Мировая экономика: Америка перед выбором. Часть 1

Начала складываться эта структура в середине 40-х годов, после окончания Второй мировой войны. В этот момент встал вопрос, что делать со странами Западной Европы, которая лежала в руинах. Даже если найти денег на строительство заводов – кому они будут продавать свою продукцию? Ведь у людей практически нечего нет, вопрос стоит о том, на какие деньги купить еду и минимум одежды; в такой ситуации о более или менее серьезном спросе и говорить нечего. А без спроса нет и производства… во всяком случае, в капиталистическом обществе: в рамках этой системы все работают только в том случае, если могут получить прибыль.
Теоретически Европу можно было бы оставить на произвол судьбы. Но не забудем: только что окончилась Вторая мировая война, в которой ключевую роль сыграл Советский Союз, и его пример вдохновлял тогда очень многих. Коммунистические партии чуть не выиграли выборы во Франции и Италии. И усиливать давление на компартии было явно недостаточно: народ должен был почувствовать все «преимущества» капитализма. И тогда возникла (или, точнее, была реализована) идея, основанная на том, что США в конце войны составляли более 50% мировой экономики – как по производству, так и по спросу.
Суть идеи была очень проста: открыть для продукции, произведенной в Западной Европе, рынки сбыта в США. В этом случае у производителей появляется возможность получать прибыль и платить зарплату. У людей появляются доходы, они могут покупать товары; в результате запускаются новые производства – механизм экономики снова начинает работать. Да, при этом образуются дисбалансы внутри экономики США, связанные с тем, что внутренний спрос становится меньше, чем потенциальный объем производства, но это можно компенсировать ростом экспорта и доходами от вывоза капитала (в т. ч. и в Европу).
И в Западной Европе начинается «экономическое чудо». Разумеется, в его процессе значительная часть внутреннего европейского спроса стала удовлетворяться европейским же производством, но до сих пор существенная часть совокупной прибыли европейской экономики получается за счет экспорта в США. Иными словами, прибыльность европейской экономики базируется на американском спросе – спросе, который во многом образуется за счет эмиссии доллара.
Во второй раз подобную «комбинацию» США разыграли в 1950 году. Коммунистическая партия Китая выиграла наконец осенью 1949 года гражданскую войну, и позиции капитализма серьезно пошатнулись. В этой ситуации было категорически необходимо продемонстрировать миру и китайцам, что капитализм может быть успешной альтернативой социализму, – и США открывают рынки для Японии, Тайваня и Сингапура. В этих странах начинается свое «экономическое чудо».
Третий раз «фокус» повторяется в конце 50-х годов – для Южной Кореи, после «ничейного» окончания корейской войны. Но все эти операции уже серьезно перекашивают структуру экономики США – и в самом начале 70-х годов в США начинается жесточайший экономический кризис, отправной точкой которого можно считать дефолт США 1971 года (отказ от обмена долларов на золото).
Чуть раньше США было сделано серьезное предложение: Китай в 1968 году демонстративно рассорился с СССР и начал делать реверансы в стороны США. Руководство этой страны медлит несколько лет – и только после начала кризиса, в 1972 году, госсекретарь Генри Киссинджер летит в Пекин, а на следующий год туда же приезжает президент Ричард Никсон; и США, уже в четвертый раз, открывают свои рынки для новой страны.
Структурные диспропорции все усиливаются, а с 1981 года, когда началась политика рейганомики, эмиссионного стимулирования совокупного спроса, они стали приобретать критические масштабы. С этого момента система приобрела достаточно четкие очертания: ФРС эмитирует новые деньги, которые через банки попадают в виде кредитов домохозяйствам, а те покупают товары, в т. ч. произведенные в других странах. При этом менялась структура спроса в США: все больше и больше товаров чисто потребительского толка стало производиться в Китае и Юго-Восточной Азии, а за счет дополнительных денег, которые могли на этом сэкономить потребители, в США стали развиваться отрасли «новой», информационной экономики.
В общем, на сегодня картина выглядит достаточно просто: значительная часть спроса американцев удовлетворяется иностранными товарами, при этом «внешняя» по отношению к США экономика во многом существует именно за счет этого спроса. Дать более или менее четкую оценку сложно (поскольку и показатель ВВП, и паритет покупательной способности – достаточно условные вещи, точный расчет которых в рамках современной экономической статистики невозможен), но очень грубо можно оценить так (по паритету покупательной способности): спрос США составляет около 40% мирового, а внутреннее производство закрывает примерно половину этого объема, или около 20% от общего мирового уровня. Соответственно, примерно четверть «внешней» по отношению к США экономики существует лишь постольку, поскольку работает американский спрос.
