МВФ усомнился в российской антикризисной подушке

России пора нарастить свои суверенные фонды, а те средства, которые в них сейчас находятся, тратить рационально. Эта мысль красной нитью проходила через выступление официального представителя МВФ в России Бикаса Джоши. Он полагает, что так называемого бюджетного правила больше недостаточно для пополнения российских запасов на черный день. И без его изменения, а также без проведения структурных реформ уже в среднесрочной перспективе Резервный фонд и Фонд национального благосостояния (ФНБ) быстро истощатся. Россия, считает Джоши, больше не может использовать модель роста, которая опирается исключительно на торговлю постоянно дорожающими углеводородами, особенно если учесть, что ненефтегазовый дефицит российского бюджета давно и стабильно держится у отметки в 10%.
Еще Джоши полагает, что, помимо наращивания антикризисной подушки, Москве надо бы отважиться на диверсификацию экономики, в которой 65% сырьевого экспорта составляют углеводороды, реформировать пенсионную систему, осуществить бюджетные сокращения и выпить еще несколько подобных лекарств разной степени горькости и полезности. С чего вдруг МВФ забил тревогу и насколько обоснованны его опасения?
Предупреждение Бикаса Джоши – не первый сигнал от МВФ: летом фонд уже советовал Кремлю ужесточить бюджетное правило и агрессивнее пополнять антикризисные резервы, а заодно отказаться от тех госрасходов, которые ничего не дают экономике, потому что при нынешней модели развития, достигшей своего предела, эти траты будут стимулировать только инфляцию.
Бюджетное правило, которое упомянул Джоши, – один из важнейших инструментов пополнения наших антикризисных резервов, но его эффективность уже не раз ставили под сомнение и у нас, и за рубежом. Напомню: это норма, по которой в бюджет закладывается усредненная цена нефти за последние пять лет. Если реальная цена оказывается выше, излишки нефтедолларов поступают в Резервный фонд. А после того, как он вырастет до 7% ВВП, они должны делиться поровну между ФНБ и инфраструктурными проектами.
Бюджетное правило, как считается, повышает конкурентоспособность российской экономики и спасает ее от перегрева, но иногда это спасение выглядит так, как если бы вы прятались от солнечного удара в холодильнике. Сейчас оно не столько наполняет Резервный фонд, сколько тормозит экономику, лишая ее государственных вливаний, говорят некоторые специалисты. Фактическая цена нефти довольно скоро может оказаться ниже расчетной, и тогда из-за отсутствия «лишних» нефтедолларов бюджетное правило будет пробуксовывать. А если цены будут высокими, никаких дополнительных вливаний наша стагнирующая экономика все равно не получит, потому что нефтегазовый жирок все равно откладывается в Резервном фонде, а тот еще очень нескоро возьмет заветную семипроцентную планку.
Как ни парадоксально, высокие цены на нефть сейчас играют против России. Правительство уже давно (и видимо, небезосновательно) перестало бояться прогнозов обрушения нефтяных цен, которые, вопреки всем экспертным страшилкам, уверенно держатся у потолка и валиться к роковому рубежу в 80 долларов за баррель что-то не собираются. Вывод, который делают наверху: все хорошо, реформировать ничего не нужно, а шальные нефтедоллары можно и дальше откладывать на черный день, вместо того чтобы с толком вбрасывать их в развитие страны.
Вот только о серьезном укреплении антикризисных резервов говорить больше не приходится. По проекту бюджета на следующие три года, пополнение Резервного фонда выглядит довольно скромным: туда будет попадать все меньше и меньше денег. В 2014 году в него поступит не 600 миллиардов рублей, как предполагалось, а вдвое меньше; в 2015 году – уже не 818 миллиардов, как надеялся Минфин, а «ноль рублей ноль копеек». А в 2016 году – 382 миллиарда рублей, чуть больше, чем в 2014-м. Тенденция, как видим, прямо противоположная тому, что советует МВФ.
