Бюджет едет в Думу

Владимир Путин и Дмитрий Медведев © РИА Новости, Дмитрий Астахов
Владимир Путин и Дмитрий Медведев © РИА Новости, Дмитрий Астахов

  Председатель правительства Дмитрий Медведев сообщил из своей резиденции в Ново-Огарево, что в ближайшие два дня проект федерального бюджета на 2013-й и 2014-2015 годы будет внесен в Госдуму.

Так завершился публичный спор о главном финансовом документе страны президента Владимира Путина и российского правительства про расходы казны на три года вперед.

Заявление об отправке бюджета в Думу Д. Медведев сделал после встречи там же в Ново-Огарево с В. Путиным. Как бы посидели лидеры, поговорили и все успешно перетерли.

Аналитики по-разному оценивают наблюдаемое примирение. Многие говорят, что изначально бюджетный спор был понарошку, президент как бы кипятился, а премьер как бы стоял на своем. Другие считают, что мы видим что-то вроде «осени патриарха», которого перестали беспрекословно слушаться. Третьи думают, что В. Путин может нанести ответный удар, натравив Думу на блокирование бюджета.

Недостатка в домыслах нет. Есть недостаток в конкретной информации. Нелегко найти оригинал документа, о котором столько спорят и который везут в Думу. Во всяком случае, на всплывающих страницах сайта Минфина вы его сразу не обнаружите.

Поэтому авторы и критики бюджета свободны говорить о нем что угодно. Проверить трудно, так как почти 200 МБ текста еще и добыть надо.

Мы еще помним, что кричал В. Путин, критикуя бюджет – мол, в нем не учтены его майские обещания. Слышим теперь, как Д. Медведев увещевает, мол, все разногласия сняты и бюджет сохраняет свою социальную направленность. Теперь пытаемся поглядеть, что там на самом деле.

Сообщения агентства ПРАЙМ с цитатами Д. Медведева типа «Не скрою, бюджет получился трудным и на 2013 год и на перспективу 2014 и 2015 годов. Поэтому придется собраться, считать каждую копейку, но, может, это и неплохо», смело можно пропустить. Давно известно, что власть не досыпает, не доедает, работая на износ. Мало что говорят и другие сентенции председателя правительства, к примеру такие: «Бюджет жесткий, но сохранил социальную ориентацию, что удавалось сделать, кстати, последние почти 12 лет».

Более определенно – про бюджетное правило, с учетом которого (хотя само правило принято Думой только в первом чтении) и сверстан бюджет. Это очевидная победа Минфина.

Правило это в том, тот доход, который формируется при превышении цены нефти заданного уровня, тратить запрещается, его откладывают на «черный день». Эти нефтегазовые доходы, полученные за счет более высоких цен на нефть, должны направляться в Резервный фонд. По подсчетам Минфина таких в 2013 году будет на 373 млрд руб., в 2014 году — 596 млрд руб., в 2015-м — 818 млрд руб. Расчеты – от средней цены нефти в 2013 году в 97 долл. за баррель.

Как Минфин успокоил В. Путина и где нашел денег на исполнение его обещаний? Он сделал это частично, предложив правительству изъять, наконец, в бюджет дивиденды «Роснефтегаза» - за девять месяцев 2012 года они составят 50,2 млрд руб. Начальник «Роснефтегаза», конечно, возмутился, стал писать жалобы В. Путину и искать аудиенций. Но нынче его позиции пошатнулись, вице-премьер Аркадий Дворкович его недолюбливает и научил тому же своего шефа Д. Педведева, а президент понял, что нет резона защищать И. Сечина по этой позиции, риски неадекватные.

Газета «Ведомости» привела подсчеты денег «Роснефтегаза», который был создан в 2004 году как временное хранилище для акций «Роснефти» и «Газпрома», но, напинает деловое издание, «за это время заплатил дивиденды лишь однажды, 15,5 млрд рублей по итогам 2007 года... К концу прошлого года на его счетах скопилось 78,5 млрд рублей. С учетом выплат «Газпрома» и «Роснефти» за 2011 год сумма должна составить почти 160 млрд руб.».

В общем, гнев президента, которому, так сказать, «мяса не доложили», был перенаправлен на И. Сечина, который и раскошелиться, вместо того, чтобы покупать новые акции госкомпаний ТЭКа и строить мощную империю.

Что имеем в итоге в бюджете? Судя по показываемым нам данным, в нем сохраняются слабые места, а что печальнее – уже заложено лукавство, если не сказать «ложь».

