]]>
]]>

Лукашенко меняет обещания на российскую нефть и кредиты

11:52 14.03.2013 , Лилит Мазикина
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Минск может вернуться к идее создания СП по производству грузовиков

В преддверии Международного экономического форума государств – участников СНГ, который состоится в Москве 15 марта, все взаимные движения стран-участниц вызывают особенно острый интерес. Например, недавно внимание СМИ привлекло увеличение Казахстаном экспорта нефти в Китай. Теперь в поле зрения попала Белоруссия.

По информации агентства Reuters, Россия увеличивает поставки нефти в направлении западного партнера по Таможенному союзу. Взамен Минск обещает еще раз подумать о совместном предприятии между российским КамАЗом и белорусским МАЗом.

Известно, вопрос нефти для республики стоит остро: Белоруссия ежегодно добывает менее двух миллионов тонн черного золота, что едва ли удовлетворяет ее внутренние потребности. При этом Минск не только использует, но и экспортирует производимые на местных НПЗ нефтепродукты. Очевидно, что закупать дорогое сырье для республики невыгодно. Зато у Москвы она может взять его по льготным ценам.

Если конкретно, Россия обещает увеличить поставки нефти в Белоруссию до 23 миллионов тонн. Уже к концу первого квартала будет поставлено 5,75 миллиона тонн, то есть ровно четверть обещанного годового объема. Такой же уровень, по словам пресс-секретаря Аркадия Дворковича Алии Самигуллиной, будет выдержан и во втором квартале. В результате общий годовой объем импорта российской нефти в Белоруссию окажется почти на 7% (полтора миллиона тонн) больше, чем в 2012 году.

До сих пор отношения Москвы и Минска были далеки от идиллических. Только в конце прошлого года мы угрожали Белоруссии снизить поставки до 18,5 миллиона тонн из-за того, что республика уклонялась от уплаты пошлин на нефтепродукты. Чтобы сэкономить, Минск прибег к манипуляциям с товарной номенклатурой. Также Москва была недовольна невыполнением партнером обязательств по возврату на российский рынок нефтепродуктов из нашего же сырья. Однако на днях стало известно, что стороны договорились: в 2013 году республика обязуется поставить в Россию 3,3 миллиона тонн нефтепродуктов, хотя изначально речь шла о 2,1 миллиона тонн нефтепродуктов стандарта «Евро-3». Требования были повышены вместе с повышением объема сырья, на которое Россия согласилась.

Похоже, теперь республике придется внимательнее отнестись к своим обязательствам. Прежде она могла заигрывать ради дешевой нефти не только с Россией, но и Венесуэлой. Неудовлетворенная объемами поставок сырья со стороны России, Белоруссия договорилась об импорте легкой венесуэльской нефти марки «Санта-Барбара» на 2011-2013 годы. Даже с учетом того, что «Санта-Барбаре» приходится сначала путешествовать танкерами до Одессы, а потом по железной дороге через украино-белорусскую границу, ее цена была сопоставима с той, которую выставляет за черное золото Россия. Однако после смерти Уго Чавеса будущее белорусско-венесуэльских отношений выглядит довольно неопределенно. Если к власти придет, например, проамерикански настроенный кандидат, он вряд ли будет демонстрировать Минску дружелюбие. Теперь увеличение импорта дешевой нефти возможно для республики только со стороны России.

Есть и другая причина, по которой Белоруссия, скорее всего, поставит обещанные нефтепродукты в Россию в полном объеме. Украинские власти решили поддержать свою нефтеперерабатывающую отрасль и в скором времени, считает аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук, могут ввести заградительные пошлины на импорт белорусских автобензинов и дизтоплива на Украину. В этом случае республике придется, естественно, распределить высвобождающиеся объемы экспортной продукции. Основным импортером белорусских нефтепродуктов является именно Россия, хотя покупают их также и Польша, и страны Балтии.

Говоря об обсуждаемых интеграционных проектах, Самигуллина сообщает, что Министерство промышленности и торговли РФ и Министерство промышленности Белоруссии должны рассмотреть концепцию создания холдинга «Росбелавто», подготовленную ОАО «КамАЗ» и ОАО «МАЗ» уже до конца марта. Создание СП крупнейших производителей грузовиков России и Белоруссии обсуждается уже больше двух лет. Холдинг планировалось создавать на паритетных началах. При этом российская сторона, выразив готовность внести 49,9% КамАЗа, настаивала на своем контроле над предприятием. В ответ Лукашенко предложил объединить МАЗ и КамАЗ без обмена активами.

По мнению экспертов, опрошенных изданием, Лукашенко прибегает к своей фирменной тактике. Так, политолог Александр Класковский считает, что правительство что-то обещает, тянет время, а в конце концов реальную позицию белорусской стороны артикулирует Лукашенко, который говорит, что никакой распродажи народного достояния быть не должно.

В любом случае главы наших государств намерены встретиться 15 марта. Как ожидается, белорусский президент попросит теперь у российских властей новый льготный кредит размером в два миллиарда долларов. Эти средства, по его словам, нужны республике для модернизации экономики, заметно пострадавшей от кризиса. К настоящему моменту внешний долг Белоруссии составляет уже 12 миллиардов долларов, и 3 миллиарда из них она должна выплатить в 2013 году.

«Белоруссия уже не первый год умудряется продавать России воздух. Пока Путин заинтересован в проекте евразийской интеграции, Лукашенко и дальше может рассчитывать на реальные деньги в обмен на обещания», – резюмирует Александр Класковский.

Комментарии читателей
16.03.2013, 13:25
Гость: крег

Вот именно, что "умудрился", хотя никакой мудростью в батькиной деятельности и не пахнет. Хитрый приспособленец, по сути - ординарный паразит, использующий для своего выживания чужие силы и ресурсы. Для России такая, с позволения сказать, паразитическая система никакой ценности представлять не может в принципе. Ни в экономическом, ни, тем более, в моральном смыслах.

14.03.2013, 15:37
Гость: Слава

Лукашенко умудрился создать такую экономическую систему, которая способна работать при экономической блокаде практически со всех сторон. И ценность для нас составляет именно такая система. При огромных богатствах России эта система позволит нам автономное плавание без диктата запада.

14.03.2013, 15:27
Гость: orakul

В казани камазов делают штук 10 в год..., была информация, что там сейчас мерседесы делают... зачем батьке разрушать свою промышленность...?

]]> ]]>
]]>
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.