Но даже то, что лежит пока мертвым грузом в суверенных фондах, однажды в кризис может сгореть без большой пользы, так и не успев послужить экономике в нормальных условиях. На сентябрь в Резервном фонде и ФНБ (они появились в феврале 2008 года после дробления Стабфонда) покоилось примерно 5,6 триллиона рублей, распределенных между ними пополам. Это менее 8,5% ВВП России, а если брать один только Резервный фонд – менее 4,5%. И, судя по всему, опасения МВФ небеспочвенны: если грянет очередной кризис, денег может не хватить. Когда ударил предыдущий, мы бросили в его топку аж 9% ВВП, причем за очень короткий срок. В начале 2009 Минфин насчитывал в Резервном фонде почти 5 триллионов рублей, а к началу 2011 года эта копилка похудела до каких-то 775 миллиардов.
Итак, к очередному моменту затягивания поясов Россия подходит без достаточного запаса средств, если не считать, конечно, последнего рубежа – золотовалютных резервов. При этом распечатывать кубышку, возможно, придется уже скоро. Накануне замминистра экономического развития Андрей Клепач предупредил, что в третьем квартале российская экономика вообще не развивалась: прирост ВВП держится около нулевой отметки, хотя правительство ждало, что именно в третьем квартале будет хоть скромный, но рывок. Технически это пока не рецессия, но тенденция, что называется, обозначилась.
Время покажет, кто оказался прав – МВФ или правительство России. Впрочем, все предупреждения отечественных и иностранных экспертов Кремль нередко раскладывает лишь в две папки: «Это мы сами знаем» (читай: делать ничего не будем) и «Не знаем и знать не хотим». При таком раскладе предупреждать можно сколько угодно: правительство начнет действовать, лишь когда уже будет поздно. Да и как будто в России без МВФ не понимают, что нельзя всю жизнь победно восседать на нефтяной бочке...
Короче говоря, «скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят, пусть чтобы и у нас не чистили, а то храни бог войны, они стрелять не годятся». Где-то мы это всё уже слышали.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Циклические кризисы капитализма случаются каждые 8 лет.
Когда приходит демократический президент, он перестает финансировать экономику и поднимает курс доллара.
Когда приходит республиканский президент, он поднимает цену на нефть и обрушает доллар.
При приходе Обамы все ломанулись в доллар и вся мировая экономика стала. Все теперь умнее Сороса.
И Обама, нарушая традицию, таки начал печатать доллары, но с задержкой в три года.
Когда придет республиканец, он будет это делать еще более активно, а значит цены на нефть в долларах еще подскочат.
Так что следующий оченно структурный и циклический кризис нам не страшен.
Проблему долга американцам надо срочно решать. Опыт есть.
Когда Китай обогнал их по ВВП, они срочно пересчитали свой и по новым расчетам у них опять самый большой ВВП.
По их методике расчета долга самая несчастная страна мира это Швейцария - у них лежит в банках триллионы чужих долларов.
Но вот вопрос, почему швейцарцев это не расстраивает, как американцев?
Потому что они эти деньги не засчитывают в свой долг.
Фаня ..Не верь русскому..Продаст..Как Костичка ..Брата Леничку..Воронины..
Что за чёс? "подушка" в баксах, а они - лишь резаная бумага...
Вот Джоши сказал, и сразу там наверху все рот откроют, все просто потрясены будут таким глубоким ясновидением. А то что все нормальные люди в нашей стране давно видят погибель и криком кричат - наплевать. Все дело в том, что подушка безопасности у "элиты" имеется, а на страну им глубоко начхать. Подумаешь, пара-тройка десятков миллионов местного населения загнется от голодухи и безнадеги, так кризис же! Кстати, через месяц начнется виток подъема цен на продовольствие, а к весне цены подскочат вполтора-вдвое. Здесь никакой МВФ не подскажет, чем можно будет компенсировать реальный дефицит продуктов питания, от которых сегодня наше доблестное правительство отбивается с помощью универсального Онищенко. И от миллиардов, закопанных на американском поле чудес, проку уже не будет. Из бумаги может получиться только, пардон, туалетная бумага.
Надо же, какие заботливые