Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Кино → Энциклопедия → ЧЕТВЕРТЫЙ МУЖЧИНА
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
    • Крупный план
    • Сплетник
    • Конкурсы
    • Премьеры
    • Фестивали
    • Трейлеры
    • Энциклопедия
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ЧЕТВЕРТЫЙ МУЖЧИНА

«ЧЕТВЕРТЫЙ МУЖЧИНА» (De vierde man) Нидерланды, 1983, 104 мин.

Эстетский триллер с мистическими и комедийными мотивами.

Герард Реве, писатель-алкоголик, гомосексуалист и вместе с тем рьяный католик, приезжает в другой город для чтения лекций по литературе. Там он встречается с Кристиной, эффектной и загадочной владелицей салона-парикмахерской. Серия видений и предостерегающих намеков убеждают Герарда в том, что Кристина — ведьма, которая расправилась с тремя предыдущими мужьями и готова покуситься на убийство Реве и молодого парня Хермана, своего — и его! — нового любовника.

Легко принять фильм за увлекательный, лихо придуманный и осуществленный триллер, для разнообразия оформленный чрезвычайно красиво, эстетски. Но сорокапятилетний Пауль Верхувен, который уже заслужил славу большого оригинала своими эротически-черноюмористическими картинами («Турецкие сладости», «Китти-вертихвостка», «Лихачи»), создает причудливую фантазию на стыке галлюцинации и реальности. Он сознательно пародирует и писательские бредни, больное воображение деградирующего интеллектуала, и зрительские ожидания некоего мистически-потустороннего зрелища о современной дьяволице, убивающей возлюбленных, своего рода паучихе, которая заманивает жертвы в искусно сплетенную сеть-ловушку.

Ирония кадра-эпиграфа, для вящей убедительности или в назидание повторенного в финале, заключается в том, что режиссер так же запутывает и публику, заставляя ее наравне с героем полностью поверить в дурные предзнаменования и пропускать мимо ехидные «шпильки», то и дело вставленные в ткань повествования. Вера грешного писателя в его спасение самой Девой Марией является такой же манией, навязчивой идеей, как и подозрения по отношению к красивой вдове-блондинке. Верхувен богохульствует, посмеиваясь над католическими догмами, христианской символикой, религиозными комплексами интеллектуала, боящегося, словно в детстве, кары Господней и уповающего на милость Богоматери. «Злодейка» имеет имя Кристина, а так называемая «Святая Дева» воплощается для героя в облике медсестры, если возвышенно — сестры милосердия. Герард Реве сам придумывает себе Бога и Дьвола, Рай и Ад, дев и ведьм, чтобы как-то объяснить странные события, связать логически концы с концами, не чувствовать себя мухой-идиоткой, не осознающей, что к ней уже подбирается кровожадный паук. В принципе, все, начиная с приезда писателя в город, может быть плодом его одержимых фантазий, эгоцентристских притязаний на опасное для жизни место «четвертого мужчины». Режиссер выворачивает наизнанку библейскую легенду о «четырех всадниках Апокалипсиса», которые несут смерть погрязшему в пороках миру. Поскольку в «антихристовской» версии Апокалипсиса все должно быть наоборот, и «четыре всадника» (кто в автомобиле, кто на яхте, кто на мотоцикле) сами оказываются беззащитными перед «роковой женщиной» — словно Смертью.

Пауль Верхувен издевается и над переменой ролей во взаимоотношениях мужского и женского родов, когда происходит своеобразная «феминизация» даже религиозного чувства с особым предпочтением Богоматери вместо воззвания к Христу Спасителю. Гомосексуальный писатель сталкивается с гиперболизированным проявлением матриархального начала, когда доминирующей женщине мало одного лишь подавления мужчины, она действительно, как паучиха, жаждет расплаты за ночь любви. Лукавая, язвительная интонация интеллектуальной притчи проглядывает сквозь структуру мистического триллера. И это обстоятельство, наряду со множеством культурно-религиозных реминисценций и кинематографических цитат, позволяет с полной уверенностью видеть в этой ленте образец типично постмодернистского произведения, которое каждый миг опрокидывает наши предположения и всегда не равно самому себе, притворяется еще чем-то.

К сожалению, более знаменитый во всем мире «Основной инстинкт», снятый Верхувеном уже в США, во многом является парафразом именно «Четвертого мужчины».

Сергей Кудрявцев

В ролях: Ерун Краббе, Рене Сутендик, Том Хоффман, Долф Де Врис, Герт Де Йонг.

Режиссер Пауль Верхувен.

Теги: Зарубежные фильмы | Комедии | Триллеры

Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Kremlin.ru, CC BY 4.0"/>
Пример того, как в 21 веке запустили бюджетный проект под контролем бюрократического аппарата
Туск заявил о российских беспилотниках в воздушном пространстве Польши
Школа © KM.RU, Илья Шабардин
87% детей мигрантов не зачислили в российские школы
© KM.RU
За чей счет банкет, товарищи? Оказывается — за наш, через квитанции ЖКХ
Избранное
Сергей Шойгу: «Уровень доверия к Вооруженным силам России в обществе колеблется в диапазоне от 79% до 86%»
Flotsam and Jetsam «Blood in the Water»
«Запрещенные барабанщики» и Markscheider kunst, 14 апреля, Magnus Locus
Steam Hammer «Cathode Atomiser»
Как вдохнуть жизнь в ванную комнату?
Инженерные решения Германа Цоя: цифры вместо слов
«Русская идея» современной войны
«Моральный кодекс», 1 декабря, «16 Тонн»
MOSKWITCH «Могилы на море» (интернет-сингл)
«Финал Саддама был закономерным – из своего золотого терема он не смог разглядеть ряд важнейших деталей, из-за чего общая картина не собралась в единое целое»
Рассекречен облик грядущей Lada Iskra
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.