Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Энциклопедия
Главная → Музыка → Энциклопедия → ЭЛЛИНГТОН «ДЮК»//ELLINGTON DUKE
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

ЭЛЛИНГТОН «ДЮК»//ELLINGTON DUKE


Джазовый реформатор Дюк Эллингтон.


Джазмен Дюк Эллингтон.


Дюк Эллингтон.

ЭЛЛИНГТОН «ДЮК» (Ellington Duke) (настоящее имя Эллингтон Эдвард Кеннеди, Ellington Edward Kennedy; «Дюк» от англ. Duke — герцог) (29 апреля 1899, Вашингтон — 24 мая 1974, Нью-Йорк), негритянский пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестра.

Музыке начал обучаться с 7 лет, в 1914 поступил в Armstrong High School, в 1917 зачислен стипендиатом в Pratts' Institute of Applied Arts в Бруклине, где занимался живописью, но вскоре решил целиком посвятить себя музыке. Чтобы иметь средства для оплаты образования, работал барменом, рисовал рекламные плакаты и афиши, выступал в барах как исполнитель регтаймов.
В 1918 организовал ансамбль (при участии А. Уэтсола, О. Хардвика, Э. Сноудена и «Сонни» Грира), с которым успешно концертировал в Нью-Йорке. В 1924—1925 записал свои первые грампластинки. В 1927 организовал оркестр для регулярных концертов в знаменитом гарлемском Коттон-клубе, продолжавшихся до 1932. В этот и последующий периоды оркестр Эллингтона выступал под названиями: DUKE ELLINGTON AND HIS FAMOUS ORCHESTRA, WASHINGTONIANS, CHICAGO FOOTWARMERS, HARLEM FOOTWARMERS, LUMBERJACKS, JUNGLE BAND, WHOPEE MAKERS и другими. С 1933 неоднократно гастролировал в Европе (в 1971 в СССР).

В январе 1943 оркестр Эллингтона открыл серию концертов в нью-йоркском Карнеги-холле исполнением четырехчастной композиции Black, Brown and Beige (анонсированной как «Первая симфония «Дюка» Эллингтона»); в 1951 состоялся концерт в театре Метрополитен-опера, на котором прозвучала эллингтоновская Harlem Suite; 1955 — исполнение композиции Night Creature в Карнеги-холле, 1957 — исполнение совместного сочинения Эллингтона и Б. Стрэйхорна Such Sweet Thunder в Таун-холле. 50-60-е годы — период интенсивной концертной деятельности оркестра Эллингтона, участия в радиопрограммах, фильмах, джазовых фестивалях, многочисленных гастролей по США, Европе, Азии и Латинской Америке.

Эволюция стиля Эллингтона тесно связана с творческой деятельностью работавших вместе с ним музыкантов-импровизаторов. Ранние записи — Birth of Big Band Jazz (1924) или Trombone Blues (1925) — еще не отличаются яркой индивидуальностью. Многие аранжировки для ансамбля WASHINGTONIANS (Creole Love Call, Camp Meeting Blues и другие) обнаруживают влияние традиционного джаза (в частности, «Кинга» Оливера и его CREOLE JAZZ BAND). В 1927 Эллингтон отказался от следования привычным стандартам, начав свои смелые эксперименты в области оркестрового письма, техники композиции и аранжировки.

Самобытный эллингтоновский стиль сформировался в 30-е годы, в «коттонский» период. Оркестр превратился в коллектив солистов, основным методом работы которого стало совместное композиторское творчество музыкантов, причем законченность каждой создаваемой композиции служила лишь отправной точкой для ее дальнейшего импровизаторского переосмысления. С именами участников эллингтоновского оркестра — «Баббера» Майли, «Кути» Уильямса и Дж. «Трики Сэма» Нэнтона — связана разработка специфических приемов игры на духовых инструментах (различные сурдинные эффекты, имитация человеческого голоса, граул-манера — извлечение хриплых, рычащих звуков и т. п.). Отсюда возникла одна из наиболее своеобразных стилевых концепций Эллингтона — так называемый «стиль джунглей» (jungle style). Иной тип выразительности воплотился в «стиле настроения» (mood style), отличающемся утонченностью и изысканностью оркестрового колорита, мягкой лиричностью мелодики, блюзовой окрашенностью звучания. Влияние академической музыки, тяготение к пышной красочности оркестра, виртуозности солистов, монументальности и усложненности форм ощущается в композициях «концертного стиля» (concert style). Эллингтон является также автором балетов, оперы Boola (1946).
Введение в джаз крупных концертных форм, совершенствование джазовой техники композиции, опыты в сфере синтеза джаза и симфонической музыки, развитие традиционных джазовых стилей и разработка целого ряда новых самобытных стилевых концепций; создание оркестра особого типа — коллектива импровизирующих солистов, использование приемов скэт-вокала и «инструментального пения» (трактовка голоса как виртуозного оркестрового инструмента), расширение и модернизация выразительных ресурсов джазового оркестра (в сфере инструментальной техники, комбинирования тембров, модальной гармонии, хроматики, политональности); обращение к латиноамериканским и африканским ритмам, эксперименты с мелодическими структурами (отказ от «квадратности» и симметричности тем-стандартов, от неизменно повторяемой гармонической схемы как основы для импровизации, применение системы звукорядных моделей, раскрепощающей мелодическую фантазию музыкантов-исполнителей) — вот далеко не полный перечень заслуг Эллингтона как джазового реформатора.

Валерий Озеров


Дюк Эллингтон.

 


Совместно с Мегаэнциклопедией «Кирилла и Мефодия»

Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
Трамп призвал Медведева следить за словами
Российские военные взяли под контроль город Часов Яр в ДНР
Стоп-кадр из видеотрансляции
Лавров обвинил ОБСЕ во вмешательстве во внутренние дела России
© KM.RU, Александра Воздвиженская
Росстат: средняя зарплата в России приблизилась к 100 тысячам рублей
Избранное
Роковая роль Светланы Светличной
Сергей Черняховский. Время Дарьи
Нора Нора «Тьма» (интернет-сингл)
negative zero «Рептилия» (интернет-сингл)
MOSKWITCH «Эскапизм» (интернет-сингл)
Что делает льняной гель настоящим хитом домашней красоты
«Моральный кодекс» доказал, что классика останется вечной
Январята-февралята: особенности зимней беременности
«Учусь заново ходить»: что стало с курсантом военной академии после прививки
Советы по уходу за садом на подоконнике
Андрей Гулидов научил поклонников быть героями
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.