Украина — России: только через мой труБ!

Новоиспеченное правительство Украины чувствует себя все более уверенно, дышит глубоко и ровно. И дыхание это пропитано запахом газа, как дыхание младенца – запахом материнского молока. Не в том смысле, что благодаря скидкам на покупку российского газа в соответствии с харьковскими соглашениями Украина получила возможность сэкономить в течение ближайших 10 лет в общей сложности порядка $40 млрд, а украинское правительство смогло отдышаться, сверстать бюджет, удовлетворяющий требованиям МВФ, и с чувством собственного достоинства взглянуть в наглые глаза заправил этого самого МВФ, обещавших Украине кредит на общую сумму $16,5 млрд. Нет, причина газовой эйфории украинского правительства кроется в другом. В том, что российский газ Украине, оказывается, не очень-то и нужен. (Про доллары ничего подобного сказано не было.) Украина без российского газа прекрасно обойдется, если захочет. Потому что на Украине своего газа много. Оказывается, она открывает в себе газ, как скрытые резервы.
У всех, казалось бы, свежи в памяти неприятные воспоминания о т. н. газовых войнах между Москвой и Киевом, усталые лица топ-менеджеров «Газпрома», оторванных от новогодних столов и горнолыжных склонов, предназначенный для Европы газ, застревающий где-то на украинских просторах и перегоняемый в подземные хранилища подобно краденым овцам, которых перегоняют в другую овчарню, требования Киева снизить цены на газ и повысить ставку транзита, замерзающие Болгария и Словакия… И вот теперь выясняется, что Украине «Газпром» с его газом на фиг не сдался, ибо Украина сама готовится стать крупной газодобывающей державой. И тогда все эти газовые кошмары навсегда канут в лету. Точнее, для Украины они канут, а для России как раз начнутся с новой силой, потому как Россия в этом случае теряет крупного клиента и крупные же деньги.
Примерно такую перспективу обрисовал министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко в интервью украинскому телеканалу «Интер», в частности, заявивший: «Мы ставим перед собой амбициозную задачу существенно снизить энергетическую зависимость от импортного сырья. По разным направлениям проводится работа». По словам министра, уже состоялись переговоры украинской стороны с азербайджанскими партнерами, которые совместно с Румынией и Болгарией строят терминал сжиженного газа в грузинском порту Кулеви. «Мы будем там партнерами по выкупу определенного объема сжиженного газа и поставки его в нашу страну через терминал в Одессе, – пояснил Бойко. – Программа рассчитана на 4 года. Мы рассчитываем, что Украина будет закупать 5 млрд кубометров газа на первом этапе, и еще 5 млрд (суммарно – 10) – на втором».
Еще более амбициозные планы Киев вынашивает в отношении собственных газовых месторождений, очень рассчитывая при этом на содействие американцев. «Сейчас ряд американских компаний уже являются нашими партнерами (в добыче сланцевого газа. – Прим. авт.), – заметил Бойко. – Мы близки к тому, чтобы подписать совместное предприятие с ними, и я уверен, что мы формализуем наши отношения еще до конца этого года. В последние 5 лет практически произошел взрыв добычи сланцевого газа в Америке (взрыв в хорошем смысле слова. – Прим. авт.). Они дошли до 118 млрд кубометров добычи сланцевого газа в этом году. Украина сама добывает 20 млрд кубометров, но так напрямую сравнивать нельзя, потому что в Америке добывают в целом 600 млрд кубометров газа».
Но и это еще не все: с оптимизмом глядит украинское правительство и на угольный метан. «Не столько сланцевый газ, как угольный метан (важен и перспективен для украинской газодобывающей промышленности. – Прим. авт.), – считает Юрий Бойко. – Я думаю, что мы будем добывать при такой динамике, которую мы сейчас наблюдаем, как минимум от 7 до 10 млрд ежегодно через 3–4 года».
