]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Экономика
Главная → Экономика → Бизнес-образование
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
    • Политэкономия
    • Бизнес
    • Личные финансы
    • Мнение экспертов
    • Бизнес-образование
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги

Когда был евро маленьким: российских детей обучат финансовой грамоте

10:58 28.02.2013
, Анна Егорова
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

А после того, как школьники вырастут, изменится и само общество

В России собираются ввести новый школьный предмет. Через пять лет в младшей и старшей школе могут появиться уроки «финансовой грамотности». Об этом «Известиям» рассказала координатор проектной группы по повышению финансовой грамотности при Минфине Анна Зеленцова. Уже в этом году проект опробуют на нескольких школах в разных регионах России, а в случае успеха распространят на всю страну. Причем финансовой грамоте будут обучать с первого по одиннадцатый классы: сначала – в игровой форме, затем – с тестами и экзаменами.

Идея хорошая: бизнес должен молодеть. К слову, предприниматель Александр Лебедев ввел в совет директоров «Аэрофлота» своего годовалого сына… Но в каждой шутке есть доля правды. В России не только дети, но и многие взрослые не знают о существовании современных финансовых инструментов, которые помогают сохранить и заработать деньги. Не покупают акции, никуда не вкладывают свои пенсионные накопления, держат деньги в чулке, не знакомы с основами предпринимательской деятельности...

Конечно, тут нельзя не учитывать и вопрос доверия к паевым фондам, к биржевым управляющим, к государству. Оно, в конце концов, может неожиданно поменять правила игры на банковском рынке или в малом бизнесе. Число людей, готовых посвятить себя этому самому бизнесу или же рискнуть пенсиями и вложиться в паи паевых инвестиционных фондов (ПИФов), растет очень медленно. Например, по состоянию на 2012 год лишь каждый пятый потенциальный пенсионер перевел свои накопления в негосударственный фонд. Остальные до сих пор «молчат». В использовании некоторых других финансовых инструментов наблюдается откат назад: по данным Национальной лиги управляющих, инвесторы вывели из паевых фондов почти на 11 млрд рублей больше, чем вложили. Здесь речь идет не о миллионах «молчунов», а о единицах продвинутых граждан, которые не только могут расшифровать для себя аббревиатуру ПИФ, но и понять, что в последнее время эти фонды малоэффективны.

Так что обучение детей управлению личными финансами вместо, скажем, уроков ОБЖ, на которых рассказывают, где спрятаться от взрыва атомной бомбы, нашему обществу пригодится. Жаль только, что опоздали с этой инициативой лет на двадцать. Учить финансовой грамотности лучше было в 90-е годы прошлого века, перед тем, как раздать населению приватизационные чеки.

И все же лучше поздно, чем никогда. «На фоне инициатив последних лет в системе образования это предложение – редкий положительный пример, – говорит управляющий директор группы компаний «АЛОР» Сергей Хестанов. – В России ВВП на душу населения сопоставим с бывшими странами так называемого соцлагеря, например, с Прибалтикой, а вот уровень жизни у нас ниже, потому что в нашей стране у населения аномально низкая доля сбережений. Что граждане зарабатывают, то тут же и тратят. Корень зла – низкая финансовая грамотность. Во многих вузах управлять финансами, конечно, учат. Но далеко не все учатся в вузах, а потому давать такую программу в школе – самое правильное решение».

Но есть и серьезные вопросы. Первый – пассивное отношение к финансовой грамоте населения со стороны государства. Одного обучения детей в школе недостаточно. Нужны программы информирования граждан о возможностях управлять накоплениями, социальная реклама и реальная поддержка начинающих предпринимателей, включая бесплатное обучение и доступность государственных кредитов.

Вторая проблема – извечный кадровый вопрос. Кто будет обучать детей? Откуда возьмется столько подкованных в финансовых вопросах учителей, или министерство образования разорится на открытие новых ставок для настоящих финансистов? Впрочем, напоминает Сергей Хестанов, и среди финансистов нет единого мнения, чему именно следует учить.

Третий вопрос поважнее первых двух. Практичность никогда не была сильной стороной характера среднестатистического россиянина, а способность делать деньги «из воздуха» большинству в нашей стране кажется и вовсе подозрительной. На Западе, в США и Европе отношение к деньгам совсем иное, и детей там приучают следить за своими финансами с малолетства.

«Делай деньги, а остальное все дребе-де-де-нь». Эта фраза из детской песенки вполне могла бы стать гимном американского отношения к участию гражданина в управлении финансами и бизнес-процессах. При этом в американских школах отдельно не учат финансовой грамоте. Это скорее дают детям родители. Правда, есть специальные детские финансовые лагеря или академии, где маленькие американцы играют в ролевые финансовые игры. Подрабатывают в США практически все школьники.

