Кипр сделал самоубийство орудием шантажа

В дни кипрского кризиса кто-то из «деловиков» пустил в оборот очередное звонкое словечко – «евроцид». Похоронное настроение укрепляется после голосования в парламенте Кипра, который отклонил налог на депозиты и тем отверг главное условие получения помощи ЕС в 10 миллиардов евро, увеличив вероятность дефолта.
У демократов, которые пришли к власти только в феврале, голосов не хватало изначально: 36 из 56 депутатов отклонили ультиматум Евросоюза, который требовал от Кипра собрать своими силами почти 6 миллиардов евро, в первую очередь за счет разового налога с депозитов, что для кипрского политика – суицид. ЕС, пойдя навстречу, разрешил оградить от конфискации мелких вкладчиков (депозиты до 20 000 евро), хотя в этом случае Кипр не добирал требуемой суммы. Но и смягченный вариант не прошел.
Несмотря на панические крики кипрских политиков, к чему все уже успели привыкнуть, общее мнение склонялось к тому, что ЕС «дожмет» президента Анастасиадиса, а тот «дожмет» строптивый парламент. Увы. Что произошло?
Кипрский кризис стал шахматной доской, за которой, помимо самой республики, оказались трое игроков. Один из них, впрочем, обозревает черно-белое поле с дивана и ходов пока не делает.
Первый и важнейший игрок – Европейский союз, «материнская» для Кипра структура, с примкнувшим МВФ. Европейские «мамаши», устав выручать промотавшихся «чад» (Грецию, Португалию, Ирландию и Испанию), не спешат выворачивать кошелек: Кипр с его офшорами и реверансами Москве давно смотрится пасынком.
Раздражение ЕС понятно. «Валюта не сегодня-завтра брюхом вверх всплывет, экономики даже на севере одна унылей другой, а на юге Италия кобенится – европсихушка, политический цирк в сапоге, кандидат на реанимацию. А тут еще киприоты эти, плавучий чемодан без ручки: натащили в кладовки мутных русских денег, а как прижало, так про европейскую солидарность вспомнили», – ругаются, наверное, в Брюсселе.
Не помочь нельзя: многолетние усилия по спасению евро пойдут прахом, новый кризис, паника и развод по-европейски. Но спасать этих русских коррупционеров, офшорников и госкапиталистов за свои деньги? Увольте. И ЕС принимает соломоново решение: пусть Кипр тащит себя сам, словно известный персонаж за волосы из болота. А мы поддержим огнем и маневром. Десять миллиардов дадим: если прислать больше, они не смогут вернуть, о чем открыто заявил министр финансов Франции Пьер Московиси.
Решение аукнулось быстро: сколько в ЕС ни твердили, что «больше такого не повторится», что «случай уникальный», над банками Старого Света навис призрак паники. Брюсселю не верят: есть подозрения, что Кипр стал полигоном для новых схем помощи аутсайдерам. В них будет все меньше средств из госбюджетов и резерва ЕЦБ и все больше денег других игроков – вкладчиков, банков, частных кредиторов. Таким мнением, например, поделился председатель правления Deutsche Bank Russia Йорг Бонгартц.
Роль влиятельного советчика, «водителя с заднего сиденья», в кипрской партии, к общему удивлению, избрал Европейский Центробанк. На рынках уже несколько дней гадают, когда он наконец вмешается и, как всегда, всех спасет. Пока банк предпочитает роль кнута: как поведал миру президент Кипра Никос Анастасиадис, на переговорах в Брюсселе ЕЦБ требовал от Никосии принять европейский «депозитный ультиматум», грозя лишить поддержки два крупнейших банка острова. Вчера же он показал пряник (по сути, тот же кнут), заявив, что если Кипр согласится, то ликвидность у него будет.
А ведь до сих пор именно ЕЦБ шел в авангарде борьбы с еврокризисом. Единая валюта отчасти и держится на плаву благодаря тому, что регулятор всегда приходил на помощь и заливал пожар деньгами (не будем сейчас обсуждать, насколько это эффективно). Можно возразить: ведомство Марио Драги не может открыто вмешиваться в дела Кипра. Но есть подозрения, что ЕЦБ играет еще и в свою игру.
