Улюкаев: экономика может, но не хочет

Началась вторая половина лета, а правительство без устали, не помышляя о каникулах, продолжает трудиться над экономическими планами и программами.
В июле два заседания кабинета были посвящены мерам стимулирования экономического роста. Выступая на первом заседании, состоявшемся 4 июля, глава Минфина Антон Силуанов нарисовал весьма мрачную картину. Он говорил о том, что майские указы президента обойдутся примерно в 2 триллиона рублей и их нельзя реализовать без бюджетного маневра, о необходимости сокращения уже принятых и утвержденных расходных обязательств бюджета, о необходимости поиска дополнительных источников финансирования при воплощении крупных инфраструктурных проектов.
Выкладки, аргументы и предложения Силуанова были в целом одобрены правительством. А спустя всего три недели на заседании кабинета практически с такой же повесткой дня свой стратегический план представил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев.
Во вступительном слове глава правительства Дмитрий Медведев напомнил присутствующим, что темпы экономического роста в стране снижаются в силу целого ряда внешних и внутренних причин. В начале года ждали, что увеличение ВВП составит 3,7%, а по последним прогнозам едва ли дотянет до 2,4%.
«Мы с вами прекрасно понимаем, что таких темпов для развития нам недостаточно, – подчеркнул Медведев. – Упор мы можем сделать на качественные составляющие роста. Другой возможности у нас просто нет. Имеется в виду, конечно, и проведение структурных реформ, и использование имеющихся ресурсов развития технологического потенциала».
Алексей Улюкаев поддержал Антона Силуанова в том смысле, что общая картина в отечественной экономике складывается совсем нерадостная: промышленное производство топчется на месте, инвесторы бегут из страны вместе с капиталами, общий объем экспорта падает, а импорта – растет. Потихоньку начала увеличиваться и безработица.
Улюкаев отметил, что в экономике сложился своеобразный разрыв: предприятия работают не на полную мощь и фактически выпускают меньше того, что могли бы.
Меры, необходимые для перелома создавшейся ситуации, глава Минэкономразвития по-военному лаконично и четко изложил в пяти разделах и 24 пунктах.
В сущности, ничего нового Улюкаев не открыл: надо развивать малый и средний бизнес, повышать инвестиционную привлекательность, доступность банковских кредитов, доводить до цивилизованных стандартов деловой климат в стране и активизировать наконец деятельность реального сектора.
Эти постулаты, как мантры, годами повторяют в той или иной последовательности президент, премьер и все руководящие работники рангом пониже. А раз приходится повторять – значит, ничего не меняется.
Если сразу прочитать все стенограммы заседаний правительства за последние годы, где были приняты решения по развитию малого бизнеса, то может сложиться впечатление, что индивидуальный частник у нас давно стал привилегированной особой, которого любовно опекают десятки министерств и ведомств. Это если не знать истинного положения дел...
Улюкаев предложил создать для малого бизнеса некую кредитную вертикаль. Федеральный фонд будет выступать поручителем перед региональными фондами, а те, в свою очередь, будут гарантировать коммерческим банкам платежеспособность предпринимателей и юридических лиц, у которых нет должного обеспечения по кредитам.
Эта схема кажется чересчур тяжеловесной и бюрократизированной. Ведь для того, чтобы обратить на себя внимание банка и получить кредит на развитие, хозяину сапожной мастерской из Воронежа придется ехать в Москву и там стучаться в Федеральный фонд. И еще неизвестно, что из этого получится.
Еще один вариант, предложенный Улюкаевым, кажется более простым и надежным. Частники смогут через «Внешэкономбанк» получить доступ к кредитам из средств Фонда национального благосостояния. И придумывать ничего не надо – кроме разумных ставок, конечно.
За малый бизнес вступился и Дмитрий Медведев, когда разговор на заседании зашел о честной рыночной конкуренции и существующих административных барьерах.
Глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что больших успехов в развитии конкурентной среды в стране нет. Для многих предпринимателей, не имеющих серьезной поддержки в государственных структурах, равный доступ к энергетике, инфраструктуре и заемным средствам остается лишь мечтой.
А все упирается, по мнению Артемьева, в рудименты советского мышления, которые сохранились у большинства ответственных чиновников и руководителей крупных госкомпаний, больше похожих на финансово-экономические империи. Их идеал успешного бизнесмена – это крепкий хозяйственник из прошлого века, которому и не нужно мыслить современными категориями и вести честную конкурентную борьбу.
Медведев поддержал негодование Артемьева и заявил: «От таких административных ограничений страдают и малый, и средний бизнес, и вообще все, кто пользуется соответствующей государственной системой».