В Европе детей учат не тратить все деньги, полученные на карманные расходы. Во Франции, например, родители могут оштрафовать ребенка за провинность, а в Германии некоторые отцы берут с карманных денег налог, чтобы подготовить чадо отдавать со временем в казну до 50% заработанного. Шведские дети, которым деньги на карманные расходы дает государство, берегут свою одежду и книги, чтобы потом продать их на специальном базаре и заработать немного крон. В Англии детишкам принято дарить копилки. В Австралии финансовой грамоте учат в школе: в начальной – в игровой форме, а в старшей предлагают создать инвестиционный портфель.

Но чтобы закрепить этот опыт в России, понадобится десятилетие, и, может быть, не одно. Ведь обучение российских детей финансовой грамоте – это скорее задача изменения менталитета будущего общества, а это всегда долго и трудно.

Темы: Образование в России, Школьное образование в России, Школьное образование за рубежом, Экономика и финансы
Расскажите об этом:
0
Сообщить об ошибке на info@corp.km.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 28.02.2013, 14:40
    Гость: Угу

    Советское образование было самым лучшим в мире- высшую математику изучали, а банковские проценты посчитать никто не мог ни тогда, ни сейчас. А так да, самонаилучшее.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 28.02.2013, 14:34
    Гость: Туся

    Это заслуга сложившейся "системы" (её так сложили): честно бизнес вести не дадут в подавляющем большинстве случаев. Вот и остаются в российском бизнесе люди способные " к компромиссу с совестью и надзирающими органами" (откуда такой размах коррупции среди чиновников и прочих "органов"...).

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 28.02.2013, 14:30
    Гость: Туся

    На самом деле мысль и инициатива хорошие. Только бы снова не "заполоскали", как это у нас обычно происходит: всё может свестись к формализму, а то и вовсе "не сложиться"...
    Предпринимательство или размещение средств - это далеко не всегда только "купи-продай", хотя, этот вид деятельности тоже нужен. Вот этот предмет и нужен для того, чтобы новые поколения знали, что можно зарабатывать не только на перепродажах, а еще на много чем...в том числе и производстве товаров и услуг. Другое дело, что всё должно быть в комплексе: и знания, и возможность практики. Имеется в виду: возможность ведения своего дела (бизнеса), а не только сложности с оформлением, неприятности с налоговыми и другими контролирующими(читай:держать и не пускающими) органами, разборки с разного рода рейдерствами (которых "крышуют" всё те же контролирующие и правоохранительные органы).
    А проблема не в учителях, а в программе обучения данному предмету...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 28.02.2013, 12:58
    Гость: Алексей

    ну, кстати, если задаваться вопросом - где взять учителей...
    Во первых - предмет "Экономика" был и в советской школе, и в российской.
    А во вторых - в том же Московском городском педагогическом университете - ежегодно факультет "Экономики" выпускает 50 человек.
    Чем не готовые учителя?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 28.02.2013, 12:44
    Гость: qwer

    практика показывает: большинство эффективных менеджеров и успешных предпринимателей, прежде всего - ВОРЫ! А вы пытаетесь в консерватории что-то подправить!

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (7)
]]>
]]>
Выбор читателей
Алексей Навальный с супругой на Ярославском вокзале © KM.RU, Алексей Белкин
Навальный анонсировал свое возвращение в Россию
Лунная ракета улетает в бесконечность, бюджеты – за ней
Лунная ракета улетает в бесконечность, бюджеты – за ней
Новая нефть. Бюджет страны спасают простые русские люди, но Минфину на них плевать
The National Interest (США): верните войну идей
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Модные тренды осень-зима 2020/2021
Что такое университет Шкода Авто?
Историки и демография
В Госдуме заявили о необходимости «COVID-паспортов» в РФ
Фото с сайта twitter.com
Тихановская попросила помощи у ЕС в возвращении в Белоруссию
Крупные нефтекомпании попросили освободить их от экоэкспертизы в Арктике
Владимир Путин принял участие в крещенских купаниях
Владимир Путин и Дмитрий Песков © KM.RU, Алексей Белкин
В Кремле прокомментировали задержание и арест Навального
Следователи допросят более 100 человек по делу бывшего схиигумена Сергия
Филипп Киркоров
Киркорову на пять лет запретили въезд в Литву
Фото с сайта pixabay.com
«Газпром» впервые заговорил о провале «Северного потока-2»