Промышленный рост стремится к нулю

Это показывает три неприятные вещи: снижение заказов, снижение спроса и остановку инвестиций. Это значит, что у российской экономики есть только одна перспектива развития – и она в надежде на рост цены нефти по каким-то неясным причинам (война где-то грянет или произойдет что-то еще более приятное).
HSBC считает так называемый индекс PMI обрабатывающих отраслей. Это индекс, основанный на опросах бизнесменов, которые отвечает на вопросы типа «улучшились ли условия Вашего бизнеса в плане: новых заказов, цен, рынка труда, сроков выполнения заказов, новых экспортных заказов и т.д.». Респонденты выбирают один из трех вариантов ответа: «да», «нет», «без изменения». То есть, этот диффузионный индекс не учитывает объем выпуска продукции, другие статистические данные, но исследует субъективные ощущения участников рынка. Но за многие годы применения PMI (в Японии аналог называется TANKAN), стало очевидно, что он оказывается всякий раз многократно точнее в прогнозах, чем любые статданные, обработанные по любой известной программе.
В других странах этот индекс высчитывают, понятно, местные ассоциации или другие объединения бизнеса. В России этим занимается банк HSBC. На Западе значения PMI принимаются во внимание и бизнесом, и регуляторами. В Японии он официально взят на вооружение тамошним Центробанком. В России каждое очередное исследование HSBC, или других дочек западных финансовых организаций, становится темой для разработок отечественных экономистов, а потом часто находит отражение в фундаментальном труде на ту же тему от Минэкономразвития РФ.
Еще в июле российская промышленность показывала неплохие результаты, в том числе – PMI. В августе индекс упал почти до критического уровня в 50 пунктов (за которым – спад или рецессия, кому что больше нравится). Индекс , отслеживающий развитие общей конъюнктуры рынка, опустился до 51 пункта с 52 пунктов месяц назад.
Можно выделить несколько очевидных причин такого падения.
Первое. Оно было вызвано падением темпов роста объемов новых заказов. Эксперты отмечают, что это могло стать следствием сокращения объемов новых экспортных заказов впервые с февраля этого года. Объемы производства еще показывают рост. Но явно замедлились темпы закупочной активности. Еще нехороший сигнал – наши производители практически не увеличили численность персонала.
Второе. Все эксперты относят к числу негативных новостей ослабление роста частного потребления. Заметим, что серьезный бизнес и серьезные аналитики никак не обольщаются сведениями о росте потребительского кредитования. Но бьют тревогу по снижению покупательской активности, так как в последнее время именно она играла важнейшую роль в росте российской экономики.
Третье. Есть признаки того, что в августе компании столкнулись с существенным сокращением прибыли, по той причине, что их издержки росли, а поднимать цену на свою продукцию они не могли.
В исследовании HSBC, понятно, все данные рассматриваются через, так сказать, инвестиционную призму. Не будет инвестиций – не будет модернизации прежних и создания новых рабочих мест, не будет роста доходов потребителей. В исследовании HSBC, к примеру, в заключении темы падения прибылей компаний говорится: «… ресурсы компаний для инвестирования в расширение производства сокращаются».
Агентство Reuters получило комментарии на тему августовского замедления деловой активности в обрабатывающем секторе РФ из-за резкого снижения спроса у главного экономиста банка HSBC по России и странам СНГ Александра Морозова.
«Индекс PMI за август указал на возвращение отрасли к тенденции медленного роста... опережающие индикаторы, такие как новые заказы и новые экспортные заказы существенно снизились в августе. Последний показатель говорит и заметном сокращении внешнего спроса», - цитирует А. Морозова Reuters.
Агентство приводит слова А. Морозова и о снижении спроса и делает вывод: «Высокий потребительский спрос, подпитанный низкой безработицей, активным кредитованием населения и предвыборной индексацией зарплат бюджетников, стал локомотивом российской экономики в 2012 году. Однако потребительская активность начала замедлятся к середине года на фоне ускорения инфляции и ухудшения настроений потребителей».
