Что же сказал МВФ

Сделал это и такой видный институт, как Международный валютный фонд. Отметим, что его позиция принципиально отличается от, скажем, позиции Федеральной резервной системы США или президента США Обамы, даже если в неформальных встречах они приходят к полному консенсусу. Дело в том, что эксперты МВФ формально не занимаются политикой, а значит, у них существенно больше свободы в части публичной констатации фактов. И, в общем, это обстоятельство подтвердилось. Что же нам сказал МВФ?
Рост мировой экономики, вероятнее всего, замедлится к концу 2010 года, предсказывает он. По мнению экспертов фонда, это произойдет из-за того, что правительства многих стран не могут справиться с долговыми обязательствами, а финансовый сектор продолжает испытывать трудности.
Кроме того, в докладе МВФ перечислены факторы, которые могут ухудшить ситуацию еще сильнее, такие, например, как спад рынка недвижимости в США. МВФ предупреждает, что если число неплатежей по ипотеке пойдет вверх, то рынок кредитов снова может начать оскудевать. Кроме того, не исключена возможность новых проблем на уровне государств, подобных тем, что привели к необходимости выделения Греции кредита в 100 млн евро в этом году.
В разделе рекомендаций говорится, что правительства развитых стран должны постараться сократить дефициты бюджета. Развивающимся странам МВФ советует уделять основное внимание не столько экспорту, сколько стимулированию внутреннего спроса.
Теперь давайте разбираться. Прежде всего отметим, что проблема ипотеки, проблемы государств и проблема внутреннего спроса, о которых говорится в разных разделах доклада,— это, на самом деле, одна проблема. И связана она с базовой экономической моделью, принятой в начале 80-х годов, вначале в США, а затем и всем миром. Суть этой модели — в стимулировании частного и государственного спроса за счет увеличения долга. При этом возврат долга осуществляется не из текущих доходов заемщика, а путем его рефинансирования, то есть за счет получения новых кредитов.
Иными словами, новые кредиты должны быть больше, чем предыдущие, поскольку они нужны не только для того, чтобы вернуть старые с процентами, но и для поддержания высокого спроса. Разумеется, брать один за другим все большие кредиты так просто невозможно. По этой причине для реализации этой модели необходимо, чтобы стоимость кредита все время падала. Они и падала – учетная ставка Федеральной резервной системы США с 19% в 1981 году опустилась до практически нуля в конце 2008 года.
Сам кризис, точнее, его «острая» стадия, характеризующаяся быстрым падением совокупного частного спроса, начался чуть раньше – осенью 2007 года. Это естественно: стоимость коммерческого кредита перестала снижаться году в 2005, и именно в этот момент стало расти количество заемщиков, которые уже не могут больше рефинансировать свои долги. Осенью 2007 года количество таких кредиторов просто превысило некоторый критический уровень.
Так вот, спорить о том, ухудшится ли ситуация в экономике, если домохозяйства и государства не смогут обслуживать свои долги, не имеет смысла: конечно, ухудшится. Но точно так же не имеет смысла обсуждать вопрос о том, смогут или не смогут: разумеется, не смогут. Достаточно привести только две цифры: рост долга американских домохозяйств перед кризисом и темпы роста государственного долга США. Первый достигал 10% в год – намного больше, чем росла экономика США. Второй – сегодня еще больше. И при этом полученные деньги направлялись на потребление, то есть увеличивали спрос.
Долги американских домохозяйств сегодня превышают совокупный годовой доход этих же домохозяйств, но теоретически выплатить их можно. Совсем другое дело — расходы этих же домохозяйств: если они практически все свои деньги направят не на расходы, а на возврат старых долгов, то как будет существовать американская, да и мировая экономика? Аналогичная ситуация с долгами государств, тут даже масштаб похожий: среднее американское домохозяйство должно примерно 130% своего годового дохода, примерно такая же ситуация с госдолгом главных должников Европы — Греции и Италии.
Государства сегодня (и, в первую очередь, те же США) увеличивают свои долги, поскольку только за счет бюджетной социальной политики можно обеспечить расходы самой бедной части населения, в частности безработных. Отказ от такой политики – социально-политическая катастрофа, на которую никакой более или менее разумный политик пойти не может.
Сами политики, разумеется, об этом сказать вслух не могут. Зато может МВФ, о чем, собственно, и говорит. Единственное, что они могут сделать для политиков, – это говорить обо всех этих проблемах не утвердительно, а вероятностно: «если, то»… Но, в общем, слово уже сказано – а остановить кризисные процессы невозможно.
Комментарии читателей Оставить комментарий
откуда инфа что долги/доходы американцев составляют 130%? это, насколько я понимаю, было до кризиса, а сколько сейчас?
Ну я же написал, "Такая вот простенькая моделька :)..." Если вам угодно встроить фрикционные и дисипативные аналогии - никто же не запрещает...
Ну я же написал, "Такая вот простенькая моделька :)..." Если вам угодно встроить фрикционные и дисипативные аналогии - никто же не запрещает...
Да пошли б они б все .....Надоели.видимо богатсво с собой на тот свет с собой решили взять.Тфу на них....
Извините, но у вас не учтено трение в системе "финансовых колебаний".