Обсуждение закрыто: Вы не можете оставить комментарий.
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Книги
Главная → Книги
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Виталий Гавриков «Песенная поэзия vs печатная поэзия»

Автор: 
Виталий Гавриков
Жанр: 
Научная монография
Страницы: 
388
Издатель: 
Директмедиа Паблишинг
ISBN: 
978-5-4499-2764-4
Год издания: 
2021

Высоцкий, Башлачев и многие другие поющие авторы только за счет интонации и других особенностей исполнения добивались эффекта зачастую противоположного тому, который создается при прочтении печатного текста 

Рецензия: 

Русскую рок-поэзию в России системно изучают вот уже более четверти века. Но, увы, нельзя сказать, что в плане создания уникальной методологии в этой области исследователи ощутимо продвинулись. Здесь наблюдается две крайности: одни ученые упорно изучают творения рокеров с листа, практически игнорируя звучащие варианты, другие успокоились на том, что в западном роке, к которому генетически восходит и наш рок, текст сугубо вторичен, поэтому без музыковедческого инструментария сюда даже не стоит соваться,

Талантливый ученый, писатель, видный роковед, доктор филологических наук и преподаватель Брянского филиала РАНХиГС Виталий Гавриков значительно поменял эту ситуацию своей всеобъемлющей многорафией «Песенная поэзия vs печатная поэзия». В начале книги автор с горечью пишет, что на самом деле, исследователи уже довольно много сделали в этом направлении, но они упорно не слышат друг друга, поэтому воз и ныне там. И вскоре приводит очень наглядный пример: филологи Юрий Доманский и Станислав Свиридов выдвинули, казалось бы, прямо противоположные определения инварианта. Но, на самом деле, как доказывает Гавриков, они говорят о разных сферах, поэтому правы оба.

Сам Виталий Гавриков отталкивается, казалось бы, от очевидного тезиса, что рок-композиция — это единство сочиненного текста, звучащего текста, музыки и визуального ряда. Но в это парадигму сразу же добавляется множество нюансов. Так, исследователь предлагает учитывать шумовую составляющую песен (например — внедренные в них звуки природы), которые многие рокологи незаслуженно игнорируют, а, между тем, есть композиции, целиком состоящие из таких шумов!

Огромное внимание в книге уделяется артикуляции. Виталий Гавриков детально анализирует, как Владимир Высоцкий, Александр Башлачев и многие другие поющие авторы только за счет интонации и других особенностей исполнения добивались эффекта зачастую противоположного тому, который создается при прочтении печатного текста песни. Да что говорить, когда Башлачев, заменив только один звук в песне «Некому березу заломати» («уберите медные труПы» вместо «труБы»), по сути, создал абсолютно новое произведение, а, вернее — инвариант.

Абсолютно новаторской является глава и ритмике звучащих произведений. К этой сфере филологи вообще, как правило, боялись подступаться из-за нехватки музыковедческого образования. Но, как показывает Виталий Гавриков, все здесь далеко не так страшно, как кому-то могло показаться. Ему очень помогло то, что любимый им Башлачев записал в свое время инструментальную версию будущей песни «От винта», когда к ней еще не был создан текст. Анализируя эту вещь, Виталий Гавриков делает настоящее открытие: отнюдь не музыка определяет ритмику звучащего текста, как были уверены многие адепты западной модели сочинения рок-песен. Скорее, русские рок-поэты отталкиваются от некоего ментального первообраза песни, который существует у них в голове.

Не со всеми выводами Виталия Гаврикова можно согласиться. На наш взгляд, в главе о циклизации он чрезмерно абсолютизирует концертный сет-лист, предлагая не ограничиваться чисто альбомным циклообразованием. Видимо, на исследователя повлияло то, что у образцового для него Александра Башлачева, при обилии официально изданных записей, практически нет «канонических» альбомов, которые бы устраивали от и до самого певца. Спорным выглядит и утверждение о том, что Валерий Кипелов был лидером «Арии» до свого ухода из группы (на самом деле лидерами в ней были и остаются — басист Виталий Дубинин и гитарист Владимир Холстинин), но тут когда сработать инерция слушательского сознания, когда вокалисту автоматически приписывают бразды правления. Между тем, интересно было бы исследовать феномен, когда лидеом группы является инструменталист или вообще автор текстов (как Вадим Макашенец в «Теплой Трассе») и тем самым ответить на вопрос: за счет чего в группе сохраняется ее дух даже при ее полной смене состава?

Впрочем, Виталий Гавриков, и так сделал слишком многое из того, до чего многие его коллеги даже не пытались дотянуться!  

Рецензент: 
Денис Ступников
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

Выбор читателей
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
В России формируется «новое цифровое дворянство»
Когда приоритеты расставлены неверно
«Грязный след Тимура Иванова». Кто украл воду Донбасса?

Новые поступления

Виталий Дубинин, Татьяна Винокурова «Это серьезно и несерьезно»

Абсолютный эксклюзив – некоторые скандальные подробности, вроде разгрома гостиниц на гастролях и выходов на сцену...

Александр Лапин. Две жизни: Крымский мост. Копье Пересвета

Особое внимание автор уделяет теме исторической преемственности, недаром главный герой иногда ощущает связь с одним из...

Фарид Асадулин. Азиатская дочь Европы: этнокультурный портрет Москвы как исторического города

Складывание представления о месте и значении Москвы изначально связано с формированием Российского государства.

Алексей Евдокимов. «Отец рок-звезда. Как стать родителем, оставаясь крутым парнем»

Автор весьма убедительно показывает и доказывает, что рок-музыканты – это обычные люди и родители и ничто...

Избранное
Сергей Черняховский. Социологи и налоги
Тагир Ситдеков — биография и карьера
Porsche 911
Александр Леонтьев («Северный Флот»): «В нашей стране принято не решать проблему, а устранять человека»
«Чем дальше – тем явственнее концепция умаления роли русского народа в жизни России демонстрирует свою губительность»
Кинопремьера «Капкан. Судная ночь»: королева обстрелянной бензоколонки
«В США должны были судить вновь избранного президента США Байдена за участие в организации массовых фальсификаций выборов»
Русские и украинцы – один народ?
Сергей Черняховский. Религия, вера, идеология
В США более 80% беременностей после вакцинации на начальном сроке завершились выкидышами
Свойства и применение окопника. А вы знали?
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.