Особое внимание автор уделяет теме исторической преемственности, недаром главный герой иногда ощущает связь с одним из...

Автор с горечью рассказывает, как украинцы, распродав свои земли богатеям, ринулись к нам на Дон и начали загаживать здешние владения
Возвращенные имена...
Четверть века назад это словосочетание применялось, главным образом, к русским писателям в эмиграции и тем, кто не приняв революции, остались в России, но их настигло забвение. Теперь расклад сил поменялся, и так можно определить писателей-деревенщиков-которые ныне не в чести.
Слава Богу, по отношению к Борису Екимову справедливость восторжествовало. Совсем недавно «Никея» выпустила том его рассказов и повестей разных лет. И вот настало время свежей большой повести «Осень в Задонье», отсылающей сразу к лихим 90-м и аморфным нулевым.
Сюжетные коллизии не понаслышке знакомы всем, кто 15-20 лет назад прозябал в российской глубинке. Оставшись без работы, представитель древнего донского рода Басакиных Иван, подался в дальнобойщики. Произвол бандитов и гаишников быстро довел его до нервного срыва и герой, что называется, прибился к земле, отправившись в свое «поместье» и приводя в порядок пребывающее в упадке хозяйство.
Зажиточный родственник Аникей поддержал его на первых порах. Однако «понаехавшие» чеченцы, норовившие присвоить окрестные земли, начали вредить Басакиным. Дело дошло даже до смертоубийства. Финал повести, по большому счету, остался открытым: сумеют ли Басакины, вопреки всем невзгодам укорениться на своей же земле, или их выживут отсюда инородцы? Ведает только Бог.
Книга была закончена буквально три года назад, соответственно, в ней не могли не отразиться предчувствия грядущих испытаний, связанных, в частности, с Украиной. Автор с горечью рассказывает о том, как украинцы, распродав свои земли богатеям, ринулись к нам на Дон и начали загаживать здешние владения. Не лучшим образом вели себя и чеченцы, которые устроили на исконно русских землях настоящий беспредел.
Несмотря на весь накал страстей, Борис Екимов сумел сохранить объективность и беспристрастность даже в описании конфликтных ситуаций. По-человечески можно понять и крепкого хозяйственника Вахида, старающегося сохранять добрососедские отношения с коренными жителями, и старого Ибрагима, во что бы то ни стало желающего приумножить здесь земли для своего внука, и даже беспредельщика Асланбека, отличающегося красотой и статью. Идеал российско-чеченских отношений автор выражает в трогательном описании дружбы детей — Тимошки и Зухры.
Екимов известен как христианский автор, который привык писать о своей вере прикровенно. Но в «Осени в Задонье» православные утешатся и чтением жития подвижницы Ардалионы, и подробными описаниями праздника Троицы на кургане Явленный, и светлым образом батюшки Василия. Все же остальные будут покорены ловко выстроенной композицией повести, где одинаково увлекательны и драматические перипетии, и описания природы, и рельефные характеры простых русских мужиков.
Комментарии читателей Оставить комментарий