Улюкаев озвучил поэтапный план выхода из сложившейся ситуации. К 15 сентября министр предлагает утвердить механизм перечисления резервов ФНБ в крупные инвестиционные проекты. Еще через месяц можно будет детально обсудить инвестиционную перспективу и возможную отдачу самих проектов, которые существуют пока только на бумаге.
К декабрю всем заинтересованным министерствам – Минэкономразвития, Минфину, Минтрансу, Минэнерго и Минпромторгу – предлагается окончательно определиться с глобальными проектами, которые требуют дополнительного финансирования из резервных фондов, в том числе и пенсионных накоплений.
К Новому году Улюкаев предлагает подготовить закон о налоговых льготах для физических лиц, которые вкладывают средства в российские ценные бумаги. План Улюкаева по выведению экономики из ступора рассчитан на пять ближайших месяцев. Пять месяцев – это 150 дней.
До боли знакомые расклады. На заре кардинальных экономических перемен, в 1990 году, Сергей Шаталин, Николай Петраков и Григорий Явлинский подготовили программу «500 дней». В ней они по времени и по порядку расписали, какие шаги надо предпринимать, чтобы максимально быстро и безболезненно преодолеть переходный период от плановой экономики к рыночной.
Авторов тогда обсмеяли и ошельмовали. Теперь предлагается совершить прорыв по всем важнейшим направлениям за втрое меньший срок.
Интересно, какая судьба ждет авторов этого плана...
Комментарии читателей Оставить комментарий
КПРФ и не может быть партией рабочего класса, как наследница КПСС, которая на ХХ1 съезде КПСС волею Хрущёва, тайком от трудового народа, отказалась от марсистско - ленинской доктрины "диктатуры пролетариата", то есть по сути отказалась от марсистско - ленинского понимания роли рабочего класса в истории и следовательно от марксизма - ленинизма, как пролетарского учения. Через 30 лет КПСС канула в небытие. Так что КПРФ сегодня никого не представляет кроме как самоё себя.
Я дико извиняюсь, но полагать, что нормальный представитель малого бизнеса клюнет на "кредитную ловушку", это надо просто считать этих людей идиотами. А они далеко не такие. Умеют считать деньги и понимают, что любой кредит оставит его "без штанов". Как представитель этого бизнеса считаю, что кредиты в этом государстве берут дети для покупки авто, у которых за спиной "крепкие" родители.
Вся кредитная система в РФ -грабительская (доже писать об этом скучно).
В давние приснопамятные времена, ~1980, издательство Мир выпустило книгу, "США: реклама и общество". В оной детально расписывалось (в том числе), как должна работать и антиреклама. Т.е приклеивать наклейку на бампер - голосуйте за республиканского кандидата, а затем на это машине всех подрезать и показывать при этом известные жесты, нацепить аналогичный значек и доставать публику на вечеринке, etc. Так вот, мнится, что употребление "Русских-по-духу производств", это продолжение описанного ряда - см."довести его до абсурда" из ПСС. Двух зайцев одним разом, и слово русский скомпромитировать, и евреям реноме поднять.
Кпрф старая партия, она, как попы, работает на своих функционеров. Народ её содержит, а Эюганов всё лезет в президенты и знает, ему это не светит. Он одного не пониимает, что или быть во власти или управлять партией. Ему нечего делать в думе, а нужно работать в партии, усиливать её, а он якшается с попами, лезит в друзья Гундяеву. Партия не способна от него избавиться, он её сделал придворной. Вот было мощное выступление на болотной, а Эюганов вместо того, чтобы возглавить стихийное движение народа, оболгал это движение и пальцем не пошевелил. А почему? Потому, что он доволен выборами в думу. А ведь он мог сговориться с Мироновым и устроить политический кризиз, отказавшись от мандатов. Даже если бы одни депутаты КПРФ бросили мандаты, то дума была бы не лигитимной и были бы назначены новые выборы. Вмё это говорит о том, что КПРФ стала не партией рабочего класса, а болотом. В дуие нет ни одного от этой партии из рабочих. Бездействие КПРФ способствовало разгрому нашей промышленности. Это должны знать рядовые этой партии и распрощаться с ней.
Путинизм - это сказка, чем дальше, тем страшнее!
\\\\\\\\\\\\
В России заправляет Пятая колонна, правозащитиники, диссиденты, инородцы. После прихода к власти опорой Путина стало не большинство русского народа, а антирусские либеральные силы. Эта злостная и намеренная политика агрессивного либерального меньшинства все болше и больше погружает страну в ужас бесконечной самоликвидации, выходом из которой может быть только победа русского народа.