Уточним, что предвыборный вброс наличных в экономику, по оценкам экспертов, составил более 2,5 трлн руб. Сюда не входят те госзаказы на разные товары и услуги, которые были размещены на российских предприятиях. Хотя именно государство у нас и является основным заказчиком промышленности. Рост личных доходов граждан гипотетически способствовал росту объемов производства. Гипотетически потому, что при прочих равных условиях многие психически здоровые сограждане предпочитают покупать товары заграничного производства. Но рост доходов закончился. Да, по данным Росстата, зарплаты с 2000 года выросли в 10—11 раз. Но по росстатовским же данным, тарифы на услуги ЖКХ и прочие подросли еще больше (это без учета роста тарифов 1 июля и 1 сентября). То есть, деньги быстро перекочевывали из карманов граждан в закрома монополий. Плюс инфляция. Так что весь 2011 год реальные доходы населения снижались. Вброс денег перед выборами оттянул развязку, но не устранил причины, по которым население просто беднеет. Росстат говорит, что сейчас больше 55% населения имеют трудовые доходы ниже 15 тысяч в месяц. Какой уж тут спрос…
Вот данные опроса PMI теперь бесстрастно показывают, что предприятия ускорили темпы сокращение запасов сырья и материалов в августе, что подтверждает опасения о замедлении спроса.
«Результаты последнего исследования позволяют нам сделать вывод о том, что рост объема производства в обрабатывающих отраслях в ближайшие месяцы, скорее всего, замедлится и станет подавленным. Тем не менее, низкая база III-го квартала 2011 года должна позволить удержать рост промышленного производства в III -м квартале 2012 года выше 3% год к году», - считает А. Морозов.
В тот же день, когда поступили данные от HSBC (анализ которых сводится к прогнозам об инвестициях), информационные агентства сообщили о размышлениях председателя правительства Дмитрия Медведева о причинах недостатка инвестиций в Россию.
По мнению Д. Медведева, недостаток инвестиций в России связан с репутационными потерями страны. «Интерфакс» сообщает, что премьер сослался на мнения экспертов, которые относят Россию к странам с высоким инвестиционным потенциалом, который пока не реализован.
«Приток иностранных инвестиций этому потенциалу не соответствует, и причины недоинвестирования связаны с имиджевыми и репутационными потерями, которые мы несем. Эти проблемы не нужно упрощать. Они существуют, и надо признать, что часть проблем коренится в нас самих», - цитирует «Интерфакс» Д. Медведева. После такого высказывания он перешел к тому, что надо повышать образовательный потенциал наших ВУЗов и так далее.
Проблему не надо упрощать. Хороший или нехороший у нас имидж, а пришли и работают у нас производители автомобилей, бытовой техники и бытовой химии. Другое дело, что имеющийся спрос на машины, телевизоры и средства для укладки волос уже полностью удовлетворен. Больше этих товаров не продать, пока у людей не появиться в карманах больше денег. Так что политика - политикой, а бизнес рассуждает просто. Будет спрос – организуют и предложение. А нет у населения денег, так не стоит ему предлагать чаще обновлять гардероб или менять ТВ.
Проблема спроса – ключевая. Это касается и иностранных, и своих инвестиций. Тем более, что не стоит заблуждаться и считать деньги, приходящие из Нидерландов или Гибралтара чужими – их там просто прячут от лап нашей бюрократии российские владельцы.
Поэтому расчеты Минэкономразвития РФ, который ждет замедления роста капитальных инвестиций в 2012 году до 5,5% с 8,3% годом ранее, надо рассматривать, прежде всего, с учетом снижения платежеспособности населения. Между тем, официальные аналитики больше упирают на сложности в Европе и разные гадости в США. А вот простой опрос HSBC как бы говорит, что стоит оглянуться и посмотреть вокруг себя, а не только взирать с высокомерным видом в сторону Запада.
Напомним, что опыт последних лет говорит, что диффузионные индексы всегда оказываются намного точнее других.
Комментарии читателей Оставить комментарий
HSBC мировые банкиры. Что можно другого от них ожидать кроме диффузных индексов. Как долго у нас будут идиоты вестись на слово - ИНВЕСТИЦИИ. Западный мир рушиться, а наши адепты зовут нас за ним.