Банки ответят за отмыв

Банкам, бизнес которых связан с теневым оборотом, видимо придется искать другой источник дохода или вовсе уходить из бизнеса. Центробанк намерен значительно усилить свои полномочия по противодействию в отмывании средств. Это коснется тех кредитных организаций, чьи доходы от теневого оборота или его обслуживания составляют более 50%, пояснил «Известиям» первый заместитель председателя ЦБ Алексей Симановский. При этом, если доход от деятельности, характерной для теневого бизнеса будут превышать 20%, планируется вводить ограничения на операции.
В России действуют около 4,7 миллиона юридических лиц. Из реестра исключены примерно 2 миллиона организаций, из них 60% - это различные Общества с ограниченной ответственностью. «То есть, примерно пятая часть всех ООО связаны с сомнительными операциями, либо являются «однодневками». На основе этих параметров можно предположить, что с «однодневками» работают 20-25% всех коммерческих банков в России, при этом основная доля операций приходится на региональные банки», - поясняет аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова.
Впрочем, эксперты полагают, что для большинства клиентов грядущие перемены абсолютно не критичны. «Вряд ли это сильно отразится на обычных вкладчиках - подавляющее большинство из них уже держит деньги в более-менее надежных банках, и приток новых вкладов связан в большей степени все-таки с «нормальными» банками», - отмечает аналитик Allianz Investments Ариэл Черный.
Коллегу поддерживает и заместитель председателя правления АКБ «Ланта-Банк» Дмитрий Шевченко. «Если вклад составляет сумму, попадающую под систему страхования, то для вкладчика нет никакой разницы, обслуживается он в крупном банке или нет. Безусловно, суммы превышающие страховое возмещение вкладчики предпочитают держать в крупнейших или проверенных банках», - говорит он.
Проблема еще и в том, каким образом будут выявляться «теневые» банки. По словам Дмитрия Шевченко, «фирмы-однодневки» имеются в любом банке, но это еще не говорит об их причастности к деятельности банка. Кроме того, и без внесения поправок в законодательство ЦБ уже внимательно следит за ситуацией.
«Поскольку Центробанк столкнулся с этой проблемой ещё в 2008 году, когда пришлось срочно спасать отдельные банки, такие как ВЕФК или «Тарханы», где были обнаружены существенные выводы денег через «фирмы-однодневки». Но это произошло только после того, как АСВ провел в этих банках весьма подробную проверку. А до этого у ЦБ, похоже, не было даже тени подозрения, что там что-то неладно, пока кризис не грянул», - напоминает аналитик АК «Барс Финанс» Полина Лазич.
Эксперты не ожидают массового отзыва лицензий у банков. Хотя бы потому, что выявить теневую деятельность не так-то просто. Необходимо провести целый комплекс проверок и доказать вину подозреваемого. В противном случае ограничения на операции, и уж тем более отзыв лицензии, будут попахивать субъективизмом.
«Понятие теневого оборота достаточно размыто и принятие подобных поправок потребует значительной проработки регулятором. А донесение и объяснение подобных инициатив до населения потребует еще большего времени», - поясняет директор департамента продаж и продуктов «Росгосстрах Банка» Вилен Ли.
Если формулировки окажутся крайне общими, а понятие «теневой оборот» – явно не юридический термин, велик риск субъективизма, расширительного толкования и веерного применения санкций, поддерживает коллегу председатель правления «ФлексБанка» Марина Мишурис.
Внесение поправок в закон «О банках и банковской деятельности» может сыграть на руку крупным и надежным банкам. Не исключено, что часть вкладчиков переведет свои сбережения в более солидные кредитные учреждения. Однако массового бегства капитала к «монстрам» банковского сектора также не предвидится. Скорее всего большинство вкладчиков оставит свои сбережения в банках, защищенных Агентством по страхованию вкладов.
Комментарии читателей Оставить комментарий