Судьба «Газпрома» вызывает споры и опасения

Президент Владимир Путин верит, что «Газпром» еще может выжить. Следуя древней народной традиции, перво-наперво президент Владимир Путин нашел за границей силу, которая гадит «Газпрому». Это – объединённая Европа.
Во вторник, 23 октября, на совещании по вопросам стратегии развития ТЭКа и энергетической безопасности президент заявил, как передает ИТАР-ТАСС, что Европа в своей энергетической политике принимает неправовые решения.
«В последние годы конфигурация энергорынка начала меняться, - цитирует ИТАР-ТАСС В. Путина, - европейские страны формируют общий рынок газа, диверсифицируют источники его поставок… Они принимают внутренние решения, правда, не всегда согласовывая их с партнерами, и не всегда корректные с точки зрения международного права… Будем добиваться консенсуса».
Далее президент подробно остановился на миссии «Газпрома», который является главным, привычным и проверенным годами обогревателем Европы, а в ту же Скандинавию Россия («Газпром» в лексике государственных чиновников всегда звучит почти как синоним России) поставляет «значительные объемы электроэнергии».
В общем, речь шла о ненавистном нашими чиновникам третьем энергопакете Европы – своде правил поведения, который объявляет вне цивилизованного рыночного закона схемы, когда одна корпорация и добывает, и транспортирует, и продает конечным потребителям свою продукцию. «Газпром» же насмерть держится за право и добывать, и доставлять газ, при этом самостоятельно решая, кого подпустить к своей трубе, а кого прогнать. Европейцы, словом, жаждут конкуренции. «Газпромовцы» считают ее опасной, о чем каждый менеджер монополии может беспрерывно говорить хоть сутки, даже если разбудить его ночью и попросить начать речь.
Президент В. Путин поддерживает «Газпром» – важного наполнителя бюджета страны, но понимает, что, все-таки, европейцы у себя дома вольны устанавливать свои правила и даже заблуждаться - не поклоняться монополизму. И это приходится учитывать.
Так говорил на совещании В. Путин: «Надо учитывать такие аспекты в своей работе». В связи с чем он предложил «Газпрому» провести анализ основных принципов экспортной газовой политики и доложить о результатах («Мы должны действовать на газовом рынке предельно расчетливо и гибко»), а Минэкономразвития скорректировать генеральную схему развития газовой отрасли до 2030 года и Восточную газовую программу («Приоритетами здесь должны стать обеспечение внутреннего рынка, глубокая переработка сырья, развитие газохимии и максимальное использование компонентного состава газа, а также диверсификация рынков сбыта с учетом перспективного азиатского сегмента и способов доставки газа»).
Завершил свое выступление президент тем, с чего и начал – разговорам про внешние угрозы. Он заговорил о доктрине энергетической безопасности, которая будет утверждена в ноябре. Как во всех подобных документах обезопаситься предложат, наверное, не от нехватки или дороговизны энергии для народа, а от того, чтобы кто-то извне посмел нарушить монополию избранных отечественных производителей и поставщиков.
Прицел президента Путина на сохранение монополизма всеми возможными способами сразу почуял глава «Роснефти» Игорь Сечин, который за последние три дня дважды публично выступил за сохранение в России монопольных привилегий, в том числе - за сохранение за «Газпромом» права монопольного экспорта газа.
«Экспорт газа у нас может осуществлять «Газпром», и мы поддерживаем эту конструкцию. Я считаю, что вредно раскачивать конструкцию по единому экспортному каналу», - цитирует Сечина «Интерфакс».
Однако монополизм явно не гарантирует успешность, что в отношении «Газпрома» просто доказало время. Стоимость его акций за последние годы упала примерно вдвое. «Газпром», как строго научно выражаются почти все аналитики, «просто проспал» сланцевую революцию. На днях, правда, было запущено Бованенковское газовое месторождение (планируется ежегодная добыча115 млрд куб. м газа). Это на самом деле достижение. Беда только в том, что сделать это планировалось лет на двадцать раньше, но не получилось. А запустили как раз тогда, когда цены на газ падают ниже, чем планировалось для окупаемости вложений в освоение месторождения.