Но и это еще не все: в стремлении сбросить с себя российское газовое ярмо Киев готов не только вгрызаться в твердь земную, но и погружаться в морские пучины. «У нас вообще перспектива традиционной добычи газа – это шельф Черного моря, где у нас находится примерно 3,5 трлн кубов газа, – заявил украинский министр. – Подавляющее большинство его находится на глубоководной части шельфа Черного моря, начиная с глубин более 800 м». По словам Юрия Бойко, уже «разработана соответствующая программа» по освоению шельфа Черного моря: «Мы там привлекаем американцев – Exxon Mobil, Chevron и Texaco, т. к. они имеют соответствующий опыт работы на высоких глубинах». «Это – очень рискованная и технически сложная операция, и как раз авария в Мексиканском заливе показала, насколько это сложная система, – сообщил Бойко. – При всех технических наворотах и высокой квалификации Запада, стоимость платформы, которая там будет бурить, – $4,5 млрд. От $1 млн до $3 млн в сутки стоит ее аренда. Так вот, стоимость попадания на месторождение при всем этом – 50%. Ни одна страна самостоятельно или компания не идет на такой рискованный масштабный проект. За основу взяли опыт Азербайджана и Турции, и договорились с американцами, что мы будем создавать совместное предприятие, международный консорциум. Сейчас идут переговоры. Решения, конечно, еще нет, но соответствующие предложения мы уже получили».
Насчет украинских перспектив на дне Черного моря, конечно, не поспоришь. Взять хотя бы изобильный нефтью и газом шельф в районе украинского острова Змеиный. Решением Международного суда ООН в Гааге от 03.02.2009 г. порядка 80% шельфа в районе украинского острова достались Румынии. Но 20% шельфа в районе украинского острова достались-таки Украине. И с помощью отзывчивых американцев Украина, нет сомнений, снимет богатый урожай с этой и других подводных плантаций…
Итак, суммируем озвученную Бойко потенциальную украинскую газодобычу. 10 млрд кубометров азербайджанского газа украинские танкеры доставят за 4 года из Грузии в Одессу. 20 млрд кубометров газа в год Украина добывает сегодня самостоятельно, без участия американцев, а когда подключатся американцы, дела пойдут, естественно, еще веселее. 10 млрд кубометров угольного метана украинское правительство планирует добывать ежегодно уже в ближайшем будущем. Ну и, наконец, совершенно безграничные возможности открываются перед Киевом в подводном Эльдорадо.
Обычно Украина потребляла каждый год в общей сложности более 70 млрд кубометров газа, 70% которого (около 55 млрд кубометров) поступали из России. В этом году из-за тяжелейшей ситуации в украинской экономике объем газового импорта будет сокращен, однако доля «Газпрома» все равно остается внушительной – 36,5 млрд кубометров. Если предположить, что чаяния и надежды украинского министра топлива и энергетики сбудутся хотя бы на половину, «Газпром» при таком раскладе и вправду Украине не нужен. Как скрипач из фильма «Кин-дза-дза». Что, кстати, и подтвердил Юрий Бойко во время своего телеинтервью. На вопрос ведущего Евгения Киселева: «Тогда зачем вообще «Газпром»?» Бойко ответил безжалостно-ироничной репликой: «Я надеюсь, вы об этом говорить не будете «Газпрому»?». И пояснил уже без всяких шуток: «Мы способны сами проводить свою политику в энергетической отрасли, безусловно, учитывая мнение наших партнеров. В этой сфере мы полностью самостоятельны и делаем то, что выгодно нашей стране. И сегодня то, что предложили нам американцы, на мой взгляд, является интересным, и по этому пути мы будем идти».
Как выясняется, живой интерес Киева вызывают не только американские предложения, но и российские газовые месторождения. По словам Бойко, в обмен на передачу под совместный контроль с Россией газотранспортной системы (такой вариант обсуждается) Украина хотела бы получить доступ к месторождениям газа на территории России, где она могла бы получать газ по льготной цене. А еще она очень хотела бы сохранить транзит через Украину российского газа, предназначенного для Европы. «Южный поток» представляет угрозу нашим национальным интересам», – подчеркнул украинский министр.
