Европейский автопром врезался в стену

Любителей менять авто как перчатки становится все меньше – по крайней мере, в Европе. Январские продажи автомобилей в Евросоюзе рухнули в годовом исчислении на 8,7%: количество регистраций новых машин составило лишь 885 159. Такие данные приводит альянс европейских автопроизводителей ACEA. Это – исторический минимум, худшее значение с 1990 года, когда ACEA начал вести статистику.
Падение продолжается шестнадцатый месяц подряд, и из крупных рынков его смогла избежать лишь Великобритания (+11,5%). Абсолютные лидеры – Исландия (+43,8%) и Эстония (+28,4); правда, в цифрах это выглядит скромно – 460 и 1712 машин соответственно.
Абсолютный лузер – вы угадали! – Греция (-34,5%). Но если от нее никто ничего и не ждал, то первые три экономики еврозоны выступили с удивительным провалом:
Германия (-8,6%)
Франция (-15,1%)
Италия (-17,6%)
Результаты европейских брендов тоже не внушают оптимизма. Один из них, Peugeot, попал в «тройку лидеров» по спаду продаж (вместе с Ford и Toyota). Почти все концерны Старого Света оказались в минусе, за исключением BMW (несмотря на провал Mini), Jaguar Land Rover (отличные +19%) и Daimler (показатели Mercedes были подпорчены смехотворными мотоколясками Smart).
В чем же дело? Первым делом на ум приходит потребительский спрос: в охваченной рецессией Европе он не на высоте. А неуверенность в будущем вынуждает экономить даже благополучных немцев. Сказываются также старение населения и растущее, в духе нашего экологического времени, увлечение велосипедами. И уж, кстати, автомобиль все меньше воспринимается европейцами как символ статуса.
Но это далеко не все. Автопром – всегда лакмусовая бумажка успехов промпроизводства и общего состояния экономики. То и другое в ЕС сейчас не в лучшей форме. Что касается собственно автоконцернов, то они не могут исцелиться от хронической болезни – перепроизводства, несмотря на то, что их ждет уже шестое кряду годовое сокращение продаж.
Снижать цены европейцам уже некуда, так что осталось самое горькое лекарство – закрытие заводов, ради чего приходится умасливать профсоюзы, клянчить помощи у политиков и терпеть нападки тех и других. В этом году в ЕС закроются пять автосборочных предприятий. В их числе – единственный европейский завод Mitsubishi в Нидерландах и завод Opel в Германии (он станет первым автопредприятием, ликвидированным в стране после Второй мировой войны). А на остальных фабриках сократят 30 000 сотрудников, после чего волна увольнений перекинется на смежников, которые отправят на улицу еще 150 000 человек. В 2014 году замрут конвейеры еще нескольких фабрик; среди прочих «нажмут на тормоза» Ford и Peugeot.
Одной из главных надежд иностранного автопрома является российский рынок, который пока не насытился. По сравнению с европейским он подчас производит впечатление какого-то зазеркалья, антимира – такие разительные встречаются различия. Пока европейские концерны в штопоре, в России в 2012 году своих хозяев нашли рекордные три миллиона машин: рост продаж составил 10,6%. Кстати, та же Mitsubishi, которая теряет в Европе по 30% продаж в год, у нас столько же прибавляет... В отличие от Европы, купить машину хотят все больше наших сограждан, и покупают ее «по-азиатски»: чем статуснее, тем лучше. На велосипеде у нас ни в каком смысле далеко не уедешь.
Но и в России слышатся тревожные звонки: рынок сбавляет обороты. В январе он показал годовой прирост лишь в 5%. Начало весеннего сезона продаж, конечно, еще впереди, но на фоне прежних двузначных цифр роста – ничего особенного. Рынок постепенно насыщается, становится все более конкурентным. Об этом говорит не только увлечение дилеров скидками в невиданных ранее объемах, но и постепенное сокращение производства. Так, 15 февраля Nissan на сутки отключил конвейер своей петербургской производственной площадки (этой зимой такие остановки случались раз в месяц).
Сказываются и макроэкономические факторы. Если «ползучее» ослабление рубля будет нарастать, цены неизбежно будут повышаться, что заставит призадуматься многих покупателей. В минувшем году, кстати, 46% из них рассчитывали купить авто в кредит. Едва ли эта цифра вырастет, учитывая перспективы российской экономики.
Обращает на себя внимание и рост продаж в 2012 году автомобильного секонд-хенда: почти на 14% больше, чем в секторе новых машин. Возможно, так автолюбители среагировали на «подарок» от законодателей, которые вводят утилизационный сбор на импортные машины, компенсирующий последствия вступления в ВТО.
Пока европейский авторынок уходит в глубокий минус, российский всего лишь прощается с феноменальным ростом. Остается надеяться, что сам по себе рост продлится подольше, и прогноз АвтоВАЗа, по которому стагнация грозит российскому рынку машин уже в 2014 году, останется не более чем гипотезой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ничего, когда наши земли заселят китайцы и муслики - резко вырастут продажи велосипедов и ишаков.
из за пресловутой иммиграционной политики.Рабочие места поло винят,а зарплату не повышают,хотя цены ростут.У основного населения уровень жизни ниже среднего,а то и вообще ниже.Кризис усиливается.
460 и 1712 машин соответственно. это наверно всего сколько в этих странах людей проживает.
ВАЗ как обычно ,по себе меряет ,сами растут хуже всех , а за весь остальной рынок боятся.