В России введут всеобщий утилизационный сбор

Россиянам грозит новый всеобщий сбор, на этот раз – утилизационный. Средства будут направляться на переработку и утилизацию твердых бытовых отходов, в которые со временем неизбежно превращаются любые промышленные товары. Соответствующее поручение президент Путин дал правительству еще в апреле, пишут «Известия». Согласно документу, до 1 мая 2014 года в стране должен быть создан государственный внебюджетный фонд для аккумулирования средств утилизационного сбора. Это означает: должны быть подготовлены документы, определяющие нормативы утилизации, перечень товаров, с которых сбор будет взиматься, и этапы постепенного введения сбора.
Сам утилизационный сбор будет определяться Бюджетным кодексом. Его размер, порядок взимания и расходования средств этого сбора должны быть установлены федеральным законом, а не подзаконными актами. Это необходимо, дабы исключить всевозможные манипуляции со стороны местных чиновников и предпринимателей.
Собственно федеральный закон, который теоретически должен стимулировать переработку и утилизацию мусора, собирались принять еще этой весной. Идея заключалась в том, чтобы установить утилизационный сбор на все импортные товары. Планировалось, что полученные таким образом средства как раз и пойдут на финансирование отрасли переработки и утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Однако процесс увяз в возражениях и предложениях. Руководство «Ростехнологий» указало на тот факт, что введение сбора автоматически повысит цену иностранных товаров. Повышение цены влечет за собой понижение интереса покупателей и их «уход» к отечественным производителям.
И все бы хорошо, но такой ход не остался бы незамеченным странами – членами ВТО. Он бы им явно не понравился. В качестве альтернативы глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов предложил создать негосударственный фонд на базе саморегулирующейся некоммерческой организации предприятий по переработке ТБО.
Когда законодатели в России проявляют очередную инициативу, многие задаются вопросом: по кому это ударит и как? Неудивительно, что уже сейчас в блогах наблюдается немало дилетантской критики идеи закона. Одни сетуют, что подорожают именно самые необходимые товары. Другие волнуются, что из-за нехватки работающих центров по переработке мусора фактически появится еще больше незаконных свалок, притом, что на бумаге все будет шито-крыто.
По мнению некоторых экспертов, тревожные догадки не имеют ничего общего с реальностью. «Количество незаконных свалок растет и без принятия этого закона, – полагает аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк. – Возможно, в окончательном варианте будут прописаны обязательства по утилизации импортных товаров именно на определенных полигонах. При этом на иностранные авто не следует ожидать повышения цен, так как на данный момент утилизационный сбор в России уже действует с 1 сентября 2012 года и включен в их стоимость».
Сейчас базовая ставка сбора составляет 20 000 рублей, при этом конечная сумма зависит от коэффициентов, учитывающих мощность автомобиля. Постепенно утилизационный сбор на иномарки должен снижаться и в середине 2013 года сравняться со сбором для отечественных производителей. По мере увеличения мощности перерабатывающих заводов и развития системы утилизации он должен приблизиться к европейским нормам и составлять не более 1% от стоимости автомобиля.
Другие эксперты, наоборот, менее оптимистично настроены по отношению к перспективам введения нового сбора. По словам аналитика финансовой компании Aforex Артема Деева, все потенциальные издержки в конечном счете будут переложены на потребителей, поскольку производители никогда не согласятся корректировать рентабельность, тем более по инициативе государственных органов власти.
«Создание замкнутых и безотходных технологий обязательно найдет свое отражение в стоимости товара, но подобный подход будет оправдан только в том случае, если утилизация действительно будет соответствовать заявленным стандартам. В противном случае мы можем получить очередной завуалированный сбор, ответственные за который будут находиться на недосягаемом уровне. Остается надеяться, что инициатива данного законопроекта основана на потребности реализовать программу построения утилизационной отрасли с минимизацией социальных последствий для населения», – рассуждает Артем Деев.
Зато в отношении реакции стран – участниц ВТО мнения аналитиков схожи. «Недовольства быть не может, поскольку Россия, вводя утилизационный сбор, не дискриминирует импортеров, а определяет одинаковые условия для всех участников рынка», – считает г-н Деев.
Директор департамента маркетинга компании «Автолокатор» Глеб Славутский полагает, что нововведение ничего не изменит: «ВТО предложила России два пути к выравниванию условий реализации российских и иностранных авто: или все платят живыми деньгами, или предоставляют гарантии безопасности утилизации».
Наиболее выгодным для России оказался первый вариант в связи с оговоркой в законе об иностранных инвестициях, что никакие изменения не могут ухудшить условия договора. Поэтому при введении утилизационного сбора для всех государству придется компенсировать расходы предприятиям, работающим в режиме промсборки. То есть фактически это документальная формальность, потому что бюджет, скорее всего, дополнительной прибыли от нововведения не получит, зато продолжит получать средства от сборов с импортеров. Соответственно, ожидать кардинального изменения цен на автомобили не приходится.
Как бы там ни было, в выигрыше остается государство. Если учесть, что на начало 2013 года в России насчитывается около 36 миллионов легковушек, а средний срок использования авто – 16 лет, то все эти авто должны быть утилизированы к 2033 году. «Для того, чтобы утилизировать данный автопарк, государство потратит около миллиарда долларов», – подсчитал Глеб Славутский. По данным Федеральной таможенной службы, за первый год в федеральный бюджет поступит около полутора миллиардов долларов от сборов с импортеров.
Впрочем, пока депутаты не спешат называть точных цифр, ограничиваясь предположениями. По самым грубым прикидкам, если за 2013-2020 годы Минпромторгом будет собрано на утилизационном сборе с автотранспорта около 440 миллиардов рублей, то размер госфонда составит 4-5 триллионов рублей. Если использовать все его средства по назначению, достичь поставленных целей нетрудно. Однако мы живем в России, поэтому никогда не знаешь, куда уплывут эти деньги и где потом вынырнут.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Точно сказано! Безисходность напрягает...
Россиянам грозит новый всеобщий сбор, на этот раз – утилизационный."
-В смысле, налог, что ли(?)
Остального много где не предвидится даже в намётках, разве что на свалках, как всегда. А свалки у нас теперь повсюду, стоит только совершить попытку за город выйти сделать. На автомобиле оно, конечно,не так воняет (окошки закрыть можно).
А помнится, ещё лет почти 50 назад ездили машины и собирали хлам всякий даже по деревням, в Поволжье точно это было: одни макулатуру, другие - тряпки, третьи - бутылки, четвёртые - металлолом.
Ребятишки, детки, в смысле, это весь этот утиль собирали, таскали и сдавали.
За тряпки старые, помнится, леденцы давали в баночках металлических, лимонд.
Там, где это далеко, к примеру на острове, вывозилось всё через порт.
Надо полагать, были и предприятия по переработке вторсырья, иначе зачем было его собирать.
зы. А автохлам тоже на бумаге утилизовали?
Создадут государственное предприятие "Росмусор". Директором "Росмусора" назначат Чубайса и за год украдут все деньги из фонда, разделят и закроют тему. Мусор как был на свалках, так там и останется.
Теперь введут утилизационный сбор на продукты питания, которые со временем неизбежно превращаются в известную субстанцию.
Ну вот и новая кормушка для воров, как будто мы за вывоз мусора не платим.