Теперь Д. Медведев говорит, что сделан потрясающе устойчивый документ. В общем, он повторяет серьезные выкладки и доводы министра финансов Антона Силуанова, который недавно буквально на пальцах объяснял РИА «Новости», в чем суть новаций бюджета: «…Кому охота сидеть и постоянно мандражировать от того, какая цена на нефть будет завтра или послезавтра?».

Но изъятие нефтяных сверхдоходов не гарантирует сбалансированность бюджета. Бюджетное правило выглядит разумным, но при чем здесь стабильность исполнения бюджетных обязательств? Ни при чем. Однако, эту стабильность Минфин обещает. Как же он это делает? Очень любопытно – просто перекладывает многие расходы с центра (с федерального бюджета), на регионы в мечтательном запале, что вдруг доходы регионов начнут расти, как грибы после радиоактивного дождя.

На регионы, на консолидированный бюджет, возлагается и широко рекламируемая сейчас «социальная направленность» бюджета вообще. Судя по показываемым нам бюджетным данным (июльские расчеты Минфина), расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов) на образование в 2015 году составят почти 2,6 трлн руб. вместо нынешних 1,8 трлн руб. Их расходы на здравоохранение вырастут с 812 млрд до 1,1 трлн руб. (увеличатся расходы федерального ФОМС — с 840 млрд до более чем 1,4 трлн руб.). Но при этом сократятся с 1,3 трлн до 1,1 трлн руб. межбюджетные трансферты регионам, со словами, видимо, «И ни в чем себе не отказывайте».

Статистика не подтверждает то, что сбудется расчет Минфина на некий резкий рост доходов регионов. Пока поступления налогов в федеральный бюджет растут гораздо быстрее. За восемь месяцев 2012 года их рост к аналогичному периоду 2011 года составил 16,7% ( данные ФНС). Рост налоговых поступлений у регионов в это же время был на 9,4% - вдвое меньше. Примечательно, что поступления одного из главных для регионов налога — на прибыль — не выросли ни на один процент.

Но даже если допустить, что Минфин угадал и все будет ровно так, как он написал, то все равно (опять исходя из опубликованных данных) язык не поворачивается называть бюджет социальным, а, скорее, милитаристский, таким был, таким и остался. Можно даже и не заморачиваться с напоминанием Минфину, всему Кабмину и отдельно – Д. Медведеву того, что пора бы научиться отличать социальную ориентацию от банальной спекуляции на патернализме (от слова патер – отец, когда отпрыск особо работать не хочет в расчете на папу).

Поглядим опубликованные ранее параметры федерального бюджета на три года вперед.

ВВП ожидается в 2013 году в размере 66,5 трлн руб., в 2014 году – 74,0 трлн руб., в 2015 году – 82,9 руб.

Траты. Национальная оборона (все без засекреченных частей) съест в 2013 году в размере 7,5%., в 2014 году – 7,2%., в 2015 году – 6,8%.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность: в 2013 году в размере 11,9%, в 2014 году – 11,7%, в 2015 году – 10,6%.

Сравним с расходами на ЖКХ: в 2013 году в размере 1,0%, в 2014 году – 09%, в 2015 году – 0,6%.

На образование: в 2013 году в размере 4,5%, в 2014 году – 3,9%, в 2015 году – 3,6%.

На здравоохранение: в 2013 году в размере 3,7%, в 2014 году – 3,1%, в 2015 году – 2,3%.

И так далее. Где социальный бюджет? Нет социального бюджета. Если, конечно, под социальностью не понимать упорного стремления консервировать никому не нужные очевидно убыточные предприятия. Вот если бы их закрывать, то, наверное, надо было резко повысить расходы на образование – чтобы переучивать людей востребованным профессиям, на здравоохранение – чтобы помогать им выжить при ужасе потери привычной работы. На ЖКХ (да надо было бы ввести еще, может быть, графу о строительстве социального жилья, как делали шведы, решая схожие проблемы в конце прошлого века), чтобы не просто говорить уволенному человеку, езжай, мол, искать работу, но и жилье ему предоставлять. Правда, тогда надо было бы отменить прописку, которая сейчас просто по-другому называется, а это власти противно. И вообще выгоднее просто привезти азиатов на работы, которые часто, отчего-то, сгорают в запертых бытовках накануне окончательного расчета…

Но в общем власти и в самом деле сумели договориться, о чем теперь и сообщают.

Комментарии читателей
]]>
]]>

xProduct()

]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.