Но этот спрос сегодня держится за счет эмиссии доллара: сегодня спрос американских домохозяйств выше того уровня, который обеспечивается их доходами, – примерно на $3 трлн в год, или около 25% от их общего значения. А это значит, что для США вскоре станет принципиальный вопрос: либо поддерживать внутреннее производство, уменьшая «подпитку» мировой экономики, либо же рушить собственное производство, поддерживая мировую экономику. Именно это и есть главная коллизия современной экономики.
(Окончание следует)
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вот написано с толком. Редко в совке кто так раскладывает со знанием предмета. Есть ли возможность с Вами пообщаться в переписке? Уверен, мне ксть что сказать тоже.
С уважением.
....
И пока еще ничего не изменилось в этом плане. \\\
Серьезно? Вы и статистику можете привести? Изменилось, TY.
И глупо это отрицать, даже если вы живете в США. :)
Я не выдерживаю и сразу отдаю должное уважение Голодному Бульбашу.
Хочу поделиться о Байкальском экономическом форуме,тем более это в духе статьи Хазина, и послушал Президента Ассоциации Российских банков и мне стало ясно как банки хотят инноваций в кредитовании, но это еще не все они хотят разделить риски с государством, т.е. государство будет им в случае невозможности погашения кредитов частным или юридическим лицам платить!?
Он правильно сказал о том ,что кредитование сжимается из-за ростов риска и нежелание снижать ставку процентную по кредитам уже привело к тому снижению производства,которое способно переварить только тот объем денег который они предлагают по оградительным ставкам. Ну что приехали!
То есть банки не способны решать задачи по стимулированию экономики в общем контексте монетарной политики Правительства и Центробанка России не из-за жадности , а из-за инстинкта самосохранения.Они по другому действовать и не должны.На мой взгляд банковская система стоит на пороге выхода из "детского состояния", когда Центробанк вел за ручки или за уши (как Вам ближе)давая увеличивать суммы своих средств, заставляя резервировать и укрупняться. А механизмом обеспечения этого роста банков являлась плановая инфляция где главным локомотивом этой инфляции являлись правительственные тарифы естественных монополий,где тарифы не должны были быть меньше ставки рефинансирования - вот и вся политика . Средства которые Центробанк "заработал" на этих операциях зачисляются на счет правительства(последний раз 250 млрд. рублей), которое потом опять пускает эти деньги в экономику, который я бы сравнил с организмом из которого забрали кровь потом отстояли в банке и опять влили в организм под предлогом замедления роста головы по сравнению с конечностями. Маразм!
Ведь сейчас ясно что увеличить доходность банков можно лишь уменьшая ставку при одновременном увеличении объемов кредитования,а это в свою очередь возможно когда банк будет отвечать своим золотом перед кредитором,брать деньги под 2.5-3% годовых - хотим, а ссуживать под 9-12% - хотим, а не под 5-6% как во всем мире.Учитывая то , что банки любят сидеть на валютных рынках,то это увеличивает риски заемщика, так как валютный рынок явно уступает динамике цен на золото, а следовательно заемщик очень сильно рискует не имея гарантий в золоте.Центробанк продолжает скупать валюту для поддержки доходов бюджета от экспорта сырья и оставляя рубль на уровне 40 % его покупательной способности (по данным Всемирного банка)проводя рублевые интервенции только под этот экспорт сырья и якобы делая благо- пополняя запасы валюты.Шлехт.
Я вижу копирование Россией тех монетарных инструментов которые использовал Рейган,но мы являемся сырьевой экономикой, а это нестабильность в социальном плане обеспечена пока мы не пойдем по пути Китая.Китайский представитель четко дал понять , что экономическая политика этой страны ведет к социальной стабильности и к росту потребления внутри страны, не зависимо от экспортно-импортных колебаний и никогда не отдадут механизм участия государства в поддержании совокупного спроса внизу на должном уровне. Они извлекли урок от кризисов и смогут избежать надувание пузырей.
Поэтому я бы посоветовал Михаилу углубиться в рассмотрение противоречий между монетаристской политикой и кейнсианством в нынешнем ее проявлении в Китае.
две темы в равной степени губительны для России:
1. разговоры о том как все будет плохо в Америке
и
2. разговоры о том как все будет хорошо в России.
Потому, что и то, и другое расслабляет с неизбежностью.
Особенно в сочетании с библейским: вам не дано знать, что будет!
г. Хазину, глубоко уважаемому, следовало бы сконцентировать внимание читателя на путях решения проблемм российских. Что за беда, что нет пророка в своем отечестве. Вода камень точит.
Браво! Хороший стиль.