Банк давно жаждет полномочий европейского «мегарегулятора», намекая: дайте мне всю полноту финансовой власти – спасу не то что Кипр, но и саму Германию. И вот накануне, по сообщению Reuters, Европарламент согласился дать ЕЦБ полномочия по контролю кредитных структур еврозоны с лета 2014 года. Если Драги и теперь не активизируется, можно будет заключить, что экономические соображения в кипрском кризисе уступили место политическим.
На другой стороне кипрской доски – Россия, оказавшаяся в непонятном положении. Переговоры, на которых родился «евроультиматум», оказались для Москвы громом среди ясного неба. Одних только российских депозитов на «острове невезения» зависло до 20 миллиардов евро – треть от общего количества. Если же считать и средства офшорных компаний, то, по прикидкам, минимум вдвое больше. Нервная и быстрая реакция Путина и Медведева подтвердила, что деньги на Кипре застряли приличные, и деньги явно не каких-то там «тети Васи и дяди Маши».
Мало того что с Кремлем не советуются, так еще и выданный Кипру год назад кредит «повис». А это два с половиной миллиарда евро! Ради смягчения его условий в Москву прибыла делегация из двух кипрских чиновников, ключевой из которых, министр финансов Михалис Саррис, вчера неожиданно подал в отставку, которую президент не принял. В каком именно качестве эта хромая утка прилетела в Москву – загадка. Но общий смысл ясен: помогайте, братья по вере и по офшорам, а то у нас грянет крах, и вы потеряете всё – и эти самые офшоры, и заначки чиновников, и удобную кипрскую (в основе своей британскую) систему права, где так приятно решать вопросы.
Но как можно давать Кипру деньги? Даже если Россия поможет, деньги с острова рано или поздно все равно побегут, а раздутый банковский сектор, чьи активы в восемь раз превышают кипрский ВВП, все равно «порежут». Возможно, Москва и Никосия будут обсуждать спасение чьих-то вполне конкретных активов, а не масштабную программу помощи.
Курс, взятый кипрскими элитами, приводит на память Троцкого с его «ни войны, ни мира, а армию распустить», и пока благодаря ему киприоты ничего не потеряли. Они показали, что выполнять требования доноров не будут, а реформы не начнут: кто же захочет ломать экономику и строить ее заново?
Начинается война нервов: на шантаж ЕС Кипр ответил своим шантажом в духе Греции, понимая, что брать его на баланс все равно придется. Москву же киприоты взяли за самое мягкое место: зарубежные капиталы крупных и, возможно, высокопоставленных игроков впервые так явственно проявили себя нашим слабым звеном.
Есть тут и другой элемент азартной игры: кризис, вероятно, приведет к досрочным выборам в греческом стиле, на которых проигравшие в феврале левые – главные противники налога на депозиты – имеют шанс улучшить представительство в парламенте. А пока что ответственность, опять-таки очень по-гречески, переложена на Россию и вечно во всем виноватых ЕС и МВФ. Как будто это мадам Лагард в самый разгар кризиса заставила киприотов массово скупать долг «старшей сестры» Греции, и как будто это фрау Меркель в свободное от канцлерства время строила на Кипре экономику офшоров и банков-прачечных...
Комментарии читателей Оставить комментарий
чьи наши? уменя там нет
Когда откроются банки на Кипре?
Все пенсионеры, которые голосовали за Путина помогут бедным олигархам по 2тыс. р. со своей пенсии, а Путин им за это предоставит ряд льгот:
1. Переходить дорогу в любом месте.
2. Предоставить преимущество ходить по первому и последнему льду.
3. Заплывать за буйки.
4. Употреблять генномодифицированные продукты.
5. Отпускать просроченные лекарства без рецепта со скидкой.
6. Коридор в больнице предоставлять в первую очередь.
Надо спасать наши деньги на Кипре. Можно из средств Пенсионного Фонда. Или подняв тарифы на ЖКХ. Народ нас поддержит.