Зачем папе римскому нужна «бедная церковь». Часть первая

«Мне нужна бедная церковь и церковь для бедных». Эти слова Папа Римский Франциск произнес на своей первой пресс-конференции. Со второй частью этого речения все понятно, чего пока не скажешь о первой. Особенно если учесть, что за день до того понтифик принял первое административное решение – всего через пару часов после избрания, под сурдинку, в разгар праздничной шумихи. Франциск назначит нового государственного секретаря, «которому доверяет», заявил Святой Престол.
На днях там сообщили, что все должностные лица пока остаются на местах (ватиканисты полагают, что до католической Пасхи). Но это – лишь часовой механизм, встроенный в бомбу. Грядет тихая отставка могущественного Тарчизио Бертоне, главы правительства Ватикана, вождя влиятельного лигурийского клана, который семь лет ведал земными делами города-государства, включая и финансовые. Без кивка «лигурийцев» Франциск вообще бы не воцарился в Ватикане, замечает искушенная Stampa.
Папы – не светские политики и не приходят с командой: ключевые фигуры вокруг них меняются годами, пока понтифик осваивается. Но тут сразу же после неожиданной отставки Бенедикта XVI начались бурные кадровые перетасовки. Изучим их финансово-экономическую подоплеку: есть подозрения, что эти перемены вызваны денежными делами.
Задача непростая: здешняя экономика непрозрачна. В кризис Ватикан жил «в долг». Проскрипев три года с дефицитом, в 2010 году он вывел бюджет в плюс на 10 миллионов евро. Через год – опять дефицит, да еще рекордный: доходы (244 миллиона) не дотянули до расходов на 15 миллионов. По итогам 2012 года Ватикан надеется вернуться в плюс.
Как крошечная экономика справляется с превышением расходов на целых 6%, не выпуская облигаций? Помогает резерв – «динарий Святого Петра», благотворительная касса, у которой отдельная бухгалтерия. Кроме того, у города-государства Ватикан и Святого Престола разные бюджеты: профицит одного покрывает дефицит другого.
Что до открытых источников дохода, то треть их обычно составляют пожертвования епархий и частных лиц. Остальное дают туризм, почтовая и печатная продукция. Справочник ЦРУ, правда, подсказывает кое-что еще: «финансовые услуги», «инвестиции», «доходы от недвижимости».
Вот странно: Ватикан не может свести бюджет, обладая собственностью, прибыли от которой в разы превосходят его расходы! Размеры этого имущества редко попадают в официальные документы, давая пищу для журналистских расследований. Как подсчитала немецкая Wirtshafts Woche Heute, Святой Престол располагает активами примерно на миллиард евро.
Половина (520 миллионов) – золотовалютные резервы, которые отданы в управление итальянским банкам. Остальное – десятки тысяч объектов недвижимости, годовой доход от которых составляет 4 миллиарда евро. Это 16 папских бюджетов. Британские СМИ уверены, что эта недвижимость была куплена на миллионы долларов, полученные Ватиканом в 1929 году по Латеранским соглашениям, при «размежевании» с Италией, в процессе которого признали друг друга Святой Престол и режим Бенито Муссолини. Все эти активы находятся в ведении громоздкой папской администрации, римской курии. А точнее, двух ее ведомств – администрации церковного имущества и префектуры экономических дел.
Но есть у Святого Престола и финансовая структура, над которой могущественные кардиналы курии имеют крайне мало власти. Это «банк Ватикана», который осуществляет официальные денежные операции города-государства и называется «Институт религиозных дел» (IOR). Активы его относительно скромны – 6,3 миллиарда евро. Примечательно, что новый руководитель появился у него за две недели до отречения Бенедикта XVI, который успел поставить во главе IOR немца Эрнста фон Фрейберга.
Тот же Бенедикт XVI учредил Управление финансовой информации (AIF). Оно ведает денежным обращением и следит за чистотой транзакций. В прошлом году ведомство возглавил швейцарец Рене Брюльхарт, который успешно очистил от «грязных денег» Лихтенштейн. И Фрейберг, и Брюльхарт – попытка влить свежую германскую кровь в управление папским «двойным центробанком», который годами сотрясают скандалы.
В мае 2012 года администрация Ватикана уволила главу IOR Этторе Готти Тедески, обвинив его в некомпетентности и неких злоупотреблениях. «Банкир папы» на тот момент почти два года находился под следствием в Италии: подозревали отмывание денег.
Готти Тедески немедленно заявил, что опасается за свою жизнь, и на всякий случай предупредил: у него есть 47 папок с компроматом на высших сановников Ватикана, которые увидят свет в случае его гибели. Хотя выглядит это как неуклюжая попытка отмыться, страхи банкира отнюдь не являются пустыми. Достаточно вспомнить жутковатый финансовый детектив, который завершился гибелью одного из предшественников Готти Тедески.
Продолжение следует
Комментарии читателей Оставить комментарий
И в Ватикане без Немцова не обошлось. Забавно.
Тедески (Tedesco) - немец (перевод с ит.)
И у него тоже есть компромат.
Может они родственники с отечественным кучерявым "оппозиционером", который тоже вымазался в махинациях?...