«Компромисс одиннадцатого часа»: как Америка избежала банкротства
В последний момент Америке удалось спастись от технического дефолта. Историческое событие, учитывая, что с 1790 года, когда страна впервые вышла на долговой рынок, так близко к краху она еще не оказывалась. Считаные часы назад Конгресс США утвердил, а президент Обама подписал так называемое «соглашение одиннадцатого часа»: не успей Вашингтон до полуночи, американские долговые обязательства рисковали превратиться в тыкву.
Благодаря компромиссу на Капитолийском холме Минфину США разрешается занимать средства сверх долгового лимита в 16,7 триллиона долларов, который давно был преодолен. Впрочем, лимит заимствований повышен лишь до 7 февраля, а средства на работу американской государственной машины выделяются до 15 января. Привязать к документу ликвидацию обамовской реформы здравоохранения оппозиции не удалось. Но и у Белого дома чистой победы не получилось: наполеоновское требование Обамы повысить потолок госдолга на год и без всяких условий республиканский Конгресс отмел.
Бюджетно-долговой кризис, даже разрешившись благополучно, стал для Америки серьезной встряской. Рейтинговое агентство S&P подсчитало, что одно только закрытие госструктур (а в вынужденном отпуске свыше двух недель находились 17% ведомств) обошлось в 24 миллиарда долларов. По разным оценкам, ВВП США в четвертом квартале недосчитается до 0,6%, так что рост за этот период может и не выйти за слабенькие 2%. Агентство Fitch безжалостно поместило на пересмотр наивысший кредитный рейтинг США, ААА.
С другой стороны, удивляет, что из этого дурного политэкономического спектакля Штаты сумели выкарабкаться без более тяжелых потерь. Стоимость краткосрочных заимствований (по одно- и трехлетним бумагам) подросла, но она далеко не так высока, как можно было бы ожидать. Доллар особых потерь не несет, а американский фондовый рынок в последние месяцы стабильно рос, несмотря ни на что. Почему?
Причина проста. На рынках никто не ждал, что едва переговоры в Конгрессе провалятся, по улицам начнут бродить зомби, как сострил Economist. Что бы ни творилось «на Холме», природа и статус американских долговых бумаг не изменились ни на йоту. Штаты располагают уникальным долговым инструментом. Рынок облигаций США по-прежнему самый большой и надежный, и он поддерживается открытой инновационной экономикой, выпускающей собственную резервную валюту. Кроме того, биржевые игроки и мировые центробанки с самого начала видели: хотя в экономике Штатов полно структурных перекосов, одна из ключевых причин кризиса – политические игрища Капитолия и Белого дома, а значит, когда они будут доиграны, ослабеет и кризис.
Но если финансовый мир более или менее уверен в Америке, сами американцы, по многочисленным прогнозам, эту уверенность будут быстро терять. Армия безработных может пополниться на 900 000 человек, добавив полпроцента к показателю безработицы. Это, в частности, означает, что Федрезерв вряд ли будет ставить вопрос о прекращении стимулирования экономики. Полноценного бюджета у Америки до сих пор нет, хотя новый финансовый год начался 17 дней назад. И с учетом этого факта в ближайшие три месяца политикам придется аж трижды укладываться в жесткие временные нормативы.
К 13 декабря Капитолий и Белый дом должны будут согласовать долгосрочные бюджетные ориентиры, притом, что их позиции не стали ближе ни на йоту. Напротив, политическая элита расколота как никогда: республиканцы, уставшие соглашаться, не оставляют мыслей о реванше, ну а Обама по-прежнему уверен, что лучшее средство от государственного мотовства – это промотать еще триллион-другой. Затем наступит 15 января, и у правительства кончатся деньги. Здесь тоже будет сломано немало копий. И, наконец, 7 февраля деньги закончатся уже у всей страны, и тут нас ждет вторая серия только что завершившегося дефолтного спектакля.
Выходит, что политический, а с ним и бюджетно-долговой кризис далеки от завершения. Оба они лишь отложены на три месяца и после Рождества снова встанут в полный рост, разгоняя замкнутый круг из политической нестабильности и экономических болезней. Кризисный режим работы постепенно становится нормой для американских государственных финансов, и, пожалуй, это самый опасный для Америки вывод, который мир мог сделать сегодня утром.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да что такое какой-то маленький индейский томагавк в сравнении с нормальной русской булавой,объяснительман?Индейцев то бедных почти всех и погеноцидили,не так ли?Уж не от наличия ли устаревшего инструмента по сравнению - или давай паритетом мериться?У кого считаешь больше?
А больше-у того,кому терять меньше,дон.т?
И уж поверь-мне,как и моим предкам-пролетариям в этой стране,при помощи доброжелателей из-за океана,и сейчас терять нечего...
Будешь меряться,глупыш-или поверишь?
сша - ЦИРК, абама - КЛОУН смеется над всем МИРОМ------ Но не знает Америка хорошую оссийскую поговорку хорошо смеется тот кто смеется последним. Чего смееяться можно подумать Америка из кризиса вышла. От голода и холода не застрахован никто . Не надо забывать что Америка голод уже переживала в 30-х когда в Америке каждый день умерали от голода. Один российский экономит уверен что чем больше оттягивают американцы свой коллапс тем больше расплата ,больше диспропорции в экономике. Еслиб США не оттягивали свой конец то вышлиб из кризиса с минимальными потерями. Не понимаю если амеры прекрасно понимают что их ждет крах зачем его оттягивать чтоб потом еще хуже стало. Снова,жадность.
Ну и чем поможет развал России? Развал СССР помог американцам тем что Россия перешла на доллары и американцы захватили рынки бывших союзников СССР Восточной Европы т.е в последний раз расширили рынки сбыта. А сейчас развал России какие даст рынки сбыта США,да никакие по простой причине что у России в отличии от СССР их нет.
Навязанная США миру финансовая система добивает само США...
В феврале, может, и не будет, но в какой-то момент это настанет. На нашем веку. Времена, когда в долг давали, а вопрос был только в том, брать или нет, покажутся райскими.