Сейчас важно, говорят эксперты, успеть наладить производство сжиженного газа (СПГ), на который переходит мир, но «Газпром» любит прокладывать трубопроводы. Что понятно – сжиженный газ можно продавать на бирже, а цену трубопроводного определяют в рамках долгосрочных соглашений.
По данным International Gas Union, в 2011 году Россия экспортировала всего 10,5 млн т СПГ - 4,3% мирового экспорта. «Газпром» экспортирует СПГ только с «Сахалина-2».
На все подобные упреки у «Газпрома» один ответ – сланцевый газ, который и стал основой для резкого роста производства СПГ, будет дороже, чем природный газ от «Газпрома». Накануне совещания у Владимира Путина по этому поводу подготовило объемный доклад Минэнерго.
По нему выходит, что еще минимум 20 лет волноваться не стоит – российский газ в это время будет находить сбыт. Учтем, что ни один наш чиновник не загадывает больше, чем на год-два.
Но президент знает и про другие доклады, которые пророчат проблемы уже в 2016 году. У него в аппарате теперь работает и Ксения Юдаева, которая, еще сидя в Сбербанке, делала один из таких нехороших докладов. 2016 год называют переломным и в Минэкономразвития. Министерство отметило в докладе, что цена газа на спотовом (свободном) рынке, где и продается СПГ - около 320 долл. за 1000 куб.м., а средняя цена поставок по долгосрочным контрактам «Газпрома» - 400-450 долл. за 1000 куб.м.
В итоге «доля «Газпрома» на европейском рынке уже снизилась, а в долгосрочной перспективе стоит ожидать и снижения экспортной выручки».
В то же время, у самого «Газпрома» операционные и капитальные затраты растут, что снижает его эффективность, снижает конкурентоспособность поставляемого им газа.
Минэнерго же успокаивает. И отмечает, что «Перспективы российского экспорта (по-прежнему) будут связаны с рынком Азиатско-Тихоокеанского региона (особенно Китая) и зрелым рынком Европы… который будет расти», цитирует доклад «Финмаркет».
На самом деле, как обычно, истина лежит где-то посередине. Любопытно исследование Morgan Stanley, в котором подробно описываются глупости и риски «Газпрома», успехи производителей сланцевого газа, но делается вывод, что катастрофы не должно случиться, цены и спрос устоят, «Газпром» выстоит.
Да, пишут аналитики, американский сланцевый газ пойдет в Европу уже в 2015 году и это приведет к снижению продаж «Газпрома». Но «поставки в Европу из США будут рентабельными при нынешней разнице в ценах. Даже когда эта разница слегка снизится… американцы при всех расходах на добычу, сжижение и транспортировку смогли бы заработать по 78 долл. за 1000 куб.м., отправленную в Европу. Однако остается одна проблема - американцам еще нужно построить всю инфраструктуру для экспорта, и 78 долл. за тысячу кубов не хватит, чтобы оправдать стоимость их постройки. Так что, вероятно, американский экспорт не будет столь уж масштабным, - излагает доклад Morgan Stanley «Финмаркет». - Одновременно Европу ждет медленное, но постепенное восстановление спроса, которым и должен воспользоваться «Газпром». Только ориентироваться нужно на самые быстрорастущие рынки - например, на турецкий».
Вот, кажется, в чем ошибка Минэнерго – в расчете на азиатские рынки. Но китайцы сами могут наладить производство сланцевого газа (и уже налаживают), австралийцы вышли на рынок, так что место занято.
Проглядывает мотивация минэнерговских аналитиков – и начальнику угодить сладким прогнозом, и намекнуть, что еще надо денег выделить на освоение восточных месторождений, чтобы потом в Азию газ качать.
Комментарии читателей Оставить комментарий