составил 16,9 млрд долл., примерно 5% ВВП. При этом зарегистрирован чистый приток капитала в размере 4,6 млрд долл.
С учетом традиционного летнего затишья, жаркой погоды, периода массовых отпусков граждан мы получили некоторую стагнацию в текущих экономических показателях. Июньские данные Росстата о динамике промышленного производства подтвердили неустойчивый характер посткризисного восстановления. С апреля 2009 года наша промышленность росла ежемесячно примерно на 1% (со снятой сезонностью). В июне этого года промышленность снизилась по отношению к маю на 0,4%. Разбивка по отраслям указывает, что добывающая промышленность продолжает оставаться немного выше уровня 2008 года, электроэнергетика движется примерно по траектории 2008 года, а вот обрабатывающая промышленность пока так и не восстановилась. В июле значение индекса ИМС-Промышленность составило 52,7 пункта, совсем немного превысив июньские 52,6 пункта. Подиндекс объемов производства снизился до 55,3, индикатор новых экспортных заказов упал до «отрицательного» значения в 48,3 пункта в результате падения спроса на российские товары. Позитив имел место в части восстановления субиндекса занятости, вновь превысившего отметку в 50 пунктов, служащую «водоразделом» между спадом и ростом (50,8), а также снижение инфляционного давления.
Третий квартал подряд стоимость экспорта изменяется в узком коридоре 92-96 млрд долл. Примерно две трети из этого объема приходятся на топливо (60-62 млрд долл., или 17-20% ВВП), половина которого направляется в Европу, где спрос на нефтепродукты остается низким. Рост импорта и дефицит по неторговым операциям (достигший докризисного уровня: $20 млрд долл. в квартал) и на фоне стагнации экспорта могут привести к тому, что сальдо счета текущих операций при цене на нефть $72-78/барр может обнулиться уже в 4-м квартале этого года.
Во втором полугодии мы ожидаем замедления роста промышленного производства, прежде всего за счет более высокой базы сравнения, дальнейшего роста потребительского спроса при одновременном увеличении кредитования. Мы ожидаем, что рост российского ВВП по итогам 2010 г. может составить около 4%.
В сухие цифры статистики стоит добавить немного эмоций. По нашим ощущениям с начала лета никаких особых тенденций в нашей экономике не наблюдается. Фабрики работают, банкиры тоже не сидят без дела, те, кто хочет трудиться в жару, делают это. Кстати, об аномальной жаре в России. Сможет ли она повлиять на внутреннюю экономику?
Засуха в западной части России с середины лета методично уничтожает посевы зерновых культур и овощные плантации. На этом фоне на мировых биржах за последний месяц цены на пшеницу выросли на 32%, сахар подорожал на 22%, кукуруза - на 18%. Но это биржа, а что в наших магазинах? В начале августа многие региональные СМИ сообщали, что цены на муку и гречку растут на 15% в неделю. Так, в Тамбовской области цена перловой крупы поднялась за неделю на 18%, а гречки – на 15%. В Самаре розничная цена гречневой крупы поднялась с 19 до 50 руб. В Казани за неделю гречневая крупа подорожала на 22,9%, пшеничная мука – на 8,9%. В Тольятти крупы подорожали в 1,5–2 раза. Граждане скупили с прилавков всю гречку, сообщают местные СМИ. «С полок центральных супермаркетов исчезли недорогие сорта гречки и риса. Витрины украшали лишь дорогие упаковки импортного производства.
К сожалению, мы не имеем свежих оценок от правительства по перспективам текущего урожая. Представители пищевой индустрии говорят, что рост цен может продолжиться до середины осени. Причем наиболее удручающая ситуация может оказаться с такой культурой, как гречиха, которая в основном произрастает в пострадавших районах. Поэтому население начало активно скупать крупы и зерно на рынке. Думаю, не стоит дожидаться осени, чтобы понять, что подобный неурожай ждет нас по картошке, свёкле, моркови. Есть основание полагать, что российским производителям мяса придется к осени поднять цены на свою продукцию с учетом высоких цен на корма.
Аномальная погода усилила спрос на рынке электроэнергии. Так, объемы выработки электроэнергии по итогам 1-ого полугодия практически достигли докризисных уровней 2008 г. Высокие цены на свободном рынке электроэнергии вкупе с повышением доли либерализации рынка обещают сделать итоги деятельности в 3-м квартале рекордными для генерирующих компаний. Так, потребление электроэнергии в Москве в последние недели июля и в начале августа выросло на 15%, превысив показатель аналогичного периода прошлого года. В Санкт-Петербурге за этот же период рост спроса составил около 8,5%, на Кавказе и Нижней Волге потребление электроэнергии повысилось на 7-8%, а в отдельных регионах и на 10%.
Таким образом, помимо производителей кондиционеров от жары выиграют наиболее эффективные отечественные производители зерна и производители электроэнергии. Думаю, что к осени мы получим не традиционный спад инфляции, а рост из-за удорожания продовольствия (хлеб, крупы, овощи). Если биржевые спекуляции вокруг ослабления доллара и дальше будут набирать силу, то свою лепту в копилку роста цен внесет и подъем внутренних цен на горючее (вслед за взлетом цен на нефть).
МВФ уже призвал Россию на ближайшем заседании Центробанка поднять процентные ставки. Не думаю, что наш ЦБ пойдет на ужесточение монетарной политики в ближайшее время, поскольку вероятный рост инфляции имеет не монетарное происхождение. Негативный сценарий дает рост потребительских цен к концу 2010 года на уровне 7,5%-8,0%. Снижение деловой активности и повышение инфляционных ожиданий создают не лучшее сочетание в плане среднесрочных потребительских и деловых настроений в стране.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Индексы, фьючерсы, нефть растут, а толку нет... Реальная экономика отличается от торговлей акциями в прохладных офисах...