О той неподдельной угрозе, которую несут национальным интересам Украины огибающие ее трубы «Южного» и «Северного» потоков (в том случае, если они будут проложены, конечно), с тревогой высказывались и президент Янукович, и прежние «оранжевые» правители Украины. Но заявление Юрия Бойко выделяется своей нестандартностью на общем фоне. Министр топлива и энергетики ратует за снижение зависимости Украины от импортного (читай: российского) сырья (в данном случае – газа) и намерен решать эту непростую задачу в т. ч. путем закупки азербайджанского газа в Грузии. Вполне возможно, что украинское правительство не считает азербайджанский газ импортным, а Азербайджан – заграницей, но тогда это, безусловно, новое слово в международных отношениях.
Отношения русских и украинцев всегда были и есть по-настоящему братские, как бы кто ни старался их изгадить, но опять же непонятно, почему газ, купленный у «Газпрома», г-н Бойко считает импортным, а газ, полученный из российских месторождений по льготной цене, – нет. Непонятно, как доступ к российским месторождениям поспособствует энергетической независимости Украины, чьи собственные газовые кладовые, судя по заявлениям украинского министра, буквально ломятся. И уж совсем непонятно, как жажда этой самой энергетической независимости стыкуется с настойчивым желанием Киева оставить за собой право на транзитные услуги. Притом, что именно транзитом российского газа в Европу (точнее, его отсутствием) и были спровоцированы российско-украинские газовые войны последних лет.
Казалось бы, хочешь избавить себя от таких эксцессов в будущем, хочешь обезопасить себя от «газовых козней» России, хочешь быть энергетически независимой от нее – не покупай у нее газ и не транспортируй его через свою территорию. Будь гордой, независимой и самодостаточной страной. И плевать на деньги. Какие могут быть деньги, когда идет речь о независимости? Кому, как не свободолюбивым украинским руководителям, знать это?.. Так нет же, обходной маршрут доставки российского газа в Европу опять же преподносится Киевом как козни Кремля, вредительство и удар по национальным украинским интересам. И не случайно, наверное, заявление Бойко на сей счет прозвучало на фоне поражающих воображение газодобывающих перспектив Украины, развернутых украинским министром в своем телеинтервью.
Вздорную версию о том, что заявления Бойко были замаскированной попыткой шантажа России по принципу «не откажетесь от строительства «потоков» – перестанем покупать у вас газ», я с негодованием отметаю. Все ж таки вроде солидные люди в украинском правительстве сидят, не шаромыжники какие-нибудь. Да и не обойдется Украина без российского газа в обозримом будущем, никак не обойдется, даже если предположить, что американцы сломя голову ринутся совместно осваивать черноморский шельф. Просто, видимо, энергетическая независимость Украины от России в представлении Киева в обязательном порядке подразумевает транзитную зависимость России от Украины. Чтоб, значит, связать по рукам и ногам газового супостата. Хотя это больше похоже на то, что в политике называется двойными стандартами.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ещё в при Ющенко,я предлагал белорусский участок трубы(который на карте поворачивает из БЕЛ. в УКР.)перенаправить в Польшу,затем в Словакию.Но ПАНы были против,при покойном президенте.
Ещё в при Ющенко,я предлагал белорусский участок трубы(который на карте поворачивает из БЕЛ. в УКР.)перенаправить в Польшу,затем в Словакию.Но ПАНы были против,при покойном президенте.
Пять ниток (новых) 400 км. по Польше в Словакию в обход Украины.
Но при условии полного контроля белорусской ГТС.
Путин не смог 7 лет назад уговорить Кваса(президента Польши), правильно, что Северный решили строить. Но теперь она как раз пригодится, но уже по настоящему заменит Южный поток и дешево в 5 раз.
Пять ниток (новых) 400 км. по Польше в Словакию в обход Украины.
Но при условии полного контроля белорусской ГТС.
Путин не смог 7 лет назад уговорить Кваса(президента Польши), правильно, что Северный решили строить. Но теперь она как раз пригодится, но уже по настоящему заменит Южный поток и дешево в 5 раз.
Гарантии от России? А кто на Украине даст гарантии, что это правительство уцелеет через год-два? Это же украина! Там одни гетьманы и все хотят править!)))